Жизнь в шкафу

Тина Шотт
-   Тихо! Молчи, молчи!

Стук в дверь повторился. Ядвига побледнела, за всё время войны к ней никто не приходил. Люди боялись друг друга. На работу и с работы. Затемнённые окна, безмолвные улицы.
     -   Пани Марчевска, не дадите ложку соли? Соседка протянула маленькую солонку.
Ядвига замешкалась и не пригласив пройти, торопливо  кинулась в кухню.
Сердце  ухнуло куда-то в живот, который скрутила острая боль.
-   Вот, возьмите, отдавать не надо, у меня ещё есть.
Захлопнув дверь, Ядвига несколько минут стояла с закрытыми глазами.
С трудом переведя дыхание, подошла к шкафу.

-   Зденек, мальчик мой! Она прижала к себе черноволосую головёнку четырёхлетнего сына и затряслась в беззвучных рыданиях.
-    Не плачь, я не буду шуметь, я знаю, мама... Совсем недавно он научился произносить это слово.
В шкафу было страшно, когда комната погружалась в темноту. Днем, через небольшую щель в крыше шкафа, проникал слабый свет. Иногда он видел лицо другой женщины... Неживой. Она открывала рот и что-то говорила, совсем неслышно, потом она его целовала в глаза, щёки и даже нос...
 

Польша, 1965 год. Закрытый гарнизон. Дом офицеров. Нестройные, прерывистые звуки фортепиано гулким эхом отдавались в опустевших комнатах.
Анна  указала ученику на ошибки:
-   На сегодня хватит, дома ещё раз поработай над этой пьесой. Последний ученик покинул  класс. Анна прислушалась: нет, пани Марчевска ещё не ушла. Анна относилась к немногим офицерским жёнам из Советского Союза, кто нашёл работу в гарнизоне.  Музыке учиться хотели все.

Пани Марчевска, невзрачная худенькая женщина, работала в Доме офицеров уборщицей.
-   Вы закончили,  вместе домой? Анна сложила ноты в сумку.
-   Нет, сегодня за мной приедет сын, хотите на него посмотреть?
Я стукну в дверь,  когда мой Зденек придёт. 
Анна увидела рослого красивого мужчину с невероятной шевелюрой смоляных волос и потеряла дар речи...
Мужчина широко улыбнулся и протянул руку, не дожидаясь пока Анна это сделает.

-   Пани Марчевска, простите меня, – сказала Анна на следующий день, –  сын на вас совсем не похож, на отца?
-   Я замужем не была, пани Луцко. Анна смущённо опустила глаза.
-    И не рожала никогда.
.........
- Фашисты оккупировали Польшу, начались облавы, еврейские семьи вывозились и все понимали, – на смерть. Были среди нас и такие, кто вешал евреев  ещё до прихода  извергов. Я нашла  мальчика за сараями, в нашем дворе. Умышленно ли мать его оставила, чтобы жил, или он отбился, не знаю.
А только привела я его к себе, умыла, накормила и поселила в шкафу. Я уходила на целый день, работала на фабрике, оставляла горшок, поесть и строго наказывала, – молчать! Он и молчал, даже имени своего не сказал.
Чтобы было чем дышать, я выставила одну доску сверху. Приходила, завязывала ему глаза, как бы не ослеп,  и выводила из шкафа. А теперь мой Зденек  инженером на верфи и не разрешает мне работать. А я дома не могу.


По щекам Анны текли слёзы...