Вифлеем сша, дереевня и город. дневник

Эмма Веденяпина
Деревенские проблемы: кто открыл мою калитку? Вчера я ее потолкала, чтобы проверить, закрыта ли - она была точно закрыта. А сейчас стоит распахнутая настежь. Кто-то мог снимать показания счетчика? Но счетчик с другой стороны дома. Если бы тут водился скот… но в этой деревне нет и не было скота. Потому что сама деревня построена в новое время,точнее сказать – в новейшее.

Cчитается – это город, но на вид - типичная английская деревня: двухэтажные особняки, обширные гладкие ярко-зеленые лужайки. Ни цветов, ни овощей, ни фруктов. По краям участков, то есть домовладений, - огромные деревья. Около нашего дома - две могучие ели развесистые, я высчитала рост: 17 метров. Я считала, как папа учил, четвертью - расстояние от кончика большого пальца до кончика указательного, у мужчины - 25 см, у меня 17 см. С помощью простого правила, смерив окружность четвертями, я вычислила высоту дерева.

Человек имеет все мерки с собой. Минимальная- вершок - 4см, длина его фаланги указательного пальца, его первая часть до сгиба. Длина четверти - 25 см у мужчины, у меня - 17 см.Локоть - 50 см у мужчины и 40 см у женщины – расстояние от локтя до кончика пальцев. Аршин - 70 см, длина руки. Метр - расстояние от левого плеча до кончика среднего пальца правой руки, а от кончиков средних пальцев обеих раскинутых рук - 150 см, длина стопы - 25 см у мужчины, у меня немного меньше, этим можно пренебречь и считать -  25 см. Папа учил меня не просто так, а для того, чтобы я не погибла в концлагере (за дворянство предков, несмотря на декабристов) на общих, гибельных работах, а работала учетчицей – без калькулятора и без всяких приборов, с помощью простых формул.


Ели стоят, как стражи, дальше клены, тоже развесистые, и береза, раскинувшаяся на два участка, на наш и на соседский, ее ветви достигают нашей веранды. Птицы невидимые свистят, щебечут, чирикают. Иногда даже слышно соловья. Белка скачет по ограде, по верхнему краю старых почерневших досок.

Этой ограде за сто лет. Как и почтовому ящику при парадном входе. Почерневшие доски ограды расположены в три ряда, друг над другом, с большими интервалами. Они не защищают, а только обозначают границы владения.

Эта ограда напомнила мне сразу очень старый двор в деревне и доски для книжных стеллажей, которые папе сделали по его заказу (по моей постоянной просьбе) в артели имени «Первое Мая» в деревне Дежневка. Те доски были толще этих и много прочнее – новые, папа протравил их морилкой, жидкостью коричневого цвета, от насекомых, точащих дерево. Самые доски он поставил вертикально стояками, а поперек прибил к ним короткие доски. На них я поставила книги. Мечта сбылась. У меня есть стеллаж. До того у меня была мечта иметь этажерку. Я долго внушала папе мысль об этажерке. Он не отказывался, он соглашался, но этажерки все не было. Пока мама наконец сказала ему: что же ее морочишь. Сделай наконец этажерку. А то ее книги везде навалены.

И вот однажды папа торжественно внес этажерку! Ее поставили в угол. Я поставила на нее свои книги, а папа повесил на ее угол свой брючный ремень, зацепив его за точеную верхнюю балясину, и сказал:
- У нас есть этажерка, и все вещи положены на этажерку.
Фраза стала крылатой в нашей семье. Если кто-то что-то искал, то все приговаривали: у нас есть этажерка, и все вещи положены на этажерку.Там всё и находили.Когда появились стеллажи, этажерка превратилась в место для мелких предметов, а книги основательно встали на стеллажи.

Как делались эти вещи,этажерка и стеллажи? Почему пришлось долго просить об этом? Потому что делал их столяр во внерабочее время. Он запрягал лошадь и ехал в лес за реку Белую, рубил там дерево или два, сколько надо, привозил их в артель , пилил, колол, строгал. Потом заходил в контору и докладывал: «Ляксандр Федорыч, готово. Кто повезет?» Папа говорил: скажи Ване, пусть отвезет к дому,. И Ваня-кучер грузил доски на телегу и вез их к дому, прямо к подъезду, а папа вышел, и они вместе подняли доски на четвертый этаж. Ваня сказал: мне помочь еще? Папа сказал: нет, Ваня. Ты уже помог. - И Ваня ехал назад, гоня пустую телегу. Это не то что теперь: если в Москве, то поехал в «Детский мир» да и накупил что хочешь. Или вовсе закажи по интернету, и всё привезут домой и еще спасибо скажут. А тогда - в середине двадцатого века на Южном Урале, в СССР, пережившем страшную войну, было вот так. Зато просто и надежно.

Что касается почтового ящика, то здесь он сделан не так, как современные почтовые ящики, продолговатые и узкие, а как квадратный домик, из крепкого материала, надежно укрывающий корреспонденцию. На его фасаде выпукло изображен горнист – так когда-то всадник-почтальон трубным гласом предупреждал о прибытии почты. Сзади у ящика замочек, но можно и просто открыть старинную крышку с надписью «Letters» и просунуть руку поглубже - вытянешьиз древнего недра современную газету или банковское авизо. На задней стенке тоже есть изображение.

Там трубач сошел с лошади и, держа в левой руке приподнятую шляпу, правой протягивает письмо хозяйке, которая стоит пред ним с фонарем в правой руке, левой удерживая высокую собаку. По бокам ящика изображен большой рог на длинной цепи, символ изобилия.

Семейными преданиями веет от этих картин старинной деревенской жизни. Так и хочется сказать кому-то между прочим: мы тут живем уже третье поколение и помним, как такой вот почтальон принес сюда однажды долгожданную весточку от молодого хозяина, уехавшего куда-то в далекую даль…Радостно ахнула хозяйка,залаял пес, от восторга вздернув морду при звуке знакомого имени, не так давно звавшего его в поход на лис…Но в этой стране нет ни лис, ни охоты на них. Страна новая, но старые воспоминания, и потому невольные ожидания того, что было и чего никогда больше не будет, тем более что с нами этого не было и быть не могло. Мы русские. Мы только начитанные, а не жившие ни в то время, ни в тех условиях.

