Суждение без личных пристрастий 2

Горовая Тамара Федоровна
                «Un jugement sans faire intervenir des preferences               
                personnelles» (франц.) — Суждение без привлечения личных               
                предпочтений  (Определение исторической объективности                               
                //Издание «Larousse»)

     Воспользовавшись материалами SNCF*, представленными в книге В. А. Кочеткова «Отряд “Сталинград” в Лотарингии» [4], я составила схемы, на которые нанесла крушения поездов в той части Лотарингии, где проходила деятельность отряда под руководством Г. П. Пономарева. На первой схеме нашли отражения диверсии трёх последних месяцев 1943 года (Рис. 1), на второй — акции шести месяцев 1944 года (Рис. 2). При анализе карт обращает на себя внимание то обстоятельство, что количество диверсий в этой части Лотарингии до появления в лесу возле деревни Луазон советских маки было весьма ограниченно. Так, в октябре 1943 года в северной части этого района была осуществлена одна диверсия: 31.10 на отрезке дороги Gondrecourt-Aix, Fiquelmont. Вторая диверсия, приведшая к сходу с рельс одного вагона, произошла на существенном удалении от места базирования отряда 1, в южной части в районе Нанси. 
     В ноябре-декабре ситуация практически не изменилась: осуществлена всего одна диверсия в ноябре и одна в декабре: первая 12.11 на отрезке дороги Audun, Joppеcourt, вторая 5.12 на перегоне Spincourt, Baroncourt. Вероятнее всего, крушение поездов было организовано, как я уже писала, Элиасом Дорном, присланным руководством FTP в департамент Мёрт-и-Мозель для создания партизанских отрядов. Вероятнее всего в этих операциях принимал участие будущий командир «Сталинграда».
     Северо-западнее, приблизительно в 100 км от базирования немногочисленной тогда группы беглых советских военнопленных, в районе Шарьевиль-Мезьер (Charieville-Mezieres), очевидно, действовала группа маки, которая проводила в эти и последующие месяцы множество диверсий на железнодорожной ветке в приграничном с Бельгией районе.
     В январе 1944 года с появлением отряда «Сталинград» в лесу возле селения Луазон количество крушений в Лотарингии увеличилось до двух: на отрезках ж/дороги Conflans-Jarny Giraumont (6.01) и Aubouе, Homеcourt (13.01), по-видимому, обе осуществлены группой «Сталинград» (участие отряда во второй нашло подтверждение в архивах департамента Мёрт-и-Мозель) [8с].
     В феврале число диверсий в районе увеличивается до четырёх: 12.02 – Spincourt, Arrancy; 19.02 – Conflans-Jarny, Gondrecourt; 25.02 – Longuyon, Charenzy-Vezin; 26.02 – Hatrize, Giraumont. Полагаю, что все перечисленные диверсии могли быть выполнены «сталинградцами» (подтверждение во французских архивах найдено акциям за 12.02 и 25.02) [8b,с]. Ещё два спуска поездов упоминает в рапорте №5 «Жорж», даты приведены ошибочно [7в]. В результате первой диверсии  были спущены три цистерны с горючим, она названа в рапорте «в районе Итаин» (населённый пункт Etain находится приблизительно в 13 км от места аварии 19.02); во второй — поезд с рудой «в районе Бонакурт» (в 7 км от места крушения 26.02 расположен населённый пункт Boncourt).
     С 7 по 17 марта в Лотарингии зафиксировано три акции по спуску поездов: 7.03 — Fiquelmont, Gondrecourt-Aix; 10.03 – Verdun, Dugny 17.03 – Audun-le-Roman, Fontoy. Вряд ли они выполнены отрядом Пономарева, с 7 марта на него начались облавы, и партизаны вынуждены были перебазироваться и затаиться в лесном массиве возле населённого пункта Anoux до 22.03, нападению отряда на шахту в Piennes (в рапорте №5 Пономарева фигурирует ошибочная дата 27.03) [7в].
     В апреле отмечено четыре крушения поездов: 2.04 – Fiquelmont, Gondrecourt-Aix; 21.04 – Joppеcourt, Audun-le-Romain; 27.04 – Audun-le-Roman, Sancy; 27.04 – Audun-le-Roman, Fontoy.  По меньшей мере, две диверсии, вероятно, — работа отряда «Сталинград». Место обоих спусков поездов в рапорте №6 (как и прежде, с ошибочными датами) Пономарев обозначает: «в районе Кондрекурт», имея в виду, по всей вероятности, населённый пункт Gondrecourt. Первый поезд был с наливным горючим, второй — с углём [7г]. Gondrecourt находится непосредственно на месте аварии за 2.04 и приблизительно в 18 км от места крушения за 21.04 и 27.04.
     Здесь я должна прервать описание, чтобы ещё раз внести разъяснение в вопрос: почему практически во всех рапортах командира отряда ориентировочно (иногда слишком) определено местоположение диверсий «сталинградцев» и почему все даты либо отсутствуют, либо названы ошибочно. Следует отметить, что Георгий Пономарев — человек не слишком большой грамотности и, по-видимому, впервые ему довелось разбираться с латиницей, лишь оказавшись в плену. Он, естественно, не мог правильно прочитать названия населённых пунктов по-французски, поэтому употреблял выражения «в районе», называя деревню или город, расположенный поблизости или на существенном расстоянии, который мог хоть как-то прочитать или запомнить на слух, но, увы, искажая. Так, попытавшись отобразить название селения Saulxures (Солсюр), он написал его как Лауксхурес  (неверно прочитав на карте), но, видимо, всё же, вспомнив звучание на слух, в скобках указал Сосюр [7и]. 
     В боевых характеристиках, которые писал «Жорж» на бойцов отряда, в том числе и на моего отца, присутствует фраза: «... был участником разгрома железнодорожной станции Мэри около города Новый Шатун...» [6]. Имеется в виду железнодорожная станция Merrey (Мэрэй), находящаяся приблизительно в 40 км от Neufchateau (в рассказах отца название города звучало как Нэфшато, в Википедии — Нёшато). Под воздействием слов «около», «Новый Шатун» могут возникнуть большие сомнения в отношении местоположения станции. Тем не менее, рапорт капитана Бреда, командира подразделения Шомон от 9 августа 1944 года, представленный в главе «Из сумерек к грядущему рассвету 2» («Советские маки Франции»), не оставляет сомнения, что речь идёт о станции Merrey, находящейся на значительном расстоянии от Neufchateau.
     Некоторые наименования, приведённые в рапортах Пономарева, всё же можно отнести к тому или иному населённому пункту, но многие искажены так, что не представляется возможным определить их настоящие названия. К таковым относятся: Обакурт (рапорт №3), Коми (рапорт №4), Нетрезе, Веери, Конглярвийер (рапорт №7), Кравие (рапорт № 11). Название Сабля (рапорт №11) в итоговых рапортах превращено в Субле или Souble. Местечко Гондрекур (Gondrecourt) в разных рапортах, очевидно, отражено как Кондрекурт (рапорт №6), Жандракурт (рапорт №7). [7б, в, д, з, и]
