10. Жертвоприношение

Наталья Кольцова
"Любовь- прекрасная страна, ведь только в ней бывает счастье"- поётся в романсе. Ведь само слово "счастье" имеет корень "часть". Но это и всегда жертва- стать частью, отдать себя любимому человеку или делу, раствориться в нём.
О божественной любви говорят только христиане, но понятие жертвоприношение, как способ общения с богами- известно с давних времён. Археологи находят доказательства, что ритуальные убийства совершались даже у первобытных людей. Доиспанские индейцы  не знали колеса, но алтари у них были. Алтарь это место, где приносится сакральная жертва. Древние люди знали, что богам надо отдать самое любимое. И они брали самое любимое, что у них было: ребёнка или красивую девушку и прилюдно убивали их. Достаточно вспомнить один из самых потрясающих эпизодов Библии: жертвоприношение Авраама (Бытие глава 22). Потом для жертвоприношений стали использовать животных. Но до середины 20 века на отдалённых островах ещё совершались человеческие жертвоприношения. А животных: козлов, лошадей и др. приносят в жертву и сейчас. Возможно, ритуальное убийство животных символизирует убийство своей животной сущности.
Хотя глубинная суть сакрального жертвоприношения, думаю, другая. Жизнь- в основном трагична. Даже если у вас всё хорошо, это может в любой момент непредсказуемо измениться. Самое большое страдание ведь не физическое, а духовное: беспомощность. Я осознаю "неправильность" мира, понимаю что должна изменить этот мир к лучшему. Но на деле "аз есмь червь". Я понимаю, что эта дисгармония- потенциал для духовного развития, движения к Богу.
Но уже в древности люди понимали, что эта двойственность не с проста. Люди понимали, что ТРАГИЧНОСТЬ ЖИЗНИ- ЭТО ЖЕРТВА РАДИ БОГА. В РИТУАЛЬНОМ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ СТРАДАНИЕ ОБРЕТАЕТ СМЫСЛ, СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕМ.Да, мы страдаем, но не просто так, а ради высших сил, ради высокой цели. Христианство определило эту цель- богочеловечество.
Ради чего было Распятие, помните?- Ради Воскресения. То есть ХРИСТОС РАСПЯТИЕМ И ВОСКРЕСЕНИЕМ ПОКАЗАЛ, ЧТО ЖИЗНЬ ТРАГИЧНА НЕ ПРОСТО ТАК, А РАДИ ТВОРЕНИЯ СВЕРХЖИЗНИ. ЭТО МУКИ ТВОРЧЕСТВА.
Распятие Христа- это была ведь не казнь сумасшедшего бродяги, возомнившем себя Богом. Это была казнь Бога. Поэтому она имеет сакральный смысл. Бог принёс Себя в жертву...кому?- Людям. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ- ЭТО САКРАЛИЗАЦИЯ ТОГО, КОМУ ПРИНОСИТСЯ ЖЕРТВА. Он\она\оно объявляется высшим существом, по сравнению с людьми. В Римской империи, например, были алтари цезаря. Возлагая на этот алтарь жертву, люди признавали цезаря божеством. БОГ ПРИНЁС СЕБЯ В ЖЕРТВУ ЛЮДЯМ, ТЕМ САМЫМ СДЕЛАВ ИХ (НАС!) СВЯТЫМИ. Спас. Люди ведь ощущают своё всемогущество и своё ничтожество. В этом наша дисгармония. А спасение, обожение, слияние с Богом- это гармония.
Протестанты (многие) так и понимают спасение: Христос своей жертвой спас всех, кто в Него верит. Совершая Евхаристию, они вспоминают Распятие. Но, разумеется, не так-то просто соделаться богами, сотворить наджизнь. Православные и католики реально совершают Распятие Христа на каждой Евхаристии.  Евхаристическое, таинственное  Распятие Христа- ДУХОВНОЕ, вневременное событие. Поэтому оно не совершилось 2000 лет назад в Иерусалиме, а совершается здесь и сейчас. Часть храма за иконостасом так и называется- алтарь, место сакрального жертвоприношения. Возможно, поэтому жизнеописание Христа- это 4 Евангелия. В них Распятие и Воскресение совершаются ещё и ещё раз.
Жертвенник- это престол или трапЕза (по-гречески- стол), на котором и возносится жертва БОГА ЛЮДЯМ. Такого ни в одной религии нет, хотя жертвоприношение высшим силам есть во всех религиях. На рисунке слева- антиминс («вместопрестол»)- это плат с зашитой в него частицей мощей святого. Это, грубо говоря, документ истинности таинства. На нём изображается погребение Христа. По углам-евангелисты.  Слева и справа- Распятие и Сошествие во ад. А внизу место для росписи епископа. Антиминс всегда хранится на трапезе. В экстренных случаях Евхаристию можно совершать на антиминсе без трапезы. Первые христиане совершали Евхаристию в катакомбах (пещерных погребениях) на телах мучеников. Для жертвоприношения Христа используется просфорА- определённой формы хлеб. Витрины греческих магазинов часто привлекают покупателей объявлением "просфора". По-гречески это значит "скидка". Первые христиане приносили в храмы свою еду, "скидывались". Теперь просфоры изготавливают в монастырях. Во время пресуществления (те превращения хлеба и вина в Христовы таинства) священник  с определёнными молитвами специальным "обоюдоострым копьецом"  пронзает просфору, которая становится Телом Христовым.