Большой рог на цепи немного подвел меня. Я уснула днем и во сне слышу – мелодичный громкий звук. Думаю: это мне снится охота, рог звучит. А на самом деле приезжал человек провести интернет, он нажал кнопку звонка у парадной двери – она такая мелодичная… Я не встала, и он уехал, написал записку.

Деревня наша - это город Вифлеем, но по всему виду это деревня, только не наша русская, а настоящая английская, странная. Совсем не наша. Дома стоят не в ряд, не по линии, а вокруг круглой поляны, словно сошлись на беседу и на погляд. Другие дома на трассе стоят как попало – и вдоль трассы, и вглубь, фасадами в разные стороны. Но оказывается, тупик, в котором стоят наш дом и несколько рядом, - это гарантия безопасности. Те дома, что вдоль проезжей части, рискуют быть подверженными нападению разбойных проезжих, хотя о них и не слышно.

От нашего дома, находящегося по всей видимости в глубинке и в тупике, на самом деле пять минут (езды, конечно) до большой дороги, хайвея, и до торговой площади. К ней можно бы и пешком пройти, но здесь нет пешеходов. Пеший путь прегражден густыми деревьями, скрывающими заграждения. Нет пути пешему. Садись в автомобиль.

Храм святителя Николая Чудотворца – в пяти милях. Рядом. Но все же пешком не пойдешь. Храм замечательный – Американской Православной Церкви. Построили его несколько лет назад в чистом поле. До того здесь стоял храм, построенный в 1916 году, в разгар Первой мировой войны. В Америке много земли, слава Богу, и храм просторный, и трапезная большая, и много места для парковки автомобилей. И ехать недалеко от города. А вокруг церкви – простор…
Внутри храм украшен не такой росписью, как наши храмы. Иконы не совсем, как у нас, - сюжетные, но все узнаваемые.

Храм очень высокий, полон воздуха и света. Прихожане сидят на длинных лавках с бортами, у которых есть карманы, а в них молитвенники. В основном люди все же стоят, а сидят только во время проповеди после Евангелия и во время ектений (прошений). Лавки внутри размечены – каждая на десять мест, но нет преград между местами. Всего, кажется, в храме могут сесть больше двухсот, а при большом желании все триста человек.Отдельно стоит большая трапезная, соединенная внутренним проходом. Причащаются, кажется, все присутствующие. Это обычно в американском приходе. Здесь нет обязательной исповеди перед причастием, так как исповедь и причастие – это разные таинства.

Местная церковь живет по новому стилю, как и все русские церкви в Америке – ради празднования Рождества Христова 25 декабря, чтобы со всеми встретить новый год 1 января.

Сейчас дома, как наши, строит кампания для продажи. Но когда-то предок нашего дома стоял здесь не как городской, а как самый деревенский. Об этом свидетельствует ограда вокруг дома и небольшого участка земли-лужайки. Соседние дома строились уже как городские. У них нет такой ограды. Фасады облицованы по-разному, и архитектура отличается – дома не под гребенку.

Но если некогда здесь располагалась деревня, то возникает вопрос: где река? Не может быть, чтобы обходились колодцем. У нас, как и везде, наверно в те времена, деревни селились по реке. Вдоль Белой – Дежневка и Воробьевка, вдоль Уфимки – Богородицкое, Глумилино, а теперь из них Уфа миллионная выросла, не говоря о Волге. Там уж такие города стоят! А здесь рекой и не пахнет.

Сейчас ставят дома на любое пустое место. Коммуникацию к нему подведут хоть куда. Как когда-то в Черниковске мне сказал слесарь: куда раковину ставить? Могу хоть на потолок - но вам будет неудобно. Однако наш дом-предок стоял давно, больше ста лет. Сужу по елям, по почтовому ящику и по забору. Где тогда брали воду? Наш дом стоит в небольшой низине. Соседние дома – современные, тоже двухэтажные, явно того же возраста что и наш современный дом (а я говорю не о предке, о том доме, который сейчас стоит). Они стоят на небольшом возвышении. Вокруг них- можно сказать: лес, он не дает увидеть, что за ним, хотя деревьев на самом деле немного.Наверно, их сохранили, а не вырастили.

Обычно дом естественно строят на возвышении. Наш дом (предок) могли строить тогда, когда вокруг все места были застроены. Но где же вода? В те древние времена, к которым относится наш почтовый ящик, здесь должна была быть вода естественного происхождения, а не из бутылки или цистерны.

В нашем микроозере вчера я видела четыре красных рыбки, а сегодня пять. Одна из них маленькая, а одна из больших – светлого цвета, видимо, другая порода. Я мелко покрошила мягкий белый хлеб. Две рыбки тут же выплыли и начали головкой толкать кусочек каждый свой. Первая проглотила, вторая за ней, но медленней. Первая сразу начала игриво, как молния, скользить в воде. А вторая словно нехотя за ней, но тут же замерла. Потом вынырнула третья красная, и за ней белёсая. Она вообще замерла, и я долго думала, не померещилось ли мне, может, это не рыбка, а коряга. Но вот зашевелилась и поплыла - все же рыбка.

Сегодня разглядела: мусорные баки соседи устанавливают рядом с почтовыми ящиками, они у них обыкновенные, современные – продолговатые, плоские. Зато в конце ящиков есть такой сигнал: если хозяин опустил туда письмо, которое надо отправить по почте, то в конце ящика появляется красный сигнал. Почтальон при виде его забирает письмо и отвозит на почту. У нашего почтенного ящика этого нет. Такой услуги в давнюю пору не оказывали, а письмо на почту посылали с нарочным, если сами не могли или не хотели.

В России почти никто уже и не пишет писем. Ведь есть телефон. Даже телеграмму передают не как раньше, а по электронной почте. А здесь почта вполне работающая. По почте пересылают много деловой корреспонденции, да и поздравительные открытки в ходу. Почтальон приезжает на автомобиле. Он не выходит из машины, через окно засовывает газеты и пакету в ящик и едет дальше. Рекламу возят отдельно, в пятницу после обеда, много разных страниц упакованы в полиэтиленовый пакет, его выбрасывают на траву или на асфальт около дома – и разносчик дальше едет, почти не останавливаясь, только притормозив.


