Ах, эта свадьба

Надежда Олеговна Кукушкина
     Любая девушка мечтает, что в один прекрасный день она пойдёт под венец в роскошном свадебном платье. А на старых фотографиях можно рассмотреть свадебные платья не только наших мам, но и бабушек. А у кого-то, возможно, до сих пор в доме хранится ещё бабушкино свадебное платье, которое вполне можно потрогать и даже примерить.
     Традиционным для Руси считается красный цвет подвенечного наряда, ведь само название «красный» издревле означало «красивый», «нарядный» — одним словом, лучший. Русские девушки на свадьбу надевали своё лучшее платье, оно могло быть красным, зелёным и обычно являлось воплощением национального костюма.
Как правило, на Руси свадебное платье девушка шила себе сама. На это могли уйти месяцы и даже годы, но чем красивее было платье, чем искуснее оно было украшено, тем большей рукодельницей считалась невеста. Богато расшитое платье говорило о её усидчивости, что добавляло уверенности в том, что из девушки выйдет хорошая хозяйка.
     В знатных и богатых семьях свадебные наряды девушек были более разнообразными, их дополняли, в зависимости от сезона, накидки и другая верхняя одежда, нередко на меху, а также меховые или расшитые драгоценными камнями и жемчугом воротники. В качестве аксессуаров встречались перстни, крупные и тяжёлые серьги, драгоценные венцы с камнями украшали голову, а разноцветные яркие ленты — косу невесты.
     Собственно говоря, свадебные платья никогда не были именно свадебными платьями, они вполне могли носиться и после свадьбы, да и белый цвет на свадьбах на протяжении многих веков не употреблялся. Невесты, как в Европе, так и на Руси предпочитали платья красных, оранжевых и жёлтых цветов.
     Впервые белое свадебное платье решилась надеть королева Маргарита Валуа, королева Марго. До этого считалось, что белый цвет – это цвет лишь невест Христа. Девушки последовали её моде, но вдовы, выходя замуж во второй раз, не имели права наряжаться в белое, они носили чёрные платья со вставками красного цвета.
В эпоху Петра I традиции западноевропейских заимствований коснулись, в том числе и свадебного платья: в моду вошли декольте, рюши, оборки. Образ невесты был очень изящен: узкие рукава, почти полностью закрывающие руки, длинный шлейф, узкая талия (использовали корсеты). Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.
     С XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля «рококо». Свадебные платья в основном были серебряных тонов, обязательно со шлейфом, длина которого определяла статус невесты, а также в моде были пышные и сложные по своей конструкции причёски и парики.
     Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). Завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики - вот основные черты женского наряда в стиле ампир. Этот стиль на самом деле универсален: он подчеркивает линию бюста, визуально делает талию тоньше, помогает скрыть мелкие недостатки, а также создает образ чистоты и невинности. Цвета ампир просты и неброски, очень часто это просто белый, с однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой.
     В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами. Все невесты стали использовать для декора своего наряда шелковые кружева «блонды» красивейшего янтарно-золотистого цвета.
     Недостатком «блонд» была их чрезмерная хрупкость – они быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Как правило, для невесты шили платье с декором из этих кружев и с фатой, полностью сотканной из «блонд». Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.
     Мода стала чаще меняться, чем в прошлые века, поэтому каждое десятилетие невесты слегка видоизменялись. Так, в 30-е годы 19 века голову невест стали украшать убором из цветов апельсина – флер-д’оранжем. Этот «венок» надолго закрепился в свадебной моде, став своеобразным символом невесты. Бутоны были искусственными и изготавливались из шелка, бархата и ваты. Флер-д’оранж венчал не только голову, - на груди или талии невесты красовалась брошь в том же стиле, а рукава платья были обшиты цветочными веточками.
     В течении 20 века свадебная мода много раз менялась.«Движение в ногу» по всей Европе прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий.
     Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость». Никто и подумать не мог о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни…
     В 30-е, 40-е и 50-е годы прошлого века такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов.
     Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю». Советские невесты, как и европейские, в 60-е годы надевали шляпки с вуалью или фатой.
     На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в не свадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате. Невесты того времени вновь стали надевать платья в пол, но модели и фасоны нарядов были максимально простыми, без вычурного декора и украшений. Строгости не было и в силуэте – на пике моды были силуэты воздушные и струящиеся, превращающие невесту в сказочное видение, мираж, волшебную фею или эльфийскую деву. Украшались такие наряды кружевом ручной работы – из кружева делалась кокетка наряда или широкие рукава, которые при желании невеста могла приспустить по плечам, красиво оголив эту часть своего тела.
    Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.
Чаще всего невесты 80-х облачались в длинные наряды из плотных тканей с пышной юбкой и корсетом. На голову надевался красивый трогательный веночек с фатой или же элегантная шляпка с широкими полями. Писком свадебной моды 80-х годов становятся перчатки – невесты поголовно надевают этот аксессуар в любом виде – кружевные или плотные, короткие или длинные свадебные перчатки можно было увидеть на любой невесте эпохи 80-х.
     В 90-е годы невесты могли выбирать для своей свадьбы наряды абсолютно любого стиля, однако те невесты, которые к подобным экспериментам на собственном бракосочетании были не готовы, выбирали платье в стиле «сказочная принцесса» с корсетом и кринолином в три широких волана. В 90-х вернулись в моду фата в пол и шлейфы на платье.
     В свадебной моде 21 века сплелись все прошлые веяния - популярны и платья «ампир», и невероятно пышные юбки, и отделка кружевом, и корсеты. Современная невеста может выбрать для себя платья с мотивами любой эпохи, современные невесты часто выбирают классическое белое пышное свадебное платье, украшенное кружевом и рюшами.
    И по этим трогательным нарядам можно проследить историю свадебной моды нашей страны второй половины 20 века.