 Обоюдоострое- потому что двойная жертва Бога и Богу. Причастники, принимая в себя Тело и Кровь Христовы, сами становятся воскресшим Телом Христовым. Мы делаем себя частью этого Тела, ПРИНОСИМ СЕБЯ В ЖЕРТВУ. Когда священник выносит из алтаря потир- чашу причастия с Христовыми тайнами (на рисунке-справа), он возглашает  «Не яко Иуду, а яко разбойника…» , и все хором продолжают «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Тут вспоминается Иуда, предавший Христа. Мол мы честно подходим к священной чаше, без скрытых мыслей, без грехов. А разбойник- это один из 2-х распятых со Христом. Мы распинаемся вместе с Ним, участвуем в Его жертве. Эпизод с Благоразумным разбойником- один из самых потрясающих в Евангелии (Лука 23:32,33,39-43). Человек  перед смертью видит растерзанного, униженного Христа и каким-то интуитивным зрением всёж видит в Нём Бога. Мы тоже должны в этих кусочках хлеба увидеть, поверить, что это Тело и Кровь Христовы. Другого  скипаса в Горний мир у людей нет.
Слово "жертва" имеет трагичный окрас, но жертва христиан- радостная. Это жертва любви. Христиане так же много страдают как и другие люди, но эти страдания как и всю жизнь они совершают ради Христа. Из любви к Нему. Христианское жертвоприношение - двухстороннее. Поэтому "обоюдоострое" копьецо. Это сплетение жертвенной любви. Взаимной любви. И дитя этой любви- новая эволюционная сущность, богочеловечество. После принятия тайн принято поцеловать потир в основании.
О моменте, когда Христос установил таинство Евхаристии напоминает икона "Тайная вечеря" над Царскими вратами- главным входом в алтарь. Тайная вечеря состоялась вечером перед Распятием. А вечером перед причастием христианин читает Канон- определённый набор молитв, в который входит и 50 псалом царя Давида. Стих 50:19 "Жертва Богу- дух сокрушённый; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже". Что значит «дух сокрушённый»? Надо сокрушить гордыню, эгоизм, стать смиренным, кротким, покорным Господу. Стать мягкой глиной, из которой мы всё- таки созданы, чтоб Господь мог лепить из нас Своё Тело.
Самое известное русское религиозное песнопение  "Жертва вечерняя"- на стихи 140 псалма. Оно было написано композитором Чесноковым в начале 20 века, когда в мире обострилась вражда: война, революция, нападки на церковь, атеизм, дарвинизм. Это песнопение- молитва. Казалось бы в столь жёсткое время надо просить Бога, чтоб Он покарал врагов. А поющий молит, чтоб Господь... помог покаяться в глубинных грехах! Вот такая христианская жертва. Вообще в этом контексте жертва- это значит "молитва о гресех", то есть желание глубже понять свою греховность. Греховность-это так сказать, напряжение в сети под названием "эволюционный процесс". Псалмопевец молит усилить напряжение.
В комнате, где была совершена Тайная вечеря, нет ни одной иконы. Хотя это ведь первый в мире христианский храм, так как там была совершена первая Евхаристия. Дело в том, что Христос устанавливал это таинство не абы где, а над гробницей того самого царя-псалмопевца Давида. Это большая святыня иудеев, и они не разрешают совершать там христианские богослужения. К слову, на 3-м этаже там мусульманская мечеть. В хронологическом порядке, так сказать. 
Так вот, единственно, что напоминает в Сионской горнице о таинстве Евхаристии, это колонны, которые крестоносцы украсили
барельефами с пеликанами, кормящими птенцов своей кровью . 
Известны случаи, когда пеликаны, чтоб спасти птенцов, укушенных змеёй 
(вспомним, что грех пришёл через змея-искусителя), поили их своей кровью.
"Придите, ядите; сие есть Тело Моё Нового Завета;
Придите, пиите; сие есть Кровь Моя Нового Завета,
за многих изливаемая во оставление грехов".  (Матфей 26:26- 28)
- возглашает священник, вынося Чашу Причастия,
и народ благоговейно встаёт на колени.
Большинство православных, думаю, понимают Распятие так: 
Христос показал нам, что Бог- это не абсолютный монарх, не неотвратимая Сила, что Он такой же страдалец, как мы, что Он ждёт от нас сострадания и любви.  А почему христианский Бог такой?- Потому что Он хочет сделать нас своими коллегами.
О смысле Распятья апостол Павел говорит в Послании к Римлянам. (5:18) : Как Адамом пришёл грех, так Христом пришло избавление от греха. (3:25) "Христос взял на себя грехи мира, как козёл отпущения". Козёл отпущения- понятный для иудеев образ. Это был козёл, на которого вешали все грехи и отпускали его в пустыню. До сих пор праздник Йом-Кипур, связанный с этим козлом, главный в иудаизме. Вспомним: грех Адама- множественность. Христос избавляет от греха множественности, отождествляя каждого причастника с Собой. Отождествиться надо с Богом, умалившим Своё всемогущество вплоть до Распятия. Принёсшим в жертву людям Своё всемогущество. Только так множественность может перейти в Единственность.