Здесь у меня вдруг стал срабатывать механизм не моей памяти – что-то застряло в сознании когда-то давно и теперь вдруг выскакивает. Так, стою у забора и вижу – одна машина, другая - соседи съезжаются после работы, у меня мысль: как живут! А? У каждого машина! – Из какой глубины выплыла эта фраза? Явно не моя. А когда подъезжали к дому первый раз, у меня мелькнула мысль: а есть ли там во дворе веревка на столбах для просушки белья? Я прекрасно знаю, что здесь две машины: одна стирает, другая сушит. Я никогда не развешивала белье во дворе. Папа сумел купить стиральную машину в 1956 году, в тот месяц, когда я поступила в университет в Москве. А до того мама стирала на доске, а папа выжимал – с такой силой, что иногда рвалось полотенце, выжимал почти насухо, а мама как-то сушила, а до того была прислуга, домработница. Она и стирала, сушила - меня это не касалось. В общежитиии вовсе невидимый некто стирал и приносил свежее белье. После замужества были стиралки всегда. И вдруг такая мысль – древняя и не моя. Атавизм.

У соседей Сьюзен и Майкла две собаки. Они живут во дворе, как и положено собакам. Они громко лают, когда я выхожу в свой сад (на самом деле не сад, а лес) и приближаюсь к их стороне. Тогда хозяин или хозяйка окликает псов, и они умолкают.

Белки здесь, наверно, летяги. У них очень большой хвост, и они ловко перепрыгивают, как перелетают, с дерева на дерево. Хвост так и притягивает взгляд – хорошо бы на воротник.

Соседка вышла на лай двух своих собак и окликнула меня. Я собирала сухие прутья с кустов, на ее оклик развернулась в ее сторону. Она подошла и завязала разговор. Она назвала себя: Со-о. я не поняла, и она это поняла по моему пытливому взгляду, повторила несколько раз: СОо, Соо. Потом сказала: Сьюзен. Тут я просияла: Сьюзен! Очень хорошо. Сьюзен, муж Майкл, дети - не поняла имен - и две собаки – она и их назвала с улыбкой. Я назвала себя и сына.

Она протянула мне руку. Мы обменялись рукопожатиями – я сказала: very nice! очень приятно. Дважды. И мы разошлись. это вчера а сегодня она опять вышла на лай собак – я вышла за почтой, но тут из-за нашей ограды выскочила белка – большая, как сибирская, не как в Чарлстоне – белка метнулась к нашему сараю, но собака ее заметила и кинулась за ней с лаем!!! Белка молнией умчалась в лес (то есть в соседний двор). Сьюзен крикнула собакам и сказала мнеHi!. Так пообщались уже как знакомые.

Здесь во дворах нет цветов, ничего. Вся эта вроде-деревня стоит на опушке леса. Опушка – это пустое место в лесу, корень: пус=пуш. Только здесь люди сами создают эту опушку – они засаживают деревьями границы своего двора. Этим один наш сосед, с севера, очень нам помог: на его участке целый густой лес, ряда в три еловые и березы. Они застилают наш двор, создают тень и закрывают нас друг от друга. Наш двор открыт со стороны дороги. Там надо бы засадить тоже.

Сегодня обнаружила звонок у парадной двери. Это он звонил мне, когда приезжал человек включить интернет, а я спала, слышала сквозь сон - звон такой мелодичный, что я подумала: это во сне, мне, наверно, снилась охота. Звук был трубный, но очень мягкий, мелодичный. Оказалось - просто звонок у двери. А в Чарльстоне нет звонков – молоточек у двери.

Мексиканский ресторан в центре города на улице, ведущей в университет. Он всегда пуст. Мы вошли – сидела одна пара у окна. Потом они ушли, мыеще оставались, но когда мы выходили, вошла еще одна пара. Так что ресторан не пустует совсем. На стене – выразительная панорама мексиканской деревни, домишки, пейзаж. В меню – фирменный блин из двух слоев с подливой, травами и прочим. Я жую и смотрю в окно. За окном двое молодых мужчин сидят на лавке около дерева и беседуют. Трое парней в коротких лёгких трусах бегут под ветром почти раздетые. Рядом с рестораном пивнушка. Оттуда на улице доносятся громкие довольные голоса.

Город стоит на холмах. Улица резко то идет в гору, то спускается с горы.

Нашли Старого света буфет – американский аналог китайского – лучше китайского, еда наша, без того масла, который добавляют китайцы. Сами китайцы ходят туда, народ буквально толпой валит, с детьми – на них хорошаяскидка. Много людей с детьми, они самостоятельно бегают вокруг столов, кричат, несколько раз по радио поздравляли с днем рождения кого-то из детей. И для пожилых скидка.
А накануне спортсмены не меньше ста человек, можно сказать, ломились в китайский буфет и мы не пошли туда – наверно, эти люди всё съедят.

Вспоминаю, как в самолете Аэрофлота раздали меню, в котором внизу написано: заранее приносим извинения, если что-то из ассортимента закончится. Да – в России всегда всем не хватает

Вчера ночью был заморозок, утром пар изо рта валил. А днем вышло солнце, горячее, так все согрело, было так тепло, даже жарко на солнце. А сегодня утром теплее, чем вчера. Но нет солнца совсем. Пасмурно и немного в сон клонит. А там, где нет солнца в полярной ночи, – там держит только режим работы.

Сегодня вымела с веранды опавшие листья. Осталась неметеная лестница и вокруг нее. Завтра уж не буду мести – завтра в России Покров. Должен выпасть снег – как обычно, как дождь в Ильин день 2 августа.

Здесь двери не очень надежные – везде стекла. Конечно, они крепкие, но это не наши двери. Дверь из трех стекол. Два стекла по бокам и одно крупное в центре. Да и запоры просто для вежливых людей, мне кажется. Кроме парадного входа, есть въезд через гараж – это крепко заперто. И еще две дверис веранды. Здесь стеклянные двери, закрытые на замочек от ручки. Так-то держится, но кто знает – от сильного удара откроется или нет. Лучше бы не испытывать.

Сегодня сделала много снимков нашего дома со всех сторон – но некому похвалиться. Будут завидовать. Примерно измерила огороженный двор за домом – около пяти соток, как был учительский огород мамин в Черниковке. Нам принадлежит еще луг перед домом, он не огорожен, но мы должны его стричь. Его площадь примерно такая же. Тогда вся площадь около 10 соток, не считая того, что под домом.

