Тициан. Три возраста

Алина Алексеева-Маркезин
Тициан.Три возраста» 1512г (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург)

     «Мы все рождаемся, чтобы потом умереть»– эта тема волновала Тициана с ранней юности. В 1512 году он посвятил ей эту, одну из первых своих работ.
В содержании этого произведения Тициана собственно пасторальные элементы причудливо соединились с приметами аллегории. Ее характеризует соединение пасторальной образности с философской проблематикой, раскрывающейся в идее трех возрастов человека, где разные стадии жизни представлены в виде двух спящих детей, музицирующей юной пары и старика отшельника, одиноко размышляющего над двумя черепами.
       
      Подобное соединение, несомненно, говорит о присутствии иносказательного значения, что вызвало к жизни ряд интерпретаций содержания картины. В ней усматривали и выражение представления о всеразрушающем времени, и аллегорию сладострастия, соединенную с идеей недолговечности земных наслаждений.
Согласно еще одной точке зрения, ее персонажи являются героями пасторального романа древнегреческого писателя Лонга «Дафнис и Хлоя». Что касается сцены со спящими детьми и Эротом, который оберегает их сон, то в ней можно обнаружить отражение представления об изначальной предрасположенности человека к греховному вожделению, сопровождающему его с самых ранних лет.
Интересная деталь  этой картины.
          У юноши уже имеется своя флейта - он держит ее в правой руке. Через мгновение он выпустит ее из рук , и все-таки сыграет дуэтом с милой девушкой.  Но это - уже другая история.
Марина Хайкина, искусствовед: «Сюжет действительно кажется простым. Три возраста жизни: спящие младенцы, юноша и девушка и старец, все они изображены в идиллическом пасторальном пейзаже. Но многие детали указывают на то, что содержание картины интереснее.
      
   Вот внешний вид молодой пары. По канонам того времени живописцы изображали мужчин одетыми, а женщин обнаженными – за одним исключением. Речь об истории Дафниса и Хлои: пастуха Дафниса как раз рисовали нагим темноволосым юношей, а Хлою – в наряде пастушки с двумя лютнями и цветочной гирляндой в волосах.
Картина Тициана явно связана с этим сюжетом. Возможно, историю любви Дафниса и Хлои мы и видим на первом плане. Изображение двух черепов перекликается с изображением влюбленных, но фигуру старика с черепами Тициан неслучайно расположил на заднем плане: говоря о неизбежности смерти, художник не хотел, чтобы смерть доминировала в картине.
      
     Здесь речь о жизни и любви. И доказательством тому – Купидон (он касается спящего дерева). Он связывает два мира, земной и небесный. Спящее дерево – метафора ожидания любви, как и спящий ребенок. Символична и маленькая фигурка рыбака в центре картины – он удит рыбу, он занят делом. Жизнь, несмотря ни на что, продолжается».
        ВАЗАРИ так описывал картину:
"Вернувшись затем в Венецию, Тициан написал для тестя из Кастель Болоньезе картину маслом на полотне, изобразив обнаженного пастуха и поселянку, предлагающую ему парную флейту, чтобы он на ней сыграл; все это - на фоне прекраснейшего пейзажа" .