Niknik Легенды Адыгеи

Николай Трофимов 3
                ЛЕГЕНДА  ПЕРВАЯ

   Путешествуя по Кавказу, знаменитый французский писатель Александр Дюма записал легенду о происхождении Кавказских гор. Она гласит о т ом, что когда ещё простиралась обширная волнистая равнина  между Черным и Каспийским морями, в этих местах поселился отшельник. Дни и ночи проводил он в молитвах, просил  у Бога прощения за свои грехи. Возроптал сатана и начал совращать отшельника кощунственными речами, предлагая отвернуться от Бога.

   Не мог придумать отшельник, как избавиться от искусителя, и Бог подсказал ему. Раскалил отшельник на огне большие клещи и стал ожидать врага рода человеческого.

   Ночью сунулся тот в келью, а святой старец крепко схватил его клещами за нос. Взвыл сатана от боли, затопал копытами, забил хвостом на всём пространстве, разделяющим моря. Задрожала Земля. Там, где она от ударов вздыбилась, там поднялись в поднебесье горы, скалы, утесы, хребты. В других местах раскололась Земля – появились мрачные провалы, трещины, ущелья.

   Князь тьмы провалился в преисподнюю, а горы остались.


                ЛЕГЕНДА ВТОРАЯ
                …  о кавказском Прометее.

   На самой вершине одной из Кавказских гор, где лежат вечные снега, тяжёлыми железными цепями  был прикован нарт Насрен. Много столетий провёл он так. Наказанный богом Тха за отступничество и измену, за то, что захотел стать бессмертным и свергнуть с престола Всевышнего. Все, кто пытался освободить
богоборца, погибали. Но легенда повествует о том, что однажды нарты сумели-таки освободить Насрена.
   Так это было, или нет, не знает никто. Горы молчат, но имя героя живет.

                ЛЕГЕНДА  ТРЕТЬЯ
                …   О  золотой царской короне

   В долине реки Белой, неподалёку от посёлка Тульского, высится небольшая гора Шахан. Предание донесло до нас сведения о том, что много лет назад здесь был огромный курган. При его раскопках нашли осколки керамической посуды, металлические украшения, кости людей и животных. Самой драгоценной находкой стала золотая корона повелителя скифов, который, возвращаясь из очередного набега, тяжело заболел. Знахари и лекари не смогли его спасти., и царь скончался.

   Всё войско собралось вокруг царского шатра. Его тело подняли на гору, приготовили жертвенный костёр. Подвели к нему лучших скакунов, уложили на брёвна рабынь-наложниц и жену. Вспыхнуло жаркое пламя, черный дым взметнулся к небу, раздались крики и плачь жертв.

   После того, как костёр догорел, пепел ссыпали в яму. От неё прорыли траншею в царскую усыпальницу. Воинов было так много, что вскоре на вершине горы вырос величественный курган.

   Много веков прошло с тех пор, не стало кургана,  разграбленного искателями сокровищ и раскопанного археологами. Корона царя была отвезена на хранение в кладовые Эрмитажа, а гору назвали Шахан – царь, повелитель.
               

                ЛЕГЕНДА  ЧЕТВЁРТАЯ
                … О происхождении названия плато "Лаго-Наки"

   На эту тему сложено несколько легенд. Вот одна из них.                У адыгейского князя Киша было дочь Накэ.  Пастухом у князя служил  молодой Лаго, прекрасно игравший на свирели. Княжна и пастух полюбили друг друга. Узнав об этом, князь разгневался. Тогда влюбленные взяли в конюшне лошадей и бежали в горы. Они спешили, надеясь за ночь переправиться через Кавказский хребет к морю. Но не успели, стала настигать их погоня, посланная князем.

   Влюбленные остановились на краю страшного обрыва. Дальше бежать некуда. Они знали, что Лаго ждёт смерть, а Накэ – вечный позор. И поэтому решили умереть вместе. Первым бросился с обрыва Лаго, а следом и тело Накэ подхватили бурлящие воды горной реки. С тех пор, место, где произошла эта трагедия, стали называть Лагонаки, соединив имена двух влюбленных в одно имя.