К дому пристроен сарай, он точь-в- точь – «будка», как называли наш домик в саду в Черниковске, в нем помещались только старый маленький диванчик и столик да стул. В сарае здесь у нас стоят высокие баки для мусора, по стенам – полки для разных хоз. вещей. Так что огород (без овощей) переехал сюда с будкой, а дом добавился.

Та будка была деревянной тарой для каких-то крупных станков, после доставки на завод их списывали как хлам. За бесценок можно было купить – из них и делали «домики» . У него даже была «веранда» - открытый кусок платформы. Эту часть папа пытался огородить, но и то запретили. Домики позволяли иметь даже не как укрытие от непогоды, а как хранение лопат и граблей, лейки и мотыги. Не до комфорта – работайте!

Сегодня я увидела белку, она пила из нашего микроозера, но, возможно, пыталась поймать рыбку. Едва я подошла, она упрыгала вмиг. Я покрошила рыбкам кусок ржаного хлеба, они его клевали. За один большой ломтик ухватились сразу две рыбки с разных концов.
Днем на солнышке даже жарко, а в тени без куртки никак.

Сегодня купили газонокосилку, очень тяжелую и дорогую. Купили скворешник и уже приспособили его на высокий куст. Ждем птиц.

Обедали опять в ресторане «Старый деревенский буфет». Очень вкусное блюдо – курочка в соусе в крохотном горшочке, покрытом фигурной крышкой из теста. Полагается ее снять и в нее переложить из горшочка – мясо или рыбу или фрукты и есть руками. Эта «крышка» сдобная, не сладкая, вкусная, рассыпчатая. Только здесь встречается, а сам такой буфет появился недавно. В Новой Зеландии такое блюдо в каждом месте с разной начинкой. Но и там руками уже не едят, а между тем блюдо было задумано как завтрак для рабочих на рабочем месте. Его вытеснил, видимо, макдональдс.

Наш скворечник посещали – зерна заметно уменьшилось. Оно осыпается внутрь, когда его склёвывают внизу- клевать могут сразу четыре птицы.
Озерко забросала листва – как ее отогнать?
Белка прискакала, села на ограде и внимательно посмотрела мне в глаза, соскочила и пробежала к озерку – стала пить! Сделала несколько глотков и ускакала в лес к соседу.

Вчера вечером поехали в Walmart –Боже мой! – просто приехали, вошли и сразу – без очереди – купили всё!!! всё, что и мечтать не могла. Нижнюю рубашку с длинными рукавами из чистого хлопка меньше 5 долларов, теплые облегающие вещи, еще нижнюю рубашку специально термальную, короткое платье-пальто для дома, такое теплое! и сапожки домашние, высокие и мягкие. Боже мой – наяву, а не во сне. Я молчу, чтобы не надоесть своими восторгами и удивлениями.

Во дворе: птички пьют из озерка. Бабочки маленькие, беленькие летают днем.
Я сидела на веранде, меня навестила белка, потом она соскочила, побежала к озеру и попила, поскакала по изгороди!!! Птица гавкала – наверно, скворец. Они хорошо подражают. Летит и гавкает. Другая свистела в кустах. Небольшие белые самолеты пролетают один за другим. Тихо. Небо синее. Лежу и считаю, сколько уже пробыла на воздухе. Сегодня больше двух часов.

Пролетели птицы – одна гавкала, другая упорно скрипела.

Сегодня воскресенье. Утром были на литургии. Я ставлю две свечи – на канун и о здравии к Иконе Богородицы. Здесь подсвечники разные, не как у нас, но есть и обычные. Очень большая свеча - один долл. В конце службы женщина ходит с кружкой и передает ее по рядам – пожертвования. Я кладу два доллара.

Женщины здесь в брюках и с непокрытой головой. Все очень предусмотрительны. У входа вручают брошюру – расписание службы дня с молитвами и проч сообщениями по приходу. Сегодня (полчаса) была служба после литургии – венчание супругов в честь 35летней годовщины их первого венчания.

В храме св. Николая Чудотворца, церковь Русская Православная, Американская. Вчера меня записали в приход - внесли мое имя-фамилию в журнал, с адресом, каждую неделю будут присылать письма и брошюры о жизни прихода с расписанием по почте, я плачу взнос десять долл в неделю, иначе не причащают - только членов церкви. так и было в России до 17 года. Была книга прихожан. в нее записывали даты, когда кто исповедался. приходил на исповедь - а кто годами не ходил - полиция брала на заметку и не давала загранпаспорт: он ненадежный.

Женщины записываются на дежурство по кофе-часу, журнал лежит на столе перед старостой храма, полной женщиной среднего возраста.

В субботу исповедь, а потом по воскресеньям причащают без исповеди.Пока сама не попрошу исповеди снова. Таинства исповеди и причастия – разные.
Здесь пекут русские пироги каждую неделю с новой начинкой. На этой недели были с картошкой один пирог 6 долл. Надо заказывать и получать в восемь утра! но для американцев это не рано. Встают в шесть.

Сегодня я наконец увидела, как птица клюет нашу пищу. Маленькая серенькая птичка села на крохотный выступ у окна кормушки, ее хвост быстро-быстро вибрировал, она огляделась по сторонам и сначала клевать. Хвостик чуть-чуть покачивался. Она наелась, но не улетала. Потом оглянулась вправо, подумала и взмахнула- улетела.

Когда подхожу к сараю (я качу пустой бак из-под мусора, его сегодня увезли в обед), то подхожу к соседнему участку. Там на меня лают две собаки, но не подбегают. На них ошейники с электронным приспособлением, оно их удерживает на расстоянии. Выходит хозяйка, их усмиряет, а мы с ней здороваемся.

Сегодня к нашей парадной двери прибегал хомяк – толстый, пушистый. Он ел среди кустов, наверно, летающих тараканов – написано, что он их ест. Я вышла и покрошила ему ржаного хлеба. Но он не выбежал. Завтра посмотрю – вдруг появится. Ему нужен корм, как и маленьким рыбкам, который продается.

Сегодня 1 декабря. Моросит весь день. Над горами, словно облако, висит туман. Видимость плохая, наверно, поэтому на улицах, идущих с гор, сегодня поставили дежурных постовых. Старики по одному стоят одетые в длинныесветоотражающие плащи салатового цвета, в фуражках с кокардой, с большим кругом в руке на длинной ручке. Он переводит пешехода, вытянув руку с кругом вперед. На круге одно слово крупно: стоп. Пешеходов больше одного не бывает. И ради него стоят постовые. Здесь всё для человека.

