Niknik Меры безопасности

Николай Трофимов 3
    
     Меры безопасности при организации водных переправ в туристских подах.
    
     Обязательное условие в туризме при преодолении любых препятствий, а особенно водных – безопасность, которая обеспечивается  тщательной физической, технической и тактической подготовкой,  позволяющих отбирать оптимальный путь, график правильно выполнять движения.

    Обязательные для всех туристов приёмы,  обеспечивающие безопасность, можно разделить на три группы:
             -  командная  страховка,
                само страховка
                и судейская страховка .

   Для страховки (само страховки) применяются обвязки (системы), веревки, карабины и крючья.

   Переправа – серьёзное мероприятие и поэтому  готовить и осуществлять её необходимо внимательно и тщательно.

                ПЕРЕПРАВА  ВБРОД

   Пожалуй, это самая распространенная переправа. Если реки неглубокие (не выше пояса) с пологим дном, то группа может переправляться вброд «Таджикским способом».Для этого туристы берутся за плечи товарища, поставив по краям самых сильных, как при переправе шеренгой и идут несколько против течения, помогая друг другу, осторожно делая шаг за шагом.

   Движения переправляющихся должны быть согласованными – когда один делает шаг, другой в это время поддерживает его. Каждый участник переправы, прежде чем перенести тяжесть тела с твердо стоящей ноги на другую, должен ощупать дно, , нащупать ногой удобное место, где она не скользит и где камни лежат прочно, и только тогда сделать шаг вперед, согласовав его с движением товарищей.

   При большой глубине (выше пояса) и неравномерной глубиной, переправляют вброд первого человека на другой берег. Он одевает грудную обвязку (систему). На концах основной и вспомогательной верёвках вяжутся «проводники», при помощи которых эти веревки  закрепляются на «плавающем» карабине карабине  системы переправляющего первым.  Первый участник,  переправляется на другой берег при помощи альпенштока, который располагает выше по течению реки. В случае падения  первого участника основная веревка слегка протравливается, а сорвавшегося  подтягивают к берегу вспомогательной верёвкой. Следует заметить, что основная веревка должна проходить  через естественные или искусственные  точки страховки.  (Естественные точки страховки – скальный выступ, камень, дерево.  Искусственные – крючья, петли и т.п. Угол между верёвками должен быть равен 90 градусов.

   Во время страховки веревку следует держать в руках, чтобы она как можно меньше опускалась в воду. Этим обеспечивается исключение  лишнего веса впереди идущего. Большого внимание при страховке требует к себе основная веревка. Надо следить за её натяжением. Если её натяжение мешает страхуемому держаться над водой или дышать, верёвку следует вытравить, чтобы турист смог встать или сплывать по течению, для этого нужно перебежать  с веревкой в руках вниз по течению.

   Опаснее, когда основная страхующая веревка вытягивается и удерживает сорвавшегося, не позволяя ни встать, ни плыть. Поэтому страховку нужно организовать так, чтобы в любой момент можно было бы ослабить веревку и дать туристу возможность плыть вниз по течению, одновременно подтягивая его к берегу.

   Достигнув противоположного берега, он выходит из воды, обязательно закрепляет веревку, обойдя вокруг дерева (или другой точки страховки) и только тогда отвязывается.

   Пользуясь вспомогательной веревкой, переправившему  с другого берега,  переправляют на карабине сухую теплую одежду.

   Участники похода надевают на себя системы и пристегнувшись карабином к закрепленной веревке, переходят речку.  Держась двумя руками за перила, переправляющиеся  перемещаются боком, лицом навстречу течению, откинувшись назад и упираясь ногами в дно, чтобы упругие силы веревки не повалили его.

   Можно переправиться и вплавь, но переправа вплавь возможна только для тех, кто хорошо плавает и в местах, доступных для плавания.

   Для переправы значительного количества людей целесообразно навести  навесную переправу. Для этого самый сильный и опытный участник переправляется на другой берег и крепит основную веревку удавкой. Веревку необходимо натянуть потуже, для чего используют полиспаст из репшнуров и трех карабинов и закрепляют ее за дерево или за камень.

   Переправляется группа по одному, прикрепляясь к веревке карабином (от грудной обвязки)  и к беседке.

   Часто , пренебрегая советами опытных туристов, переправляющие вброд ставят ноги на камни неправильно.. Всегда следует выбирать на них гребень и опираясь на носок, идти «елочкой» , чтобы не соскользнуть. При движении по камням, проверь  «живой» он или «мертвый», прочно поставь ногу потом обопрись на носок, и только тогда двигайся дальше.

   Существуют и другие способы переправ на реках со сравнительно спокойным течением: в одиночку с шестом, которым упираются навстречу течению, вдвоем – встав лицом друг к другу и положив руки на плечи товарища, а также можно образовать круг (таджикский способ).

   В любом случае место переправы выбирают  после предварительной разведки на возможно более широком, а следовательно и более мелким участке реки.

   Если из воды торчат крупные камни, нужно идти  чуть ниже по течению, где ударная сила потока ослаблена.

   Переходить  реку с каменистым дном или дном, характер которого неизвестен, надо с обутыми ногами, сняв ту одежду, которая может увеличить напор воды. Каждый шаг следует делать осторожно, ощупывая ногой дно.
            
          Отрывок из книги "Тропомания",- ("Записки хронического непоседы")

                Copyright:Николай Трофимов.3 2019