Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 45. Русская иде

Ермолаев Валерий
                Часть 2
               Коллежский секретарь
                45
                Русская идея

Русская идея существует на стыке прошлого, настоящего и будущего.

           Идея упакована в христианскую оболочку.
           Что защищает эта оболочка  ум, сердце или душу?
           Что хранится в этом контейнере человек или весь православный мир?
           Прошлое, настоящее и будущее формируют историю.
           История… загадочное явление.
           Но в этом явлении существует наш поток сознания и периоды существования.         
           Рождение и смерть – понятия относительные.
 
           В каждом мгновении одновременно заключены сущности и рождения, и смерти. Каждое мгновение в нас нечто умирает и становится прошедшим и одновременно нечто новое рождается и становится живой современностью. Поэтому нет  никакого различия между этой и другими жизнями — есть внутреннее единство:

                Привыкнув размышлять о жизни этой и грядущей,
                как о единой, не ведая различия меж ними,
                я позабыл рожденья страх и ужас смерти.

          Можно шагнуть еще дальше и рассматривать нашу собственную жизнь и жизнь других существ, включая тех, кто жил прежде, и тех, кто еще будет жить после нас, как одну жизнь. При подобном рассмотрении научно-материалистическое воззрение на наше общее происхождение и наследственность встречается и объединяется с универсальностью всеохватывающей религиозно-идеалистической позиции, основанной на непосредственном переживании и сокровенной внутренней связи всего живого.

                В прошлом мы родились.
                Но кто нам дал наш характер, душу и самость?
                Почему мы родились такими как родились?
                Почему именно так сработал потенциал нашего рождения?
               
                Мы этого не ведаем!

Мы рождаемся в неведении, и нас формируют какие-то силы.
Эти силы накоплены в прошлом,  привнесены в настоящее и определяют вектор будущего.
Эти силы вооружили нас сознанием, органами чувств и связанными с ними ощущениями.

Мы готовы бряцать оружием!

Звенья прошлого, порожденные вместе с нами, несут в себе источники:
                заблуждений,
                кармических сил,
                вероятностных предопределений.


Нас связывает  цепь  настоящего существования:
                жажда,
                привязанность,
                процесс становления.

Мы идем к перерождению в будущем, испытывая неизбежные следствия:
                старость,
                страдания,
                смерть.

                Вот колесо нашей жизни!

И возникает лишь один вопрос, как вписывается в историю этот круговорот?
В этом плане христианская идея работает не убедительно.
Мысль Чаадаева сводится к следующему.
Россия приняла христианство от Византии, где оно носило еще свой первоначальный, аскетический характер.
Аскетизм мы приветствовали и наполнились его сущностью! Благодаря этому христианская идея сохранила в православии ту чистоту, которую она неизбежно должна была утратить на Западе. Но наша идея не сделалась дрожжами социальной жизни. Политически это выразилось в том, что западная церковь,  как сила социальная, сразу поставила себя независимо от светской власти, а потом и подчинила ее себе.  Восточная церковь, проникнутая аскетическим духом,  отреклась не только от власти над миром, но даже и от собственной свободы. Итак, здесь действенная сила христианства была парализована. В результате получилось чудовищное уродство! Получилась тысячелетняя история огромного народа, абсолютно лишенного социальной жизни.

И я, в «Вольности», над всем возвышал природный, вечный, духовный, Закон, но только не закон царя или человека!

Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!


        По Чаадаеву не подвинувшегося ни на пядь в деле раскрытия материального начала и пропитания его началом Христовым, получилось какое-то запоздалое младенчество. Младенчество невинное, но и немощное, прозябающее среди братьев, живущих полной жизнью, и способное только рабски подражать им.
Отсюда он с неотразимою последовательностью выводит былое и будущее России. В прошлом – социальное бессилие нравственной идеи, и оттого порабощение личности и мысли, однообразные века без всякого движения, быт скудный и пустынный, над которым, как дух Божий над первобытным хаосом, витал дух аскетизма. Наперекор своей активной природе христианское начало было заточено, и это не только помешало ему исполнить его назначение в русском народе, но даже исказило его прямое действие на жизнь: одностороннее самоотречение сделалось принципом русской жизни, так что, например, крепостное право явилось у нас – страшно сказать – органическим следствием народного развития.

                В чем же следует искать спасения!?

Россия еще не начинала жить настоящей жизнью, то есть жизнью религиозно-общественной.
Россия владеет неоцененным сокровищем, христианской истиной в ее чистейшей форме.
России необходимо внести нравственную идею в социальную жизнь.
России необходимо освободить нравственную идею от подчинения земным властям.

                Всё должно быть подчинено идее!

Идея есть сила внутренне-зиждущая, которая только тогда может воздвигнуть из земных элементов царство Божие, когда ее действие проникнет всюду,  и не будет встречать никаких преград.
Подчинение должно происходить только в синтезе аскетического начала с началом  социальным.

                Вот истинный смысл христианской идеи!

           Следует понять, что нам нужно не продолжать наше прошлое, бесплодное в религиозном отношении, а начать новую, христиански-социальную жизнь. Западные народы уже века живут такой жизнью; но избави нас Бог подражать им. Они развивались и продолжают развиваться последовательно, мы же совсем не развивались. Их путь – эволюционный, наш – революционный, потому что мы должны, в противоположность им, круто порвать с нашим прошлым. Нам надо не усваивать их культуру в целом для того, чтобы разрабатывать ее дальше (да это и невозможно), а пользуясь их опытом и знаниями, создать свою особую цивилизацию. И у нас есть все основания думать, что, вступив на этот путь, мы опередим наших старших братьев, то есть что именно нам предназначено осуществить высшие заветы христианства.

                Круто!
                Но тьмы вопросов больше!
                Философия сбивчива!
                Вера сомнительна!
                В душе реют знамена!
                А победы не видно!