Развитие сознания христианина - общее деление

Сергей 61
Сознание есть предметная деятельность “я”, отношение этого “я” и предмета на который направлено внимание. Если предметом внимания становится само “я”, то сознание переходит к самосознанию. Но если мы начинаем обращать внимание на мыслительную деятельность происходящую в самосознании, когда наблюдающая я-позиция, делает предметом познания я-сознающее, тогда, в этом случае, мы переходим к рассмотрению самого способа наблюдения - разума.

I. сознание в своем отношении к предметам, предмет определяет сознание

II. самосознание, осознание определяющей роли внутреннего мира, рефлексивная деятельность определяет предметы из себя

III. единство предметного мира и самого сознания в разуме, понимание единства мышления и бытия в объективной деятельности разума

Первоначально христианин в своей вере определен Писанием, свидетельствами, авторитетами извне. Эти внешние я-сознанию предметы определяют “я” в понимании Бога, мира и отношения Бога к человеку. На этом первом шаге, сознание христианина полностью догматично, определенно извне догматическим предметом, принимает его объективно существующим в качестве истины. Сознание присваивает себе эти знания, старается разбогатеть на них. В своих знаниях о Боге и вере, постоянно цитирует Писание и авторитетные источники. Здесь ярко присутствует дуализм внешнего и внутреннего: веры и здания, познания и дела, любви и ревности, и т. д.. Минус первого шага в том, что рефлексивная деятельность в определении и выявлении связи между объектами веры имеет не самостоятельный, подчинённый характер. Христианин понимает истинность как прямое соответствие догматической букве. Самостоятельная деятельность мысли ещё не началась и поэтому в своем доминировании над другими, христианин использует богатство внешних знаний, выставляя их как объективно истинные положения. Но не имея понимания общих связей Духа, христианин рассуждает рассудочно и предельно односторонне, искажая Истину. Здесь не помогает цитирование и верное положение взятое в своей оторванности от своей другой стороны, приводит к заблуждению, поэтому содержание Библии односторонне понятое христианином приводит к ереси.
В самосознании рефлексивная деятельность рассудка, уже не является чем-то неожиданным и новым для христианина. Она выходит на передний план сознания и именно эта деятельность, а не догма, становится определяющей по отношению к предмету познания, - Богу. Христианин учится понимать Логос во взаимосвязи Его двух сторон и настолько далеко уходит от догматического понимания, что понимает догматизм только как молочную пищу, не дошедшую до твердой пищи Духа. Именно к твердой пище христианин подходит в самосознании своего диалектического понимания, где разделение “я” и Бога становится абсолютным. Обнаруживается, что две стороны одного явления живут одно через другое. Слабым местом во втором шаге является перенесение акцента с объекта на само я-сознание христианина. Происходит перекос, где “я” христианина понимает, что Бог без него не может и хотя это положение действительно правильное, но акцент поставлен не на Боге а на самом “я” в Боге и Сын-Христос становится важнее Отца-Создателя.
На третьем шаге христианин приходит к Разуму, заложенному в Христовом уме и пониманию того, что Отец более даже Своего воплощенного явления в Сыне. В высшей целостности Духа - в воплощённой Идее, Отец показывает Свою Сверхличную природу Любви, где происходит единство Мышления и Бытия. В Разуме Бога все Разумное Действительно, а Действительное Разумно и если бытие не соответствует Разуму, то тем хуже для бытия.