Светильники веры новомученики белорусские

Наталья Чернавская
    Вчера у нас на международной православной просветительской выставке-ярмарке прошла лекция отца Александра Лопушанского, председателя комиссии по канонизации Гомельской епархии и члена Синодальной комиссии по канонизации МП, настоятеля храма во имя новомученика Алексия Лельчицкого (Могильницкого).
 
   Не фотографировала, только записывала - не на диктофон, а в тетрадь, как во время оно на лекциях. Такой допотопный способ тем хорош, что пропускаешь всё записанное через себя вплоть до нервных окончаний пальцев, а не через технику.

   У отца Александра лекция проходила среди развёрнутой передвижной выставки - стендов с фотографиями, иконами и жизнеописаниями мучеников, знала бы заранее - взяла бы, конечно, с собой фотоаппарат, а так пришлось потом искать их в сети, что, впрочем, тоже небезполезно: повторение - мать учения.
 
  В белорусском соборе около 80 святых, в нашей Гомельской епархии - примерно 20, на стендах были представлены десять: митрополит Макарий Киевский (+1497) и девять новомучеников, точней, восемь новомучеников и один исповедник, отца Михаила Новицкого не расстреляли, умер дома после избиения. И  в силу этого обстоятельства он единственный, у кого известна могила, похоронен на кладбище в Узде.

  По словам отца Александра, экзарх Беларуси, митрополит Павел, обращался к родственникам с просьбой дать разрешение поднять останки св. Михаила, но те не согласились. Так что на сегодня никаких останков прославленных новомучеников и исповедников в храмах Беларуси нет. Есть в крипте Мозырского собора кости и черепа с дырочками от пуль, которые прямо там и нашли, неизвестно чьи, установлены кое-где кресты на местах массовых расстрелов (далеко не везде), а есть и такие, где ни креста, ни ограды.

   В соборе белорусских новомучеников есть местные уроженцы, погибшие в других землях, и есть те, кто здесь принял мученическую кончину, но, получается, ни у кого из расстрелянных останки не найдены.

   Про святителя Митрофана (Краснопольского) рассказал отец Александр. Он был первым Гомельским епископом (1907-1912), в эти же года был избран членом Государственной Думы, и именно он на Соборе 1918-го года выступал на секции "Реорганизация церковной жизни" с докладом о необходимости восстановления патриаршества и сумел переубедить всех несогласных. В это время он уже был епископом Астраханским, там и был расстрелян вместо со своим викарным епископом Леонтием и ещё 50-ю страдальцами.

   В отличие от свт. Митрофана, еп. Леонтий не прославлен, в ходе допросов донёс на него. Перед смертью они обнялись и поклонились друг другу, простились. Святитель Митрофан архиерейским благословением осенил красноармейцев, и те отказались в него стрелять, тогда сам комендант тюрьмы в упор выстрелил в него.

  Сейчас на месте тюрьмы туберкулёзная больница, расстрельная стена с дырочками от пуль цела, но могилу святителя искали и не нашли, то есть раскапывали то место, где по преданию он был погребён, но там оказалось пусто, то ли перезахоронили верующие, то ли неправильно указали.

    Знакомая история. Бывало так, что и перезахоранивали, и передавали из уст в уста о месте погребения, так что могло и затеряться подлинное место.

    В Сыктывкаре недавно чудом было обретено место погребения "Священной дружины" (расстрелянных в 37-м по сфабрикованному делу епископа Германа (Ряшенцева) и группы священников и мирян, прославленных в соборе новомучеников), о подробностях писала "Вера". А в Беларуси пока такого чуда не совершилось, хотя, по словам отца Александра, в ночь массового расстрела гомельских священников, с 31 октября на 1 ноября, он с отцами ежегодно служит панихиду и бывали малые чудеса, именно в это время нашли наследники подробные мемуары одного из растрелянных, которые он сейчас готовит к печати.

   Да, именно чудо, что находятся и могилы и собственноручные воспоминания исповедников.

  - В старой орфографии? - первым делом спросила я.

  - Да, в старой, да если бы только правописание, а то ведь там и слова такие, которые не сразу в словарях найдёшь.

  - А издатель уже нашёлся?

  - Да, будем издавать в академическом издании, для церковных лавок слишком сложно и нелицеприятно...

   Такое замечание, равно как и положение с местами расстрелов|захоронения, меня не удивило, да и сам отец Александр  начал свою лекцию с того, что если родители ребёнка затрудняются при крещении с выбором имени и предлагаешь им мученика в святые покровители дитяти, то родители в ответ:
 
- Нет-нет, только не мученика, не надо мученика.