12 декабря среда. В кафе беру кофе, ко мне подошла женщина, видимо - служащая, и обратилась к продавцу кофе со словами: а ведь это русская! сказала и погладжила меня по плечу пальто. Добавила: она ортодокс Я кивнула: да. Продавец гордо сказал:- и мы ортодокс!!! И истово перекрестился. Женщина перенесла мой кофе на столик, усадила меня и стала обслуживать. А за стойкой бармен громко повторял: мы все ортодокс! И еще раз постучал себя в грудь!
Она узнала меня по пальто и шали поверх нее. Здесь все носят только куртки, даже в мороз и ветер. Бегут по улице, как зайцы. а я в дубленке выступаю, как барыня.

В закусочной Subway ела пирог и кофе, вошел молодой полицейский, на нем ремень, весь обвешанный приборами – мобильник, рация, за спиной еще три какие-то коробочки и в середине – наручники. Видимо, он надевает этот пояссразу с этими многочисленными приборами. Выглядит привлекательно. Захотелось с ним сфотографироваться. Но не решилась.

Около храма – огромного серого, как крепость, объявление: в субботу состоится ход в честь Вифлеемской звезды, ее понесут впереди. Ход из Назарета в Вифлеем, организуют все местные церкви – больше двадцати. Нашей нет в числе организаторов. Я взяла два проспекта, с подробным описанием хода и остановок. Подчеркнуто: кормежки не будет, она будет скромная только в самом конце. Начало утром 10-45, конец в шестом часу. Ход пойдет в любую погоду!

24 декабря. В пять вечера началась вечерняя служба в католическом соборе. Шла полтора часа – для них это много. Причащались. Детей дошкольников одарил подарками епископ перед алтарем.. В конце службы все встали и пожимали руки другу другу, даже незнакомым. Очень приятно. На улице меня один в годах пригласилв свой дом рядом с храмом. Тоже приятно.

Америка сейчас готовится встретить Новорожденного Младенца Христа. Американцы помнят, что 2018 лет назад Ему не нашлось места в гостинице. Зато теперь все дома и квартиры зовут Его к себе яркими гирляндами лампочек, венками из хвои и душистыми вечнозелеными деревьями, которые так и называются: Христово древо. Ведь только Он вечен.Всё древо и жилище украшено игрушками - маленькие дети так любят их.

Ему тогда волхвы принесли дары. Месяц перед Рождеством Христовым американцы готовят подарки друг другу. Для этой цели вся торговая сеть понижает цены – это их вклад в дело встречи Новорожденного Божественного Младенца.
25 декабря – великий день. А 26-го зелень будет снята. Праздник состоялся – Его встретили! Христиане мы выполнили свой долг перед Ним.

Русская американка печет пирожки. С капустой, конечно. Завтра она отнесет посылку с пирожками на почту, и ровно через сутки ее сын в Вашингтоне съест их в обед, не все, конечно,все не сможет. Я ахаю: ты обманешь почту? А как ты скроешь, что в посылке пирожки?
- Никак. Зачем скрывать? Я положу их в картонную коробку. И ничего с ними не случится. Это в России все запрещено. А здесь все можно. И ничего не портится. На Пасху посылала -а ведь тогда уже жарко – и за сутки все дошло и не испортилось.
Почта доставляется не поездами, а машинами. Из Чарльстона до Вашингтона на машине ехать сутки. Столько и идет посылка.

Ждем в гости подругу с Урала, ныне американку, ее будущий муж задерживается. Он чистит клетки у зверей. Это ему устроила его бывшая жена. Она позвонила ему по телефону и сразу грубо обругала. Он предупрежден юристом: не вступать с ней в беседу, но от неожиданности не удержался и ответил ей бранью, которую она записала на магнитофон. Запись она отнесла в суд. Бывший муж подтвердил, что это его голос, а она отреклась от своей грубости, хотя это неслыханно! Американцы не говорят ложь в суде! Никогда. А у него не было ни записи, ни свидетелей. И он получил наказание: 20 часов общественно-полезной работы.Он трудится по четыре часа в неделю по выходным.

Пока ждем его – смотрю телевизор. Выступает претендент на кресло президента. В небольшом зале около ста человек. Преобладают немолодые мужчины. Женщин всего две или три. Одна в первом ряду вяжет. Они часто ему аплодируют, он их благодарит. Им не выплачено ни цента. Платить - это соверщшенно исключено. Думаю: их - скорее всего – накормят. Это традиционно здесь. Пригласили на лекцию – потом – иди обедай или ужинай. Можешь приехать на лекцию с женой- и ее накормят.Этот обычай мне очень нравится. Не потому, что я голодна.У меня все есть. Но обычай прекрасный.Боюсь, что в России мне еще и не поверят.

В храме тоже после службы нас зовут на кофе. Но это так только называется. Это обед,устроенный вскладчину: кто что принес.

Но вот он закончил говорить – и – о! Он не скрылся за кулисами. И кулис нет. Он закончил речь,и все встали.Он подошел к первому ряду, пожал руку одному, другому, при этом что-то говорит. Потом эти отошли,он – перед другими людьми. И с ними говорит, и им жмет руки. С кем-то фотографируется. Вот наклонился к ребенку: как тебя зовут? Тот отвечает, а претендент называет свое имя. И опять фотографируется. Ребенок вырастет и будет показывать: вот с кем в детстве был знаком. А вот к нему подошел дед с внучкой. И к ней наклонился, и у нее узнал имя и свое назвал.
Фантастика. Конечно, по литературе я знала об этом – но вот в прямом эфире...

Слышно, как мужчины рассказывают – кратко – о своих проблемах, он отвечает кратко, но сразу видно – по существу. Видно по тому, что лица собеседников довольны.
Со всеми поговорил и только тогда ушел со своими помощникам, их два или три всего. Он – бывший губернатор. Внешне выглядит точь-точь, как его слушатели: он средних лет, в джинсах и черном пиджаке, без галстука. Он благообразен, но без эффекта. Обычный человек, труженик – это сразу видно по серьезному взгляду, по простой речи, без эмоций и нажима. Он мне понравился. Кажется – им тоже.

