Глава 8. Социализация и страхи

Наталия Порывай
Гулять! Как много в этом слове прекрасного! Но для собак, которым достались горе – владельцы, эта радость может превратиться в кошмар!

Первые недели меня выгуливали на одном и том же месте, но когда прививочный карантин закончился, я попала в рай!

Меня водили гулять в парк, где я носилась за белками. Меня катали на маршрутке, где я, сидя на коленях хозяйки, в окно наблюдала за мимо проезжающими машинами и проходящими людьми. Меня водили на болото, где я плавала и гоняла уток. Меня выводили в поля, где я отыскивала гнезда. Я видела много-много разных людей и нюхала много разных запахов. Это было прекрасно!

Но в какой-то момент мне на глаза попадались странные предметы и люди, которые пугали меня.

Когда я первый раз увидела поезд, этот большой и шумный автобус, я немного труханула. Он так грозно гудел и стучал колесами, что казался монстром. Но хозяйка засмеялась и села возле меня на колени:

– Это же поезд! – Сказала ласково она, погладив меня, и добавила: – Пойдем, посмотрим поближе.

Я сопротивлялась, но вырваться с поводка было затруднительно, поэтому неуверенно, поджав хвост, показывая монстру, что я для него не опасна, подошла ближе. Он ничего мне не сделал. А хозяйка наоборот, стала активно меня гладить, ласково говоря, что я молодец.

И я поняла, что этот монстр не несет мне угрозы, а наоборот, дал мне возможность получить от хозяйки похвалу.

Так было со всем, что меня пугало, и вскоре я поняла, что страх – это просто что-то новое и не известное, с чем нужно познакомиться.

Но я видела и другие примеры поведения людей в страшных для собаки ситуациях. Они хватали свою собаку на руки, чем подтверждали ее опасения. Мы же четко чувствуем людские гормоны, которые выбрасываются в кровь с определенными эмоциями. И если хозяин поспешил схватить нас на руки, значит, опасность серьезная. Да и его сердце, и его гормоны говорят, что страх реален. Конечно же, в следующий раз, увидев нечто подобное, мы снова будем напуганы и ждать спасения на руках.

Но самое страшное, когда такое поведение происходит при встрече двух собак.
Вы, люди, считываете информацию друг о друге визуально. Но мы не такие, нам важно обнюхать незнакомца, после чего оценить его поведение. Для этого у нас существуют целые ритуалы знакомств, которые достались нам от наших предков. Но люди почему-то постоянно вмешиваются в них. И ладно, когда просто избегают встреч с чужаками, но иногда заставляют нас вступать в драку с ними, корректируя наше поведение.
Меня хозяйка никогда не вынуждала драться, а вот против меня собаки выступали. И все из-за безграмотности их владельцев. А происходило это так.

Я шла со своей хозяйкой по улице. Навстречу нам появлялась другая собака с хозяином, который при подходе к нам, натягивал поводок, приподнимая бедное животное, в тот момент, когда я собиралась его понюхать.

– Невиданная наглость, возвышаться надо мной в такой момент, – думала я, и показывала оскал.

Если вы не знаете, то доминантная собака всегда после обнюхивания попытается «подняться». Она может закинуть лапу другой собаке на холку, или же совершить на нее садку , не смотря на пол обеих. Если вторая собака позволит это сделать или играючи отскакивает, но опускает голову и зажимает хвост, – она принимает низшую роль. Если вторая собака тоже оказывалась из доминантных, то завязывалась драка, в которой выяснялось, кто главнее. Но чаще всего домашние собаки не устанавливают ролей вне своей стаи, если у них там определено четкое место.

Я тоже предпочитала не связываться с кем-либо на улице, но только до тех пор, пока меня не пытались подчинить. В такой момент я огрызалась и могла даже подраться. Но всякий раз вмешивалась хозяйка, напоминая, что вожак она и ей решать, кто какую роль будет занимать.

Но все это не было бы полной картиной, если бы я не рассказала о социализации вне стаи.

Нам очень важно в раннем возрасте познакомиться с различными по виду и возрасту собаками. Не все собаки знают, что нас такое множество, что могут встретиться как маленькие, так и огромные, как лохматые, так и лысые, как с хвостами, так и без, как с длинными ушами, так и с короткими, стоячими, висячими или просто обрезанными. И все это мы должны увидеть, чтобы не испытать шок, встретившись с каким-нибудь мутантом, отличным от нас.

И самое главное, нам нужно со всеми пообщаться! Ведь в играх мы учимся взаимопониманию! Взрослые собаки учат нас правильно себя вести, а малыши взаимодействовать в стае. Это важный и бесценный опыт для любой собаки. Но так много людей ограничивают в нем своих питомцев, не понимая, что растят маугли, не способных общаться среди своих.


Правило №11. Социализация необходима всем собакам, которых нужно познакомить с различными предметами, механизмами, людьми и собаками.