     Показательно то, что мой отец, человек умный, обладающий хорошей памятью, знавший латиницу, также чаще всего не мог правильно озвучить названия французских населённых пунктов, где происходили те или иные операции партизан. Вероятнее всего, им было вовсе не до того, чтобы фиксировать и запоминать подобную информацию.
     Из документов партизан искажённые названия населённых пунктов перекочевали в местную прессу и даже в некоторые исторические работы...
     Датировка во всех рапортах «Жоржа», очевидно, не соответствует времени их написания. В начале рапорты просто некуда было отправлять, вряд ли бумаги, написанные на русском языке, смогли бы прочитать руководители французского подполья, организовавшие и опекавшие отряд. Штаб в Нанси, возглавляемый Василием Таскиным, появился только в середине апреля. В «майском» рапорте №7 [7д] полностью отсутствуют все даты. В «июньском» рапорте №8 не приведено ни одной операции, вряд ли партизанский отряд целый месяц оставался без работы [7е]. Отсутствие действий в июне противоречит словам моего отца и С. М. Ларина, которые появились в отряде в конце мая-начале июня; оба утверждали, что участвовали в диверсиях с поездами; это также отражено в их Боевых характеристиках. Скорее всего, в рапорте №7 «Жорж» записал всё, что вспомнил, включая также операции, уже приведённые в более ранних рапортах. Можно предполагать, что все рапорты Г. Пономарева были написаны в августе, на завершающей стадии боевых действий, на это натолкнула меня фраза из последнего рапорта №11 «категорически забюрократился». Кстати сказать, в этом рапорте в начале гласит надпись: «Отряд Сталинград с 1 сентября по 11 сентября проделал следующие работы...», а в конце рапорта стоит дата его написания — 18.VIII  [7з]...
     Перечисленные факты дают основание предполагать, как могла появиться в рапорте №4 запись: «2 февраля <....> под Вердуном разобрали железнодорожный путь и спустили эшелон под откос» [7б]. По мнению господина В. А. Кочеткова, командир «выдумал» эту диверсию [4]. Столь категоричное заключение, без определения как вероятностное, может привести к ложным представлениям и даже перечеркнуть всю деятельность «сталинградцев». Меж тем, подумав и поняв ситуацию, многому можно найти объяснения, не выдвигая подобных обвинений. Первый вариант: забыв вписать одну из диверсий января в январские рапорты, «Жорж» решил вписать её в первых числах февраля в следующем рапорте. Второй вариант: если рапорт писался через семь месяцев после события, он мог точно не помнить, в каком месяце оно состоялось. Третий вариант: Пономаревым подразумевалось крушение поезда 19.02 в районе Conflans-Jarny, Gondrecourt. В таком случае, диверсия за 19.02 занесена им дважды: в рапорт №4 и №5 [7б,в]. Одна из перечисленных версий могла иметь место в реальности; по-видимому, «Жорж» не мог вспомнить, как правильно написать близрасположенные населённые пункты, поэтому назвал район Вердена (расстояние между пунктами спуска поездов и Верденом более 30 км). Но, при рассмотрении даже столь удалённых объектов в региональном плане, местоположение диверсий за 6.01, 13.01 и 19.02 условно можно назвать словосочетанием «под Верденом». (Для сравнения: «Сражения 1941 года под Москвой» — это и Волоколамск 108 км от Москвы, и Клин — 105 км, и Нарофоминск - 68 км, и более удалённые города). Русский человек, сибиряк Пономарев наверняка мыслил масштабами России...   
     Очевидно, формальный подход к анализу документации отряда «Сталинград» может привести лишь к ошибочным выводам и суждениям...
     К завершению боевых действий руководству Штаба в Нанси нужна была бумажная документация отряда, настала пора подумать о возвращении на Родину и об отчётности о проделанной во Франции работе, которую можно было бы предоставить органам госбезопасности в доказательство того, что партизаны отряда не сотрудничали с врагом, не состояли в частях предателей Родины, а воевали против оккупантов в чужой стране. Стремление составить документацию отряда вполне обосновано, ведь на стороне гитлеровской Германии с оружием в руках воевало порядка миллиона советских граждан, и при отсутствии документов, подтверждённых руководством ФТП, советских макизар вполне могли причислить к воевавшим на стороне врага. В связи с этим решено было зафиксировать все выполненные отрядом диверсии и боевые операции и заверить их подписями и печатями ЦКСП***. Видимо, не склонный к бюрократической работе «Жорж» вынужден был исполнить приказание Штаба. К моему большому огорчению, я не спросила отца, в каком месяце и сразу ли после выполнения заданий им были написаны рапорты с подробным изложением хода операций, осуществлённых под его руководством...
     Так что не стоит гражданину США господину Кочеткову, занимающемуся интереса ради изучением участия советских людей во французском Сопротивлении, акцентировать внимание на противоречиях в датах и названиях и ожидать получения точных привязок к местности и точной датировки в рапортах «Жоржа»; их там, к огромному сожалению, практически нет. За редкими исключениями (коими являются, к примеру, нападение на пост прослушивания, осуществлённое в день Советской армии 23.02, а также диверсия в последующий за праздничным день, в районе Colmey) [7б]. Конечно, дату создания Советской армии знал каждый её солдат.
     Нужно сказать, что противоречия, внесённые командиром отряда в документацию, никак не умаляют его заслуг. Несомненно то, что он обладал редким, можно сказать, фанатичным бесстрашием, умением организовать людей, инициативностью, смекалкой, необходимой при выполнении заданий, стоящих перед отрядом, и, конечно же, был предан своей Родине...
     В отношении В. А. Кочеткова справедливости ради добавлю, что я по-прежнему благодарна ему за огромный труд по изучению и систематизации большого массива материалов французских архивов, которые позволяют дополнить эпизоды свершений более чем 70-летней давности, анализировать, уточнять детали, предполагать версии развития событий. А также за предоставленную возможность использования этих материалов при описании истории советского партизанского отряда в Лотарингии. Но, чувство благодарности не может быть основанием для того, чтобы согласиться с некоторыми его категоричными высказываниями, порочащими память тех, кого я знала лично и по письмам из архива отца, и кого уже нет среди живых. Кто, не смирившись с рабской участью, с оружием в руках продолжал бороться с фашизмом в чужой стране далеко от своей Родины. Хочется пожелать Владимиру Алексеевичу беспристрастности и объективности при анализе архивных материалов, а во всей этой истории видеть главное, не выпячивая второстепенные мелочи. А также быть снисходительнее, добрее, учитывать трагичность судеб советских людей, оказавшихся в плену, решившихся на побег и влившихся в ряды Сопротивления, и понимать сложность их выживания в экстремальных условиях...

