8. Христианская Церковь- Тело Христово

Наталья Кольцова
Понятие "Тело Христово" ввёл Апостол Павел. Этот человек на себе испытал силу метанойи (смены сознания). Воинствующий фарисей Савл (как его звали) шёл в Дамаск чтоб преследовать христиан. На пути ему встретился Христос. Это было уже после Вознесения Христа. Заметим, что это был единственный враг, которому Христос явился после Воскресения. Одно это доказывает, что Христос- Бог. Любой человек, став суперменом, обязательно явился бы к врагам, чтоб отомстить. Но Христос явился врагу не отомстить, а  сделать его... основателем христианства. Заметим, что это очень конструктивный подход к борьбе с врагом: "Возлюби врагов", объединись с ними.
 Итак апостол Павел открыл миру суть христианства: в посланиях Павла, включённых в Новый Завет, говорится о Теле Христовом и Евхаристии- новом, совершенно необычном для того времени жертвоприношении, как способе формирования этого Тела.
Евхаристия с греческого: благодарность. Жертвоприношение христиан- это благодарение Господу Богу, за то что Он часть Себя сделал "человеческой". Чтоб люди смогли стать частью Бога. О таком ни один человек не мог бы и мечтать, если бы Бог Сам не предоставил такую возможность. Согласитесь, это стоит того, чтоб непрерывно благодарить Господа. Что христиане и делают. Но вчитаемся в слова Павла.
Послание К Ефесянам 1:19-23 "...(22) И всё <Бог> покорил под ноги Его <Христа> и поставил Его выше всего, главою ЦЕРКВИ, КОТОРАЯ ЕСТЬ ТЕЛО ЕГО, полнота Наполняющего всё во всём."  Толкование: Бог- всё наполняющий Собой, но Его полнота, Его Тело- это Церковь. Грубо говоря, Бог увеличивается Церковью.
Потрясающе об этом говорится в стихах 4:11-16:  " Все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного в меру ПОЛНОГО ВОЗРАСТА ХРИСТА " . Тело Христово станет мужем, то есть взрослым .  "...глава Христос, из Которого всё тело... получает ПРИРАЩЕНИЕ ДЛЯ СОЗИДАНИЯ САМОГО СЕБЯ..."
К Ефесянам 2:19-22 Жилище Божие- это не какое-то здание, а вы- христиане.
Сравните: 1 Послание Петра 2:5 Христиане- живые камни, а Христос-краеугольный камень, то есть объединяющий. Как в притчах Христа была тема роста семян, растений, так у апостолов- тема строительства. Но суть одна: что-то возрастает, строится, а именно Тело Христово.
1 Коринфянам 10:16,17; 12:12-14  Тоже о Теле Христовом.
Знаменитое место из Иоанна 2:19-22, где Христос обещает в 3 дня возвести разрушенный храм, говоря о храме Тела Своего. То есть трёхдневное Воскресение было строительством невиданного доселе храма- Тела, то есть организма, живой бого-материи, а не каменной постройки.
Себя Павел тоже считал телом Христовым. В Послании к Галатам 2:20 он говорит: "Не я живу, но живёт во мне Христос".
Христос- это единственная историческая личность, оставившая после Себя не своё дело, не послания или законы, а ... самого Себя. Прощаясь с учениками,Он сказал  "Я с вами во ВСЕ дни до скончания века" (Матфей 28:20). Христианская Церковь- это не организация (по отниманию денег  у старушек, как думают некоторые), а материальное Тело духовного Бога. Входя в любой христианский храм, вы становитесь клеточкой этого Тела, камнем небесного храма. Поэтому у постоянных прихожан традиция: приветствовать друг друга поклоном, как святых.
Конечно, просто забежать в храм мало. Для начала надо креститься.
"Во Христа креститеся, во Христа облекитеся"- возглашает священник во время крещения. Крестить (баптизо по-гречески)- значит погружать. То есть крещаемый погружается во Христа. Становится частичкой Христа. Это инициализация.
Дальше надо регулярно участвовать в таинстве причастия, стать причастным, то есть частью  Тела Христова. Вкушая Тело и Кровь, то есть частицу Христа, христианин становится частицей Тела. Это ещё один парадокс христианства. "Ядый...во Мне пребывает и Аз в нём" (Иоанн 6:56). Каждое воскресное утро во всех христианских храмах мира христиане становятся частью Одного. О экуменизме поговорим в отдельной главе, сейчас лишь о единстве православных христиан. Но даже во время блокады в Ленинграде совершалась Евхаристия в нескольких храмах, в Князь-Владимирском соборе, например. Даже в Антарктике есть храм. Если в иудаизме только один Храм на Храмовой горе в Иерусалиме, от которого осталась лишь часть стены, то в христианстве множество храмов по всему миру, объединённых таинством Евхаристии. Такая всемирная паутина.