  А ведь мученики, по словам святителя Иоанна Златоуста, превыше ангелов. Добровольное мученичество за Христа - высшая форма любви. Не говоря уже о том, что наше нынешнее положение, передышка, возрождение церкви - явственный плод их за нас заступничества.

   Но увы, увы, массовое религиозное сознание именно таково, каким описал его отец Александр: понесём ребёнка крестить, так принято, но не нужно нам тут про мучеников говорить...

   Говорил он вдохновенно, всего не перескажешь, хорошо, что в конце была возможность задать ему вопросы. На вопрос о прославлении служивших под немцами и погибших в сталинских лагерях ответил, что по его сведениям, прославлен только наш белорусский архимандрит Серафим (Шахмуть) из Жировицкой миссии, члены Псковской миссии не то что не прославлены, а даже не реабилитированы.

   На вопрос об архивах ответил, что наши белорусские закрыты с 1996-го года, дела доселе выдают только родственникам, вот так, через родственников, и получает сведения комиссия.

   На вопрос о прославлениях рассказал, почему они прекратились. Хотели прославить епископа Мануила (Лемешевского), но сотрудник архива перепутал дела и вынес не его собственное дело, а то, в котором были собраны его доносы, написанные его собственной рукой, в частности, по его доносу был расстрелян праведный Алексий Мечёв. Этот и другие подобные случаи повлияли на то, что с 2012-го года прославления новомучеников и исповедников совершенно прекратились.

   Хорошо иметь дело с компетентным человеком, который так чётко отвечает на все вопросы. Я ещё спросила у него, верит ли он в Жировицкое предание о мученической смерти отца Серафима в лагере (что разорвали машинами). Сказал, не верит, после войны всё-таки уже другая была обстановка в лагерях, не предвоенная, когда начальнички хвастались, кто сколько собственноручно расстрелял. Достоверней, думает, вторая версия, что умер в карцере, застудившись в воде, куда его заперли за пасхальное "Христос воскресе" к солагерникам. (Официально по документам - от остановки сердца, в 45 лет-то, монах из крестьян, в войну всю Беларусь на телеге проехавшего с миссионерскими целями.)

   Спросила ещё про обратный перевод с английского, Вячеслава Марченко, книги о.Серафима Роуза  и игумена Германа про новомучеников и исповедников, они её издали на английском ещё при жизни о. Серафима, источники - "письма из страждущей России", не архивы, имена авторов писем не назывались ради их безопасности, книга обширная, в том числе и про наш край есть материалы, а в какой степени достоверные - совершенно теперь непонятно. Сказал, что впервые от меня слышит про такую книгу, найдёт и почитает.

   За десять лет в Беларуси я единственный только раз и выбралась в бывшую Западную Беларусь, в Жировицы. Там священномученика Серафима очень почитают, о чём я и не удержалась, воскликнула на лекции, когда о. Александр стал что-то говорить про "сотрудничество с немцами", просто мямлить, на мой взгляд, что, дескать, разные бумаги о лояльности приходилось разным священникам подписывать, кто тихо у себя на приходе служил - одни, а миссионеру отцу Серафиму для открытия храмов и монастырей - другие, понятно, что следователи потом ему это и вменяли, с их точки зрения это и была измена... Вспомнил при этом приснопамятного "Попа".

   - Да ведь что чума, что холера, - не выдержала я, и в зале кто-то возмутился таким моим возгласом, а отец Александр уже после лекции сказал мне, что зря я так переживаю, время всё расставит по местам, постепенно уйдут те, для кого коммунизм - религия...

   Да, я переживаю. Не за мучеников и исповедников - они-то со Христом на небесах. Страшно, что их подвижничество и заступничество, переменившее гнев Господень на милость к нам - не нужно. Обычная неблагодарность, воспринимаем как данность всё, что происходит. Вот если обратная перемена произойдёт, с милости на гнев - тогда возопием "за что".

   Казалось бы, ну что переживать, всегда такими были люди. Ан нет, не всегда, если у древних мучеников благоговейно хранили и сохранили останки, а теперь - нет, и не легче от любых рациональных объяснений.

   Исповедники Христовы  Митрофан (Краснопольский), Иоанн (Пашин), Серафим (Шахмуть), Василий (Измайлов), Михаил (Новицкий), Алексий (Могильницкий), Александр (Саульский), Сергий (Радаковский), Алексий (Кротенков), молите Бога обо мне, грешной!