     Обращает на себя внимание тот факт, что по мере перемещения партизанского отряда на юг, в том же направлении «перемещались» диверсии, зафиксированные в документах SNCF. Это особенно хорошо иллюстрирует приведённая карта (Рис. 2): на севере деятельности отряда преобладают синий (зимний) и жёлтый (весенний) цвета; на юге, где отряд находился в мае-июне, — исключительно красный (весенне-летний) цвет. То есть, диверсии за первые четыре месяца тяготеют, в основном, к местоположению базирования отряда 1 и 2. Майские и июньские крушения поездов расположены вокруг баз отряда 3 и 4. Вряд ли это случайные совпадения. Из этой закономерности выпадают акции за 3.05, 6.05, 17.05, 20.05, 21.05, 8.06 и 9.06, местонахождение которых слишком удалено от мест базирования 3 и 4. Командир «Жорж» не оставил никаких подробностей, которые свидетельствовали бы о десантировании диверсионных групп на большие расстояния. Но, к примеру, диверсия, совершённая 13.01 между Aubouе и Homеcourt, упоминаемая во французском рапорте [8а] и подтверждённая по материалам SNCF, находится на значительном удалении от базы 1 (возле селения Луазон), в которой в январе находился отряд (расстояние Homеcourt-Loison порядка 35 км).  По этому поводу возможно лишь строить догадки, опираясь на отдельные фразы в рапортах...
     Из восьми крушений поездов, осуществлённых в мае, отряду «Сталинград» могут принадлежать от трёх до четырёх акций. 
     Три диверсии в рапорте №7 [7д], обозначенные как «в районе Пана»: вероятно, это саботажи: Chambley, Onville (1.05); Rembercourt, Jaulny (11.05) и Chambley, Mars-la-Tour (12.05). Все три диверсии находятся на расстоянии порядка 10-20 км от населённого пункта Pannes.
     В том же рапорте «Жоржем» назван спуск поезда «в районе Жандракурт». Похоже, имеется в виду диверсия за 3.05 на участке Fiquelmont, Gondrecourt, на удалении около 40 км от базы 3.
     Диверсия в районе Fromezey 21.05 на участке Verdun, Eix-Abaucourt фактически привела к схождению с рельс лишь локомотива, в рапорте №7 говорится, что в районе Фромези спущен под откос двойной эшелон. Возникает сомнение, что речь идёт об этой же диверсии. Возможно, что «Жорж» неверно отразил название деревни. Но не исключено, что имело место умышленное (с целью придания значимости акции) либо невольное  (по причине забывчивости) преувеличение.
     Ещё два спуска поездов за 17.05 и 20.05 находятся на значительном удалении от мест базирования 3 и 4 и возможны лишь в том случае, если появятся сведения о десантировании диверсионных групп на большие расстояния.
     В июне отрядом Пономарева, по-видимому, было осуществлено порядка четырёх-пяти диверсий, все они расположены недалеко от места базирования 4.
     Крушение поезда 7.06 на отрезке пути Maxey-sur-Vaise, Sauvigny (с применением взрывчатки) могло быть осуществлено отрядом «Сталинград», так как недалеко от места аварии есть населённый пункт Goussencourt который «Жорж» вполне мог назвать Женекурт. В рапорте №7 упомянута операция по захвату партизанами динамита [7д], его могли использовать при осуществлении диверсии.
     Первую часть наименования населённого пункта Naives-en-Blois (Naives) Пономарев вполне мог обозвать Нетрезе [7д]; в 20 км от него 18.06 сошёл с рельс поезд между Loxеville, Lеrouville.
     Крушение между Girauvoisin-St-Julien, Rambucourt (24.06) вполне можно определить как военный поезд с  Брусса, который следовал с военными грузами [7д].
     Диверсией в районе Туль можно считать аварию между Toul и Foug 27.06 [7д].
     Остальные диверсии, отмеченные в материалах SNCF (за 8.06, 9.06), слишком удалены от базирования отряда в июне, и могли быть осуществлены «Сталинградом» лишь при десантировании групп на большие расстояния.
     Таким образом, общее число подтверждённых по архивным сведениям и неподтверждённых (предполагаемых) диверсий, осуществлённых отрядом «Сталинград», вероятно, может достигать 15-16. Если найдётся подтверждение о десантировании диверсионных групп на большие расстояния, их окажется немногим больше. Это не 25 (как определено по подсчётам В. Таскина), но и не 7, как написано в приказе №23 о награждении Пономарева Военным крестом с бронзовой звездой.