О сути этого таинства- дальше, в главе о жертвоприношении. А пока скажем, что к Чаше Причастия надо подходить не абы как, а очистившись от грехов. Поэтому перед причастием совершается таинство покаяния, исповедь. В этом  мудрость Церкви: ПОКАЯНИЕ- ЭТО ОТКАЗ ОТ СТАРОЙ СУЩНОСТИ, А ПРИЧАСТИЕ- ЭТО ПРИОБЩЕНИЕ К НОВОЙ СУЩНОСТИ. Шажок со ступеньки на ступеньку. Ведь грубо говоря, грех- это старая, животная сущность.
В Храме Гроба Господня исповедь совершается на Голгофе, причастие- на Гробе Господнем. Смерть и Воскресение.
В Троице-Сергиевой Лавре литургия совершается в нескольких храмах. И везде могут причащаться многочисленные паломники. Но исповедь совершается только в одном храме, который над входными воротами в Лавру (на фото справа). При входе в буддийский или мусульманский храм надо снять обувь. А при входе в Лавру надо снять с себя грехи. И этот надвратный храм во имя Иоанна Предтечи, который оглашал Иудейскую пустыню призывом "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божье" (Матфей 3:2).
Итак, главные таинства(священнодействия): это евхаристия (причастие) и покаяние. Совершаются они во время Божественной литургии. Литургия- это по-гречески "дело". Это основное христианское дело, совершаемое каждое воскресенье, а в монастырях и больших соборах- каждое утро.
Литургических канонов много, но основной- Иоанна Златоуста. Этот святой также самый известный толкователь Библии. Он так же часто использовал понятие  "Тело Христово". В заключении книги я приведу цитаты из его произведений. Он дерзал говорить от имени Бога:
"<Бог будто говорит человеку:> " Я воедино слился с тобой. Я не хочу, чтобы уже было что-то среднее;  хочу, чтоб мы Оба были одно....Церковь есть ИСПОЛНЕНИЕ Христа, точно также как голову дополняет тело, и тело дополняется головой."
И всё равно до сих пор ведутся споры: считать ли Церковь организмом или организацией? Павел Флоренский ((7)) стр.33 "Неопределённость церковности, её неуловимость для логических терминов  не доказывает ли, что церковность- это жизнь особая, данная человекам, и подобно всякой жизни недоступная рассудку". 
Действительно, если иудаизм и мусульманство- это многочисленные "юридические" законы, то в христианстве их мало. Суть христианства- это Символ Веры. Он читается хором всеми прихожанами во время Божественной литургии. И состоит он всего из 3-х предложений. Первое предложение, правда, довольно длинное:
"ВЕРУЮ В БОГА-ОТЦА..., ВО ХРИСТА..., В ДУХА СВЯТОГО... И ВО ЕДИНУЮ ЦЕРКОВЬ".
Первые 3 объекта веры- это 3 ипостаси Бога, Троица. А Церковь- это как бы 4-я ипостась, ЭТО ТОЖЕ ОБЪЕКТ ВЕРЫ! Можно верить некой организации, но верить в организацию- нельзя. То есть сущность Церкви- транстендентна.
Заметим, что Тютчев так же подчеркнул сакральность России: "Умом Россию не понять...В Россию можно только верить".
О 4-й ипостаси намекает и рублёвская Троица-глубочайшая из всех икон (на иллюстрации- слева). 4-я сторона стола, обращённая к зрителю- свободна. "Присаживайся к Нам!"- как бы предлагают ангелы. -"Видишь, что-то у нас не так. У Христа нимб слегка уменьшен. Помоги его увеличить. Ты знаешь, о чём у Нас разговор? Мы пришли сообщить Аврааму о рождении долгожданного ребёнка".  Ангелы не скажут Аврааму, какое тяжёлое испытание ему предстоит. Но зритель-то знает, что Авраамом и Исааком, которые доведут жертвоприношение до конца, будут Бог-Отец и Христос. Церковь- это "зритель", который на каждой Божественной литургии приобщается к этой жертвенной тайне, увеличивает нимб Христа.
 Во время Евхаристии жертвенная просфора делится на всех, даже усопших. На этой тайной трапезе собираются все члены Церкви, и усопшие. И "духи праведных скончавшихся" и чины ангельские "поющие, вопиющие, взывающие и глаголящие" и мы, грешные. Единый организм, единое Тело. Так все родственники собираются за одним столом во время праздника и едят очень вкусную пищу. Иногда ставят рюмку для усопшего, считая что он тоже присутствует.  А на Евхаристии и святые и простые христиане едят одну необычайно прекрасную духовную пищу- Христа, который есть истина и свет. "Христос сладчайший"- говорят христиане. И проще всего христианскую сладость выразил Иоанн Богослов " Бог есть любовь" (1 Послание Иоанна 4:8,16). Божественная любовь-это "цемент", скрепляющий Церковь в единый организм.
Со стороны кажется странным: все по очереди пьют из ложечки винцо с кусочками хлеба. Как этим можно сотворить ТЕЛО БОГА? Но если со стороны посмотреть на зачатие. Тоже кажется странным: как в результате этих телодвижений рождается чудо новой жизни? Это сравнение я позаимствовала из ((14)).