Где больше святых

Ангелина Кныш
В лекции для мирян в Сретенской духовной семинарии об Иоанне Кронштадтском был озвучен шокирующий факт: святой праведный Иоанн Кронштадтский стал ПЕРВЫМ за более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси КАНОНИЗИРОВАННЫМ СВЯЩЕННИКОМ!

Большинство канонизированных святых были из монахов, встречались юродивые из мирян, немало было мучеников за веру (из разных слоев, в том числе и священники), но вот на почве чисто священнического служения отец Иоанн оказался первым общепризнанным святым. После него среди священников были прославлены считанные единицы, среди которых Алексей Мечев и некоторые другие.

О чем это говорит? О том, что в наших многочисленных храмах благодать Святого Духа активно провозглашается, но вот обитает ли – большой вопрос. Иначе наши священники были бы поголовно святы, как известные старцы при монастырях, но этого, увы, не наблюдается.

Реально ли ощутить благодать от святых мест, икон, мощей и т.д.? Исходя из собственного немалого паломнического опыта могу сказать, что благодать (необыкновенное блаженство в душе, когда не хочется уходить из этого места, и чувствуются какие-то благотворные изменения вскоре) удалось почувствовать считанные разы – на Святой Земле у самого Гроба Господня, у Лавры Саввы Освященного в Иудейской пустыне (женщин внутрь не пускают) и в Святогорской Лавре на Донбассе.

Помнится, после посещения многих великих святынь в восьми странах западной Европы (Терновый венец Спасителя, пелены Христа, риза Богоматери, глава И. Крестителя, мощи Марии Магдалины, главы Волхвов и т.д. и т.п.) ничто в душе не шевельнулось и не откликнулось за исключением разве что Покрова Богородицы в соборе г. Шартр (под Парижем), когда неожиданно ручьем хлынули слезы, которые невозможно было остановить.
 
Может, такая холодная реакция была из-за того, что среди всех этих святынь немало подделок? Например, мы поклонялись голове И. Крестителя в г. Амьене во Франции, где для этой святыни сооружен огромный прекрасный собор, однако, по другим данным, глава И. Крестителя находится на Афоне.

Подобных примеров немало, однако особое удивление вызывает тот факт, что ВРЕМЯ схождения Благодатного огня в Храме Гроба Господня (каждую субботу перед Пасхой) можно узнать ЗАРАНЕЕ, например, из телепрограммы НТВ, где это событие В ПРЯМОМ ЭФИРЕ анонсируется (и фактически, что удивительно, происходит!)  обычно с 14 до 15 часов. Дескать, мы люди хоть и грешные, но Господь должен сделать так, как мы написали, зачем же долго томить людей. Да ничего Он нам не должен, это мы по уши в долгу перед Ним, в том числе из-за такой наглости!

Возвращаясь к И. Кронштадтскому, нельзя не отметить, что он жил в преддверии великого перелома в истории православия, когда завершалась эпоха истинных святых подвижников (оптинские старцы, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов и многие другие) и начиналась эпоха выжженной земли путем силового насаждения атеизма в душах людей после прихода в мир антихриста, вселившегося в Ленина и затем в его последователей.

Почему никто не акцентирует внимания на том, что именно после прихода в мир апокалиптического «багряного зверя» (коммунизма, объявившего войну Богу) наша цивилизация ускоренными темпами начала катиться в пропасть?

Мировой идеологический раскол; войны; НЕИЗБЕЖНАЯ при образовании непримиримых лагерей гонка вооружений, породившая атомное и другие жуткие виды вооружений; гонка в сфере научно-технического прогресса («догнать и перегнать!») приведшая в итоге к окончательному пленению душ людей золотым тельцом с его обещанием комфорта, расслабления от всяких физических и духовных усилий, в том числе по поиску Бога…

Антихрист и сейчас незримо, но массово захватывает людей в свои сети: за какие-то пару-тройку десятков лет оказалась перечеркнутой ценность тысячелетиями соблюдаемого целомудрия до свадьбы и воцарился повсеместный блуд; однополый разврат в последние десятилетия вдруг поголовно начал косить высокоразвитые страны, отошедшие де-факто от Бога; уровень уголовных и моральных преступлений, на которые нынче люди идут ради денег, зашкаливает и поражает воображение, которое, казалось бы, уже ничем невозможно удивить…

И весь этот ужас (вместе с обострившейся в последние годы гонкой вооружений!) набирает обороты, грозя неминуемой гибелью человечества. Людей не в силах образумить даже разразившаяся в последнее время ЭПИДЕМИЯ ОНКОЛОГИИ, прямую очевидную связь которой с наказанием за блуд может отрицать разве что совсем уж витающий в облаках.

Как говорить при этом вселенском греховном водовороте о духовном, о спасении души? Но говорить надо, ведь современные священники, к сожалению, взяли из Евангелия лишь то, что для них наименее обременительно, и мало говорят об истинных путях спасения. Христос постоянно и везде УЧИЛ людей, а чем заняты наши священники после литургии, всем и так известно.

Священники должны бить во все колокола – но совершенно не делают этого! – о том, что ПРИОРИТЕТНОЙ ЗАДАЧЕЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА является СОЕДИНЕНИЕ С БОГОМ, поскольку его тело – это храм для Духа Святого (1Кор.6:19). И лишь в качестве ЕДИНСТВЕННОГО НА ВСЮ ЖИЗНЬ исключения, для продолжения рода, Богом допущено супружество, а вот каждый последующий (ПОСЛЕ РАЗВОДА!) брак – это уже прелюбодеяние (Мк.10:11-12).

От священников вы не услышите, например, что И. Кронштадтский пресекал рвение слишком часто причащающихся (во избежание обесценивания этого таинства) и советовал причащаться четыре раза в год (если нет необходимости покаяться в чем-то серьезном). «Носить песочек», как выразился один монах, можно на исповедь хоть каждый день, оставаясь при этом из года в год без всяких духовных подвижек.
 
Едва ли мы услышим от священников (помимо совета молиться) также четкий акцент на том, что Бог есть дух, и поклоняться Ему нужно в духе и истине (Ин.4:24). Истина есть слово Божье (Ин.17:17), поэтому нужно ПОСТОЯННО читать Евангелие и другое Священное Писание. А поклоняться в духе – значит, постепенно, но неуклонно возводить в приоритет для себя духовные ценности, отсекая меркантильные интересы и общение с убежденными грешниками.

Почему больше всего святых среди монахов? Потому, что каждый монах, постригаясь, ДАЕТ ОБЕТЫ ПЕРЕД БОГОМ: целомудрия, нестяжания (отказ от владения чем-то, кроме личных вещей) и послушания (с целью обретения смирения) и непременно старается их ВЫПОЛНЯТЬ.

Возьмем же пример с них, хотя бы для начала в плане искоренения блуда, а еще лучше – возврата к полностью целомудренной жизни (Христос говорил, что в Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж (Мф.22:30), чему и следуют монахи), и это станет действительно реальным шагом в духовном росте человека, который Господь непременно оценит и окажет такому человеку Свою дальнейшую поддержку.