                ЛЕГЕНДА  ПЯТАЯ
                … О могучих бойцах Фиште И Оштэне

   В далекие времена напали на землю адыгов враги.                И свободолюбивый народ решил биться за свою свободу до последнего воина. Первым пошёл в бой седовласых стариков могучий воин Фишт. Крепко бились ветераны. Фишт вёл бой умело и твердо. Немало врагов уложили воины под его предводительством своими клинками. Но неравны были силы. Погибли старики все до одного.

   Затем пала в бою дружина зрелых мужчин, которых вёл на врагов воин Оштен. В бой вступил внук Фишта юный Лаго. И его смертельно ранила стрела неприятеля. Верный конь принёс его к дому невесты Наки. И молодая девушка, надев доспехи, повела юных джигитов в бой. Враг не выдержал последнего удара и отступил к морю. Имена героев Фишта и Ощтэна дали седовласым  вершинам, а имена Лаго и Наки  запечатлены в названии горного плато


                ЛЕГЕНДА  ШЕСТАЯ
                … О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВЕРБЛЮД-ГОРЫ.

       Однажды в семье бедняка родился мальчик Мурат. Был он ребёнком недобрым и судьба наказала его. Темной ночью хотел он забраться к бедной старухе, чтобы обворовать её, но сорвался с тропы и  упал на острые камни. С тех пор стал горбатым, а зло, копившееся в душе, привела его в пещеру, где он постиг тайны колдовства. Много бед и горя принёс он людям.

   Но когда он в ближнее селение, чтобы совершить очередное злодеяние, на его пути встала добрая волшебница.

   «Запомни,- сказала она горбуну, - что силы добра намного могущественнее сил зла.  Много несчастий принёс ты людям и за это будешь наказан. Я превращу тебя в гору, такую же горбатую, как и ты!» Взмахнула волшебница своей палочкой и встала над лесом Верблюд-гора.


                ЛЕГЕНДА  СЕДЬМАЯ
                … О ПОКОРИТЕЛЬНИЦЕ ДЕВИЧЬЕГО КАМНЯ

    На пути в станицу Даховскую у дороги лежит огромная глыба – знаменитый Казачий или Черкесский камень. Так его назвали потому, что и те, и другие всадники показывали свою удаль в соревнованиях, пытаясь взобраться на лошади на его вершину. Но чаще всего камень именуют Девичьем, потому что однажды юная черкешенка победила всех юношей при его штурме. Произошло
                -  5  -
это в ненастную дождливую погоду. Всадники, чьи лошади скользили по камню, один за другим срывались со скалы.

   Но вот на коня вскочил последний, самый юный джигит. В считанные мгновения он оказался на вершине валуна. И тут произошло неожиданное: всадник сбросил папаху и на его плечи рассыпались густые черные волосы. Молодые мужчины , посрамленные смелостью и ловкостью красавицы, молчали, склонив головы, а старейшины, не перенеся позора, прокляли девушку, малодушно заявив, что на этот подвиг её вдохновила нечистая сила.


                ЛЕГЕНДА  ВОСЬМАЯ
                … О ТОМ, КАК И ПОЧЕМУ НАЗВАЛИ ГОРНУЮ РЕКУ Шхагуаше или Белой

   На высокой скале над рекой стоял замок князя Сюка. Когда его прекрасная дочь Шхагуаше стала невестой, князь созвал молодежь на состязание, чтобы самый ловкий стал мужем красавицы. Начались соревнования, в которых ловкость и расторопность показал молодой, но бедный пастух Абаго. В течение нескольких дней не отвечала дочь на вопросы отца о своём выборе. И, наконец, сказала, что больше всех ей понравился пастух. Разгневался князь, приказал зашить дочь и пастуха в крепкий бурдюк и скинуть с кручи в воду. Но бурная река спасла влюбленных и выбросила их на плёс. В лесу нашли себе приют изгнанные Абаго и Шхагуаше.

   Шли годы, заболел старый Сюк. И знахари сказали, что спасти его может только оленье молоко. Князь разослал за ним гонцов во все концы. Но первым принесли ему кувшин с молоком, повязанный платком, который он подарил дочери. Так дочь, не помня о жестокости отца, вернула ему здоровье. А благодарные горцы дали реке, которая спасла дочь князя и её жениха, имя Шхагуаше, что в переводе означает «хозяйка , княгиня оленей».