К нашей русской хозяйке – гости. Вернее, не к ней, а к ее мужу. Это его сын от третьего брака привез свою дочку от первой жены. Сейчас сын не женат. Суд разрешил отцу брать дочку через воскресенье.Девочке восемь лет. Она, видимо, знает, что дед не беден. Она то и дело заявлет:
-  Дедушка, я тебя люблю.
Хозяйка вздрагивает:
- Когда эта девочка, только что увидевшая своего деда, горячо его полюбила?
Мы ей объясняем:
-  Это здесь такой оборот речи.Вот у меня было два мужа. Оба женились на мне по сильной любви, но я ни разу за всю жизнь я услышала слов: я тебя люблю. Зачем говорить, когда он добивался жениться на мне? А здесь на каждом шагу: люблю, люблю, бла-бла. Только и всего.
Но дед расцвел. Девочка добилась. Он уже шепчет: всё ей оставлю.

Легко сказать – нелегко сделать. Если бывшая жена добьется принудительного развода , она разорит бывшего мужа. Он местный аристократ, потомок людей, владевших здесь землями с давних пор, как и муж нашей русской хозяйки. У него капитала на двадцать миллионов, все - в деле. Недавно он взял кредит на шесть миллионов, для нового производства.Но если ему разводиться – то надо все делить пополам после совместного двадцатилетнего проживания с женой. Эти двадцать лет как раз исполнились – жена дождалась своей сладкой мести, да еще любовник подбил на развод в жажде нажиться, а когда увидел, что дело затяжное – бросил ее. Вот она и совсем обозлилась. Тогда его производства пустятс молотка за бесценок для погашения кредита, оплатят судебные издержки, и он станет нищим.Сейчас он чистит клетки – и горько вздыхает.

Ему повезло только в том, что появилась русская молодая (по сравнению с ним) подруга, которая не презирает его, а жалеет. Он ей очень благодарен.
Здесь благожелательны случайные встречные. Мне рады дворник и почтальон. Радостно улыбается монтер при виде 5 долларов ему в виде подарка.

У наших людей судьбы здесь разные. Одна русская немолодая женщина работает несколько лет – моет квартиры для будущих жильцов в съемных домах и номера в отелях. Купила дом в Болгарии, теперь имеет крупный счет в банке. Другая помогает старым на дому. Приехала к немке. Та догадалась, что перед ней русская, и ехидно спрашивает: вы же нас победили? И почему теперь мы обе здесь? И к тому же ты служишь мне! Наша не растерялась и отвечает: да, я тебе помогаю, но лучше я буду тебя мыть, чем ты меня.

Еще одна русская живет здесь 20 лет. Предложила в свое время лицеям и колледжам преподавать русскийязык – ее взяли, и по сей день преподает. Контрольные работы ее студентов посылают в Питер на поверку. Потом им выдают лицензию на знание русского языка. Это влияет на какие-то баллы их сертификатов. Экзамены здесь – то и дело, на каждом шагу.

Днем было +14. Так резко меняется погода. Но все еще тепло. Высокие деревья в нашем дворе на самом верху одно золотое, другое ярко рыжее. Утром солнце сквозь них светит очень красиво. Как поется молитве: - Слава Тебе, Показавшему нам Свет!

Читала Шмемана - правильно пишет о взрыве русской культуры и прежде всего литературы в 19 веке. До нее почти ничего и потом обвал.

Cегодня купили 5 кустов роз дендрон, красных ибелых.
В каминной комнате теперь стоит черное кожаное кресло-качалка с откидным подножием. В другом углу – ружье. Настоящая американская комната. В этом штате разрешается иметь ружье в доме. Но стрелять в того, кто вторгся в дом, можно только в грудь - в спину нельзя. Есть и сейф для ружья.

Уже готовятся к Рождеству. Везде рекламы, в домах уже везде яркие освещения. Всю ночь – кто их видит? Но горят. Пока днем тепло. А ночью +9 было сегодня.

Купили и установил такое устройство – явно военного происхождения – приборчик видения и слышания, с тепловым датчиком, соединенный с его мобильником. Если кто-то только приблизится к двери – на  телефон поступает изображение, и через дверной звонок (не нажимая его) можно обратиться к прохожему: чего тебе здесь надо?Тот пугается, так как не видит говорящего. И если тот все же  идет к двери да еще перелезает через ограду, можно вызвать полицию, а она его не только прогонит, но и возьмет на учет до следующего задержания, а потом и посадит в случае повторения. Бродяг не поощряют, так как онисклонны к преступлению, и все это знают.

Опять я видела серенькую птичку, она прилетела и не сразу села, сначала опустилась на высокую ветку, потом скакнула на ветку пониже. А потом уже на насестик у кормушки и начала клевать, села с другого конца, чем вчера, и тоже сначала отчаянно вибрировал ее хвостик, она начала клевать, и хвостик успокоился. Она клевала и все время смотрела в сторону- влево.

Я пошла к ограде. вскоре туда припрыгала белка. Я стояла неподвижно, она осмелела и посмотрела мне прямо в глаза своими черными глазками, не испугалась. Еще посидела чуть-чуть и поскакала дальше.
Я смела листья с веранды, наработалась.

У соседей в саду живет скворец. Однажды он летел через наш двор и громко гавкал: гав- гав! А вчера при звуках Баха он стал подпевать – буквально подтягивать, немного подвывая.

Что выяснилось! Из кормушки корм стал активно пропадать потому, что белка ухитрилась трясти ее и собирать с земли выпавшие зернышки. Такая сообразительная белка.
А у нас лето – уже и +24..

Сегодня поздно вечером прибегал заяц. Он сел около крыльца. Теперь вопрос: не поест ли он азалии? Они хорошо прижились и вовсю цветут. Видимо, надо спросить Сьюзен, соседку – как они оберегают посадки от зайцев. Сегодня опять видели белку. Она сидела на ветке вниз головой и спокойно ела зернышки, не раскачивая кормушку. Потому-то так быстро кормушка опустошается – белка ест побольше птичек.