     Следует отметить, что рапорт №7 Г. Пономарева [7д] вполне может являться итоговым, в таком случае изложенные в нём железнодорожные диверсии относятся к периоду с января по июнь 1944 года (включительно). Так, в нём, похоже, повторяются диверсии в районе населённых пунктов, встречающиеся в более ранних рапортах. Если принять такую версию, то акции на железной дороге за 12.02, 19.02, 25.02, 26.02, 2.04, ранее встречающиеся в рапортах №№4, 5 [7б,в] следует считать повторяющимися в рапорте №7. Таким образом число диверсий с поездами сократится до 12-13. Об этом можно рассуждать лишь с долей вероятности. Впрочем, к категории вероятных могут быть отнесены все диверсии, упоминаемые в рапортах Г. Пономарева, за исключением тех, которые нашли отражения в документах французских архивов, хотя это совсем не означает, что они не могли быть выполнены «сталинградцами».
     Общее количество крушений поездов на железных дорогах в районе действия отряда «Сталинград» за шесть месяцев 1944 года достигает тридцати. Прежде чем рассуждать о достоверности приведённых в рапортах Г. П. Пономарева сведений (а тем более, выдавать догадки и домыслы за истину в последней инстанции), нелишним было бы определиться с количеством других групп маки в этом районе и отыскать материалы о том, какая группа (или группы) партизан могли осуществить эти тридцать диверсий.

