Ридна матэ моя

Инна Бальзина-Бальзин
1 сентября 2019. Великобритания, Ноттингемшире

Ридна матэ моя

Мама моя умерла в декабре 2011, но в памяти моей она порой как живая, рядышком и рядом со мной,  - мама, её глаза и тело и кожа и пот, слова и рассказы,
- такая же живая и будто я всё дитя в том моменте памяти и сегмента, слушаю её рассказы и вижу её.

Я знаю, многие люди имеют порой такое ощущение, что их мама рядом с ними. И это означает ещё:  мы в ауре защиты нашей мамы, где бы мы не были и не жили.

Владимир Высоцкий пел это в его песне:

Наши мёртвые как часовые,


Я тогда продолжу эту мысль чуть чуть.

Наши мёртвые всё же живые,
Охраняя, на страже стоят.

И заботится мать, как и прежде:
Как ты, сынку? сынок?,  -
Это ж мать.

И заботится так же о дочке:
- Убери, прибери как весь дом!
Чтобы был в чистоте,
Как Учила.
А то стыдно
Мне,
Видеть всё то.


Сколько раз,
Мы одни,
И вдруг слышим,
Голос памяти
Мёртвых - живых!
Всё заботясь, волнуясь,
Чтоб жили,
И ещё, чтобы нам повезло:

То ругают:
- Ленишься?
А как я?
Отпахала своё от зари?

И всё так же,
Нас поучая,
Невидимые -
Видимым
Мы.


Это вот так нахлынуло, мама как живая,
кожа живая до пор и родинок и пота.
И такая же молодая и красивая и родная.

1 сентября 2019 года, дети идут в школу, как и я когда то пошла первый раз.

Вспомнила вдруг. Маму так близко-близко, родную, живую, любимую, красивую, светлую.

Мама любила рассказывать мне, как она меня родила,  в 1961 году,  8 июля,  в городе Хабаровске.

Они поженились с моим отцом в 1960.   Он был курсант, молодой и красивый, совсем совсем молодой.

И вот суббота, 8 июля 1961 года в городе Хабаровке настало.  У мамы моей, беременной мной, начались схватки.

А отец мой был футбольный болельщик, любил ходить смотреть фунтбольные матчи.

У мамы схватки начались, и она ему:

- Саша,  пора в больницу ехать. Мне рожать пора.

А папа был молодой и глупый.  Ответил:

- А ты не могла бы подождать?  у меня сегодня я 2 билета взял нам на футбольный матч!  Посмотрим?  А потом и пойдёшь рожать?  Я так ждал этот матч!  Посмотреть хочу!

Приехали они всё же в роддом, схватки уже шли.

Маму мою переодели:   одели такие белые бахилы сапоги на ноги,  белую рубашку,  -  всё  чистое и стерильное.

А схватки шли,  и так,

что она меня чуть там в роддоме в лифте не родила,  её поднимали, лифт,  а у неё схватки:   я торопилась родится.

Маме этот момент казался неприличным.

И я так и не поняла, где же конкретно я родилась в той Хабаровской больнице-госпитале:

или в лифте, пока поднимали,
чтобы  неприлично для дамы как моя мама,
признаться,

то ли её всё же успели довести
до родового зала.

Роды были быстрые.

Они так долго не ехали.

Мама меня потом так и называла иногда:
-  Моя торопыжка!

Потом мне на ручку и ножку одели марлевую повызку мягкую с зеленоватой клеёнкой с номером:   это всем младенцам так, чтобы не перепутали.

Но меня всё же перепутали там, в Хабаровском роддоме:

маме принесли на кормление
вместо меня, урождённой девочкой,
как   девочка
Инна Александровна Бальзина,
- мальчика, рыжего мальчика.

Мама увидела вместо своей дочки-меня,
рыжего пацана. 

Мама подняла тогда им там жуткйи скандал,
и стала громко кричать:

-  Это не моя дочь!  Это не моя дочь!  Это чей то какой то мальчик!  А где моя дочь?  Принесите мне мою дочь!


Рыжего пацана у моей мамы забрали, и унесли.

А меня не приносили и долго,  - больше часа искали,   по какой то причине.

Потом принесли.


Мама мне этот случай часто рассказывала.
И вынимала с архива своего те марлевые повязочки и бирочки,  показывая мне: вот, твои, родилась.

И ещё и маленький крестик:  говоря мне, как меня в 2 месяца крестили, её мама, моя бабушка Нина, и тётя Галя, жена моего дяди,
показывала фотку дня крещения.


Уже после распада СССР, были телепередачи,  и люди узнавали вдруг, что во время СССР им порой в роддомах детей подменяли и меняли:  местами.

Моя мама говорила мне,  она об этом знала,  слухи и рассказы ходили, и её беременную предупреждали и много много раз:

-  Как родишь, сразу же смотри, кто:  мальчик или девочка, и запоминай.  Детей подменяют и меняют.

Так и случилось.

Если бы моя мама этого не знала,  и не посмотрела бы, что родила дочь,

то потом что?   ей в документах записали бы сына? 

Моя мама с детства тылдонила мне:
- как родишь, сразу смотри, - кто и запоминай, и смотри, чтобы тебе твоего ребёнка не подменили бы в роддоме!