Утром меня разбудило солнце – оно ярко било мне в глаз а через дверь на веранду. А на термометре оказалось всего + 3. Я так и воскликнула: мороз и солнце =- день чудесный! А вчера днем было +24 и ночью +18. Так шарахается погода.Зато птички так усердно клевали из нашей кормушки! Три-четыре заняли все места на жердочках. Может быть, от похолодания они проголодались…

Я переехала в старинный дом в центре Вифлеема, чтобы иметь возможность ходить. Отсюда можно ходить по разным улицам, старинным и более или менее современным, можно видеть Вифлеемскую звезду. Внизу под домом проходит двухколейная железная дорога, у электровоза, здесь проходящего, гудок как пароходный, мелодичный, тонкий. Дальше идет одноколейка – вернее, ответвление от двухколейки, но одна колея осталась на другой стороне реки, а эта одноколейка проложена на мосту через реку. Мост низкий,видимо, движения по реке здесь нет, наверно, мелкая. Еще выше стоит огромный мост для автомобилей и пешеходов. Я прошла его в оба конца за 50 минут. Шла и стояла- смотрела. А люди идут быстро. И на велосипеде едут.

Вдоль реки и локомотив, и автомобили, и пешеходы. Но окна хорошо держат – шум не проходит, кроме гудков электровозов. На мосту же слышен такой скрежет и рев, и шум…на той стороне реки домики небольшие, в 2 этажа, скромные, но такие чистые, белые за очень белым сплошным забором, машины стоят чистые, как на картинке, лужайки такие гладко зеленые, асфальт лоснится. Прелесть.

С середины моста видны горы – не слишком высокие, сплошь тянутся вдоль реки. Ощущение дикости первозданной. Горы поросли лесом. В них не видно следов человека. Это подчеркивает то, что внизу – строения и машины. Сколько человеком здесь сделано в старом, или, как здесь говорят и пишут, – в историческом Вифлееме.

Мемориалы. Большая плита стоит в центре Старого города, колонки имен погибших во 11 мировой войне. Наверху в центре - имя президента Рузвельта. Всего имен примерно 400. Для маленького американского города немало.

В храме Рождества Богородицы.
Большое разочарование от этого храма. во время службы играли на скрипке и виолончели, пиликали, потом некто читал по строке (всего 5 строк) , а сидящие отвечали по тексту в маленькой брошюре, потом опять скрипка, потом женщина стих прочитала, все потянулись в алтарь, входили в него, иконостаса нет – им лоб помазывали, скрипка еще играла, а народ медленно потянулся к выходу очень медленно.
Называется – ночная духовная музыка. На самом деле – вечерня. Реформированная. Так жаль! Такое здание! Крепость. Огромное, мощное. Столько средств вложили – значит, верили.

В воскресенье, три службы, на английском, испанском и португальском по 30 минут. Раздадут облатки. Народ – старики и пожилые. Среднего возраста 2 -3, молодых ни одного. Они не вынесут пиликанья.

Слева от алтаря устроен вертеп, пещера Рождества Христова. Люди подходят и кладут туда маленькие записки – просьбы, очевидно.
Глядя на ажурную кованую решетку вместо иконостаса, я поняла смысл нашего иконостаса – это Библия в красках. Он отражает основные эпизоды Библейской и Евангельской истории.

В воскресенье я прошла с инспекцией в храмы – ближний в честь Рождества Богородицы и на большой улице, где служили в одном храме 4 службы. Римо-католическй приход, вернее – приходы.
Мужчина-индеец сидел с мальчиком лет четырх, через проход от них сидел белый молодой со своим мальчиком, который подошел к индейцу. Тот вытянул правую руку и большим пальцем нажал ему на губы, провел по носу и слегка нажал на кончик носа, провел по глазам (векам) и нажал на лоб, потом повернул мальчика спиной к себе и слегка подтолкнул его к отцу. Благословил? Принял таким образом? Ясно – какой-то ритуал проделал. Вот такой индейский ребенок.

И еще: индейский мальчик начал прыгать на месте. И белый за ним. Так они стояли и прыгали. Видано ли, что русский мальчик прыгал? Он бегает. Туда-сюда или по кругу. Индейцы жили не в открытом поле, а в дебрях, движение им грозило… энергию выбросить безопасно можно лишь на том месте, где стоишь и не гибнешь. Вот они и прыгали. И сейчас прыгает. А русские двигались. Сжигали лес и делали поле,потом шли дальше, так дошли до океана. Тогда перешли и его и начали спускаться по Америке. У нас в крови заложено движение. Проходцы. Что есть, то есть.

Письмо духовнику. 2018.
Батюшка, благословите. Пишу из Америки. Сейчас живем в штате Пенсильвания, в городе Вифлеем, основанном моравскими братьями очень давно, в честь города, где родился Иисус Христос. В честь этого на самой высокой горе (здесь горы Апалачи) каждый вечер всегда загорается Звезда, восьмиконечная, она состоит из креста и четырех междукрестий – издали, как круг, - в память той звезде, что вела волхвов. Рядом город Назарет, маленький, типа поселка.

Храму сто лет. Его основали русские и украинцы с западной Украины, приехавшие в начале ХХ века сюда на заработки, но из-за войны и революции здесь и остались и создали приход и построили храм. Наш храм новый, великолепный, на просторном месте, высокий. Все сидят, но то и дело встают. Для коленопреклонения под ногами выдвигается мягкая подушка, удобно встать. Поет хор, некоторые молитвы поют на русском. Вся служба на английском.

Сегодня воскресенье, но сын работает, в нашу церковь меня не мог везти, и я пошла по центру Вифлеема. В ближнем храме я была вчера вечером, приглашали на духовную ночную музыку. Народа было немного, играли скрипка и виолончель, играли-пиликали: пили-пили. Неинтересно, без мелодии. Вышла женщина, одета обычно, поздоровалась, что-то сказала как общее приветствие всем. Потом вышел мужчина – в просторном балахоне. Произносил по одной строке (один стих) , каждый стих за ним повторял народ по тексту ( всем раздали у входа), всего 5 строк. Общий смысл – просим у Бога тишинуи мир-покой. Не молитва, а так… потом музыка пили-пили. Потом он читал Евангелие и 20 минут много говорил- толковал. Потом пили-пили. Потом встали и еще вслух сказали несколько слов (не поняла, я не всегда понимаю их речь, только написанное, а они меня хорошо понимают, я правильно произношу, а они скороговоркой) . И все по одному пошли в алтарь на помазание елеем. Мужчина помазывал.

