Есть такой остров на Алтае. Из цикла Круги по Алта

Владимир Жестков
                "Поучительно помнить дни древние,                оглянуться назад, чтобы сравнить их с                настоящими делами, соображать и                предполагать о будущем…"                Святитель Макарий Алтайский

     Шел 1855 год. Епископ Парфений, совсем недавно назначенный в Томскую епархию, отложил в сторону "Деяния Иоанна Богослова" и задумался. Не давала покоя слышанная когда-то история о видении Апостолу двух храмов,  парящих над водой в воздухе. Один явно на Патмосе, где длительное время жил Святой, а вот второй по преданию должен находиться где-то на другом конце земли.
    
     - Вот бы у нас такой был, - мечтательно представил себе эту картину Парфений, но тут же очнулся, - да где у нас тут острова-то? Одни горы да долины.

     Край, в который его занесла судьба, действительно был горный, он так и назывался - Горный Алтай. Местные жители – алтайцы,  были настоящими язычниками. Вот убедить их отказаться от своих обычаев и суеверий и привести в лоно Русской Православной церкви, и было основной задачей, возложенной на него Священным Синодом при назначении. В качестве одного из первых и наиважнейших дел было посещение миссионерского стана в Чемале. Дело в том, что в 1842 году с согласия местных жителей, ведущих полукочевой образ жизни, туда было переселено 30 крестьянских семей из Бийского уезда. Тогда же была построена походная церковь, освященная в 1849 году в честь Иоанна Богослова.

     8 августа 1855 года епископ Парфений прибыл в Чемал. Его встретила ликующая толпа недавних переселенцев, ставших уже местными жителями. Увидеть в своём глухом краю Владыку казалось им настоящим чудом.

     Утром следующего дня Парфений отслужил в Иоанно-Богословском храме водосвятный молебен, обеспечив святой водой всех прихожан, и отправился на ознакомительную прогулку по окрестностям. К своему изумлению, он увидел посерёдке реки небольшой скалистый островок, который был практически вровень с её высоким берегом. Епископ попросил, чтобы его отвезли на остров. Попасть туда на лодке и тогда и сейчас можно только с одной стороны, куда и пристать можно и откуда легко подняться на самую вершину скалы. Епископ Парфений остров освятил и сделал собственноручную надпись на камне. Вот ее текст: "1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфия, освящен остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна".

     История донесла до нас, что в тот же день владыкой были обращены в христианство два местных шамана, которые добровольно принести свои бубны и собственноручно сожгли их на костре. Полным ходом шла христианизация Алтайского края.

     Кто и когда назвал островок Патмосом неизвестно, возможно это был Парфений, но кто теперь это знает.

     В 1875 году в связи с тем, что Иоанно-Богословский храм стал ветшать, да и мал он уже был для сильно выросшей христианской общины, иконостас перенесли во вновь построенный просторный храм, а старое здание использовалось для проживания в нём миссионеров.

     В 1914 году в Чемале была построена церковь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость", которую освятил Владыка Макарий – митрополит Московский и Коломенский, который был на Алтае с пасторским визитом. Старый храм при этом было решено перенести на остров, построив туда подвесной мост.

     И вот 9 августа 1915 года епископом Бийским Иннокентием, ровно через 60 лет после освящения епископом Парфением самого острова Патмос, был освящен Иоанно-Богословский храм на новом месте, на острове, как и привиделось это почти две тысячи лет назад Святому Апостолу Иоанну Богослову. А на берегу Катуни прямо напротив храма был основан скит Барнаульского Знаменского женского монастыря.

     Затем произошла революция, которая повлекла за собой огромные несчастья для всей церкви и верующих. По официальной версии храм, мост к нему и обитель на берегу были уничтожены по распоряжению новой власти в 20-е годы, собственно почти сразу же, как эта власть добралась до тех глухих мест.

     Однако в народе ходит другая версия гибели храма. В начале 20-х годов якобы приехал в Чемал некий питерский художник, фамилия которого в памяти народной не сохранилась. Он долго писал храм при различном освещении, в разное время дня. Наконец, закончив картину, он сравнил её с храмом, находящимся на острове. Своё творение понравилось ему настолько больше оригинала, что он попросту сжёг старый деревянный храм.

     Не берусь утверждать, что это всё так и было, но вот через много лет, в 1991 году в Чемал приехал известный фотохудожник Виктор Николаевич Павлов с супругой. Он изучал историю храмов Сибири, прочитал про Чемальский храм, очень заинтересовался, вот и добрался до тех мест. Увиденная природная красота потрясла его, а узнав про легенду о поджоге храма, он решил искупить вину собрата по профессии, продал в Москве трехкомнатную квартиру, машину и всё имущество да перебрался на постоянное жительство в Чемал. Десять лет своей жизни отдал этот подвижник восстановлению Иоанно-Богословского храма.

     Прежде всего, был построен подвесной мост. Сейчас он находится немного в стороне от  первоначального места, но в этом был большой смысл. Ведь сейчас, когда идешь по мосту, церковь видна полностью, и человек по дороге к Храму успевает многое передумать и осознать. Затем по чертежам, которые к счастью полностью сохранились, из кедровых бревен была воздвигнута и точная копия самого храма. 10 января 2001 года храм был освящён епископом Барнаульским и Алтайским Антонием во имя Апостола Иоанна Богослова. Как и было почти сто лет назад, на берегу Катуни находится теперь скит Барнаульского Знаменского женского монастыря.   

     Церковь на острове Патмос является действующей, там проводятся службы, и целый день на берегу стоит очередь желающих её посетить.

      Само возрождение храма можно посчитать за чудо, но затем начали происходить настоящие чудеса. Часть икон для храма были принесены верующими. В их числе оказалась старинная икона Божьей Матери. Вид её удручал, лика практически не было видно, и Павлов решил было отдать её в реставрацию. В суете прошло немало времени и вдруг оказалось, что икона начала самовосстанавливаться. Показался лик, появились одежды, изображения цветов. Неожиданно замироточила соседняя икона "Господь Вседержитель". На лике, скрытом стеклом, появились капельки влаги, а кроме того, по уверениям священников, она еще и слышит молитвы и у нее можно попросить то, что человек очень сильно желает.

     Еще с берега можно увидеть образ Богородицы с младенцем, высеченный в скале. Такой образ был видением настоятельницы скита Натальи, а непосредственное его исполнение было осуществлено монахиней Барнаульского Знаменского монастыря, бывшей альпинисткой и скульптором Фелофеей. Хотите, верьте, хотите, нет, но рассказывают, что когда вокруг образа выросла высокая трава, закрывающая его от глаз паломников, вдруг появились кролики, съевшие всю траву вокруг.

     На самом острове, слева от тропы, можно увидеть вертеп с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу Христу в Вифлеемской пещере. Этот вертеп был изготовлен одной из монашек в нише скалы.

     Несколько раз нам удалось побывать в Чемале. К сожалению, встретиться с художником возможности не представилось, а потом мы узнали, что Виктор Николаевич Павлов 21 августа 2011 года на 74 году жизни скоропостижно скончался и похоронен там же на высоком берегу Катуни, напротив построенного им Храма.