     К огромному сожалению, возраст и обстоятельства не позволяют мне совершить поездку во Францию, чтобы поработать в архивах и попытаться лично установить детали обозначенных диверсий, хотя приглашение от администрации департаментальных архивов Мёрт-и-Мозель и Верхней Марны мною получены. Остаётся надеяться на порядочность, беспристрастность и объективность будущих исследователей истории отряда «Сталинград», в котором воевал мой отец.

https://clck.ru/HmKmX – Ссылка для желающих более детально рассмотреть приведённую карту.

 _______________________
*ФТП (FTP) —  Франтирёры и партизаны (Francs-tireurs et partisans) — название французского движения Сопротивления

**SNCF — Sосiеtе nаtiоnаlе des сhеmins dе fer francais (Национальная компания французских железных дорог).

***ЦКСП — Центральный комитет советских пленных, организованный по инициативе французской компартии в октябре 1943 года.

 _______________________
Использованные источники:

1 Акрицкий В. Вдали от Родины //Советская Кубань. / Орган Краснодарского краевого ком. КПСС и краевого сов. нар. деп. 16,18.12.1964.

2 Гонтарь В. «Сталинград» на востоке Франции //Степные зори. / Общ-полит. газета Ленинградского района Краснодарского края. 05.2001

3 Коробихин В. Кавалер ордена Почётного легиона //Комсомолец Кубани. / Орган Краснодарского краевого ком. ВЛКСМ. 24.03.1966.

4 Кочетков В А. Отряд Сталинград в Лотарингии Т&В Медиа © 2018.

5 Нечаев Г. А. Мстители из Вердена //Комсомолец Кубани / Орган Краснодарского краевого комитета ВЛКСМ. 30.08.1966.

6 Сидоренко А. Без права на забуття... — Полтава: АСМI, 2006.

Архивные материалы:

7 Центральный музей Вооружённых сил РФ, документальный фонд, инв. № № а)11/948/3, б)11/948/4, в)11/948/5, г)11/948/6, д)11/948/7, е)11/948/8, ж)11/948/10, з)11/948/11, и)В-4/1949 (копия рапорта за 22.09)
 
8 Archives departementales de Meurthe-et-Moselle : a)WM 322, b)WM 315, с)WM 1304

9 Service historique de la Defense : Dossier administratif de rеsistant de Elias Dorn, 16P 190041.

Сайты:
10 https://afr.t-n-v.com/dorn, https://aru.t-n-v.com/э-дорн/биография Архивные  материалы. Т&ВМедиа (2017).

11 https://en.calameo.com/read/000056873097a85682716 (Jean-Claude Magrinelli. EN REGION LORRAINE. Le groupe FTP Buffard-Gambetta a prеparе la libеration de la Lorraine, Institut de l'histoire du syndicalisme, Les Cabiers de l'Institut, "Le syndicalisme cheminot, 1939-1944, de la repression a la liberation", Les Cabiers de l'Institut, n 51, 3-e trimestre 2014).