И всё. Никто ни разу не перекрестился. Я мысленно говорила:хоть слева направо - – нет, никто. Такая была вечерня. Но ее так даже не назвали. Утром сегодня в храме не было ни души (по-английски это звучит:nobody = ни тела).А по расписанию три службы: для испанцев, португальцев и на английском. И епископ уже приехал – его машина стояла на его месте. Храм епископальный, то есть – как я принимаю – для англичан по происхождению. Огромный, крепость. Двор занимает большой. Сиденья бархатные. Народа нет. Пошла дальше.

На одной недлинной улице семь храмов.Не такие, как у нас, - крепости. Огромные, колокольни высотой с башни Кремля. Храмы из огромных камней, длинные, высокие. Окна огромные, в витражах. Здесь не убивали, не взрывали. Три храма совсем закрыты. У одного снесли верх, сделали магазин, но надпись осталась – в честь Иоанна (какого?). В одном храме служат священники:мужчина и женщина!!! В другом служит одна женщина как священник.
Один храм Римо-католический служит в четыре смены. По часу. Первая служба в десятом часу, потом через час, последняя служба в 12 - 15 до часу дня. На латинском, испанском, португальском и английском – каждая служба на другом языке.

Храм огромный, окна огромные, в витражах, скамьи деревянные, потертые, на стенах иконы в видебольших картин, изображающих 12 стадий, то есть 12 моментов Крестного пути Христа в Иерусалиме. В алтаре слева от нас большая икона в виде картины:Иисус Христос на камне – Моление о Чаше. Я сразу не поняла – очень похоже на св. Серафима Саровского, когда он тысячу дней и ночей стоял на камне, но потом поняла – его прославили позже, чем этот храм построили. Алтарной преграды нет. Священник что-то говорит тихо над Чашей и покрывает ее. Никакого впечатления. Хорошо,что у нас иконостас. Я побыла на испанской службе и на английской. На испанской в самом конце ходит мужчина скорзиной для денег. А в английской ходят трое мужчин в разных проходах в начале и в середине службы с деревянной коробкой на очень длинной ручке.Я подала по одному доллару – за вход,я же пользуюсь теплом, помещением, как в музее, из вежливости.

В конце испанской службы священник сказал проповедь. Сначала о России, что она в Сирии освобождает, все слушали очень напряженно. Потом что-то о Пакистане – все стали смеяться, и он засмеялся. Потом что-то еще весело.В конце испанской службыпо проходу пронесли Крест – я думала: Крестный ход будет. Нет. За крестом шли священники и дьякон,а за ними пошел к выходу народ, его в дверях осеняли этим крестом и священник благословлял. Не все пошли к ним, я тоже вышла другой дверью. Но какая музыка была! Скрипка и виолончель и какая-то дудка играли бодрый марш и даже веселую мелодию. Смысл такой: из храма каждый идет на свой Крестный путь, как Христос, но идти надо бодро и весело, так как Христос воскрес. Это мне понравилось.

В конце английской службы так не было . Народу было много меньше, раза в три. А зачем? У них всё есть. Сидели белые больше, но выделялись черные лица и их дети. Среди испанцев были, конечно, не столько испанцы, сколько мексиканцы, да еще и нелегальные мигранты- их всего в Америке 1 миллион. Им есть о чем просить и о чем молиться - вот они и молятся.

Вспоминаю, как мама в Москве спросила у женщин на лавочке у дома, почему они не в храме. Они ответили: а зачем? У нас все есть. Мама сказал: ждете, пока отнимется?

На английской службе играл орган – в записи, но все равно хорошо.И никто не благословлял, мало того – дьяконом была полная белая женщина с короткой прической в длинных штанах и простой блузе. Когда священник молился о Претворении – она в алтаре стояла сбоку на коленях, положа руки на маленький столик,и скучала - смотрела то в зал, то наверх. Два раза за все время народ вставал, и все дружно повторяли за священником его слова молитвы типа Верую. Потом он причастил женщину и мужчину, который до этого ходил за подаянием, потом он поставил чашуи пошел раздаватьпросфорные частицы, и мужчина тот тоже сошел вниз и в другом проходе раздавал, подняв вверх частицу или даже иногда перекрестив ею человека. После всего священник поднялся в алтарь и выпил из Чаши, тщательно ее вытер и покрыл. Всё.Ни молебнов, ни панихид.

На испанской службе некоторые крестились бегло как-то, обмахнувшись наскоро, на английской, кажется, никто не крестился никак. На испанской службе было много молодых и с детьми, на английской старики и пожилые. Средний возраст редко.

В почете здесь икона Богородицы Гваделупская. Ее почитают мексиканцы, она в алтаре римо-католического храма. По рисунку - точно Почаевская. Я ее видела в мексиканском ресторане и удивилась. Она стоит в пламени огня – как в Почаеве.

На параллельной улице стоят еще несколько огромных храмов, не дошла еще. Есть специально университетский храм. Громада- виден отовсюду.
В общем, можно сказать, что храмы в США открыты благодаря низам: мексиканцам, русским, черным. Англосаксов меньше всех. Многих из них в храм привели русские, особенно жены. А ведь строили глубоко искренне верующие – столько средств вложили, столько усилий. Так молились. Ведь храмы эти были полные - иначе бы их не строили новые и новые. Все наполнялись – здесь жили шахтеры (опасная работа) и сталевары, воздух был плохой, весь в копоти и саже, но и богачи здесь жили вместе со всеми. Они руководили. Их особняки-дворцы стоят сейчас. Потом война , потом другая. Погибших здесь почитают – там и там стоят мемориальные доски с именами.Но вот жизнь наладилась – и храмы опустели. Я так понимаю.

Но в воскресенье с 8 вечера в течение двух часов по одному из популярных телеканалов идут Библейские чтения, профессора читают лекции, их слушает молодежная аудитория. Одна лекция называется:Агенты Вавилона. Профессор говорит, что наша наука – это попытка отказаться от Бога, все сделать самим – и чем это кончится. Другой толкует послания ап. Павла.

Батюшка, я хочу написать в патриархию, чтобы в День России (в новый праздник) патриарх призвал все религии молиться в этот день усиленно каждый у себя. Как вся Америка празднует День Благодарения – так и мы чтобы благодарили Бога – нам земли дано больше всех! И какой! И чего только нет на нашей земле и в ее недрах! Религии разные, но все – на нашей земле. Вот пусть все религии и служат благодарственные молебны и моления за Русскую землю. Ведь написано в Псалтири: «Каждое дыхание да хвалит Господа!» Дышат и животные, и растения. А люди тем более.













    ««