  А этот вариант легенды запечатлел рассказ о другом происхождении названия реки. После одного из набегов на Грузию адыгейский князь Дахо захватил в плен  красавицу Бэлу.  Она не согласилась стать его женой и мечтала только о мести за смерть отца и убийство родных. Хитростью ей удалось добыть кинжал. И только тогда она пришла в княжеские покои. На вопрос князя, согласна ли она стать его женой, ответила «да».

   Дахо в порыве радости попытался обнять девушку, но она выхватила из под складок платья кинжал и ударила его прямо в сердце. Убив своего похитителя, Бэла вскочила на коня, стоявшего у крыльца, и помчалась к воротам. Она сумела ускакать из владений Дахо, но скоро погоня настигла её на крутом обрыве реки. Бэла вместе с конём бросилась в её круговорот. С тех пор рекой Бэлы-Белой стали называть эту реку.

                ЛЕГЕНДА  ДЕВЯТАЯ
 … повествующая о том,как старик нашел источник молодости и что из этого вышло

   В лесной глуши жили старик со старухой. Бедствовали они, и в хозяйстве у них была одна коза. Однажды, чтобы добыть пропитание в лесу, старик, опираясь на палку, направился в лес. Коза поплелась за ним. Вдруг на дороге зажурчал ручей. Поднял старик голову и увидел родник. Из-под камней била чистая, прозрачная вода.

   Первая из ручья напилась коза и сразу превратилась в кудрявого и грациозного молодого козлёнка. Сначала испугался старик этого чуда. А затем, осмелев, сам испил из ручья. Легко распрямился и, отбросив палку, быстро пошёл домой. Войдя во двор, спросил у старухи-жены, не приходила ли домой коза. Старуха удивилась такому вопросу незнакомого, молодого джигита. И тут старик понял, что вода источника, в котором он утолил жажду, волшебная, возвращающая илу, здоровье и молодость.

   Рассказал он обо всем жене. Загорелись у нее глапза, и потребовала она отвести ее к роднику. Долго не возвращалась старуха. Видно, решил старик, никак не может она утолить жажду. И тут услышал он крик ребенка. «Эх, женщины, посетовал старик. Слишком молодой захотела стать моя жена, от жадности выпила много воды и превратилась в младенца…»

                ЛЕГЕНДА  ДЕСЯТАЯ
                " О ДОЛЬМЕНАХ – ДОМАХ КАРЛИКОВ."

   Время сохранило для нас уникальные памятники древнейшей человеческой культуры дольмены – гробницы первобытной эпохи. Адыги называют их «испыуны» - дома карликов.

   По легенде, в давние времена племя злых карликов сумело хитростью подчинить себе могучее племя великанов и заставило их строить для себя усыпальницы, в которых хоронили сразу по нескольку умерших.

   Русские нарекли дольмены «богатырскими хатками». Сейчас их осталось очень мало близ нескольких населенных пунктов в Майкопском районе. Те из дольменов, которые пощадило время, разрушили люди, забывая о том, что память о прошлом должно сохранять и передавать, как эстафету, одно поколение другому в течение веков, и тысячелетий.


                ЛЕГЕНДА  ОДИННАДЦАТАЯ
                … О ПРОИСХОЖДЕНИИ КУРГАНОВ

   Дремучий лес стоял на том месте, где нынче раскинулся Майкоп. На опушке леса, на берегу реки Белой в красивом замке жили пять братьев, пять отважных джигитов – Ошад, Арым, Ченчаушхо, Колясиж, Чейдеж и их красавица сестра Сусао.

  Джигит Кожеуб с согласия девушки похитил её и поспешил в свой аул на берегу Лабы. Братья бросились в погоню за беглецами. Но силён, быстр и меток был в стрельбе Кожеуб. Четверо братьев , один за другим, пали под его стрелами. И только последний, Чемдеж, сумел поразить убийцу. Нои сам упал на землю от смертельной раны. По преданию, жители аулов насыпали на месте гибели братьев курганы, которым дали их имена: Ошад – Майкопский курган, Арым – около станицы Кужорской, Ченчаушхо -  близ аула Хачемзий, Чемдеж и Колясиж – недалеко от аула Кошехабль, а могила Кожеуба осталась безымянной.

      Отрывок из книги "Тропомания",("Записки хронического непоседы)"
                Copyright:Николай Трофимов.3 2019