И вот я второй раз дома родила,  сама у себя приняла роды. И ещё и при муже. Муж присуствовал и видел. Ребёнок родился, и ребёнок его.   

*Первые роды я готовилась рожать дома тоже,  но не получилось.

Ещё моя мама говорила про свою беременностью мной.  Что её и других рожениц держали в больнице и давали какие таблетки всем пить.   Все пили эти таблетки, а моя мама зажимала таблетку, шла в туалет, и выплёвывала, смывая.

Про эти таблетки её тоже кто-то - там предупреждал:

- никакой химии! и никаких "их" таблеток пить нельзя! пока беременная!

Моей маме  до беременности и по всей её жизни никаких таблеток не выписывали:  сибирское здоровье.

Я не знаю, что ей там понавыписывали, от чего и какой диагноз. Но она это не пила, делала вид только,  не споря.


У моего отца отрицательный резус, 3тья группа крови.  У моей мамы и у меня положительный резус, у мамы была 1ая группа крови,  и у меня  3тья группа крови.

Т.е. мой и мамин резус был положительный.

Обычно, если у ребёнка отрицательный резус,  а у матери положительный, или, точнее, наоборот: если у матери отрицательный резус и у отца положительный,   то в процессе беременности 
просят пить таблетки.

Мама моя не пила.  Ни в 1ую беременность мной,  ни в 2ую, моим братом.

Ещё мама любила мне показывать родинку на левой руке:  и я неё и у меня и у маминой мамы бабушки Нины и у мамы бабушки Нины,  - у всех в этом месте на руке родинка.


Вспоминаю что-то свою маму.  Так жалко, такую родную, дорогую, любимую. Красивую.

Сумки таскала , сколько, продукты купить, принести, сготовить, семью накормить. Стирать-гладить.  И ещё и дочь воспитывать.

Красивая женщина, очень!

Вспоминала что-то с утра.

Мне эти  белые бахилы сапоги на ногах что-то в памяти так , странной непонятной "занозой вехой" остались.

Мама моя говорила мне тогда:  меня прямо как Космонавта вынарядили.  Белые бахилы на ногах стерильные особые, белую рубашку.    Это чтобы в родовой зал идти рожать тебя.

Потом на каталку - стерильную.  И к лифту, в операционный зал.

Это город Хабаровск, РСФСР, СССР, советское время.  Суббота,  8 июля 1961 года.

Я рожала дочь, в Риге в очень хорошем роддоме,  и мне и нам в 1981 году не одевали на ноги белые бахилы сапоги,
стерильные.

Наверное, требования стандартов 1961 года,
к стерильности, было выше и иное?

Я потом где-то видела
какое то фотко где-то
там эти такие белые бахилы
были в фотке.

Какое то фотко, там тоже такое и так.

Не помню только, где и о чём.

А!  Гагарин шёл, в космос лететь. Космический костюм.

В  Космосе невесомость?

Почва и камушки, прилипшие в подошве обуви, стали бы в невесомости "летать",
засоряя воздухосборники?

Ещё белые бахилы я видела и белые халаты, в документальном фильме о работе атомной станции,  - одевали такое,  видимо, или как то защищало, или не внести туда что-то с улицы.

Всё хотела спросить.  Там же ещё женщины рожали?  в июле 1961 года в  г.Хабаровске?

Кто-то помнит рассказы своих матерей,
о белых бахилах-сапогах,
что их выдавали  роженицам
одевать на ноги
при родах?
в Хабаровском роддоме?
в 1961 году?


Или в  любом другом роддоме  РСФСР или СССР?  или в любом роддоме каком то?

Чтой то описание тех белых бахил на ногах
как то и запомнилось и вспомнилось вдруг.

Это стоило же такие деньги?  Каждой роженице такое и так организовать?

Потом, с роддома, маму выписали.

Мой папа и хозяйка квартиры,  где мама комнату снимала, встречали её, и сын той хозяйки.

Гостили и арендовали мы жильё недолго:  мне было 2 месяца и мы уехали с Хабаровска  жить на Украину,  в  Гайсин.

Вначале в  Львов, оттуда в Гайсин.

Больше мы никогда в г.Хабаровск Россия не возвращались.  Но моя мама сохранила нежную и добрую память о хозяйке квартиры,  женщине и её сыне, у кого она снимала комнату в квартире, - вот, впустили, и беременной и потом.

Та женщина и показала ей, как мыть ребёнка, мама не знала. Хозяйка квартиры, у кого она сняла жильё, показала и учила.

У моей мамы такие тёплые слова и память остались о всех тех людях и той семье.

Через 2 месяца после моего рождения, поезд дальнего следования увёз всю нашу семью, папу, маму и меня.

А сердце и память о добрых людях на пути моей мамы и меня, так и остались и греют.




Инна,
Урождённая   
Инна Александровна Бальзина

Ианна  Инна  Бальзина-Бальзин
Eanna  Inna  Balzina-Balzin

"Ридна матэ моя",  рассказ
http://www.proza.ru/2019/09/01/1113
https://www.stihi.ru/2019/09/01/5556