90-е... Кооперативы 90-х. Часть 1

Евгений Заикин
Вспоминать 90-е, как трудные годы я не могу. Это же, как всегда – только начало было трудным, а потом вдруг стало легче при познании чего-то незнакомого для нас в бизнесе, а ещё через год и совсем хорошо – потому, что исправилось наше мышление, да и в экономике что-то соображать стали и в торговле тоже. Так, что телега, хоть и со скрипом, но все же, покатила по дорогам страны, готовясь к выезду и за границу. Лично я стоял в тот год (1990) перед выбором – уходить с постоянной и неплохо оплачиваемой работы (так мне говорили, когда отговаривали). А уходить приходилось в никуда, где, вообще, все незнакомое? Но я, как и многие в то время – желал свободы во всем – в работе, в спорте, в творчестве, да и в выборе своего пути к «безоблачному счастью». То, что бросал – это как бы основа всего (работа, зарплата, соцпакет), а впереди – одни мечты, надежды и бунтарская наглость. Но мне хотелось верить, что все будет хорошо и все получится!

Многие из близких родственников и друзей по работе меня не понимали – чего это я ухожу «с насиженного места», где все так «хорошо»? А я не мог им объяснить того, что мне хотелось бросить все старое, унестись головокружительно в никуда, в это новое, где есть большие возможности. Это я чувствовал душой (или нутром), но и некая боязнь присутствовала тоже. Хотя было интересно все делать самому и ни от кого не зависеть. Это же так здорово, когда нет определенного режима в работе, не надо хоть на совещания и педсоветы, выслушивать дурацкие партийные тезисы и тупые нормативы, по которым как бы мы все живем. Поэтому мир зазеркалья остался за спиной, а впереди… «светлое будущее», о котором нам твердили товарищи. Мне надоело смотреть на все то, как большая часть преподавателей, да и окружающих нас людей – все делают абы как или «спустя рукава». Не для себя же, значит можно и «закосить»!

Брошенными оставались все многолетние начинания по организации художественных и производственных мастерских, кружковая работа по народным ремеслам. Но мне уже ничего не хотелось делать в том направлении – впереди маячила «хрустальная мечта» о чем-то своем и нереально интересном. Со четырьмя друзьями-партнерами я решил начать с того, что нам уже было знакомо, а это «художка» – оформление внутренних интерьеров промышленных и общественных зданий. Благо, что в это время еще была востребована в стране наглядная агитация, что привнесло в «копилку» открытого нами кооператива неплохие прибыли, причем очень быстро. Далее у нас всех был этакий неплохой опыт в строительстве, так как ездили по шабашкам, а мне приходилось работать и на больших стройках, увозя на практику своих учеников. Все это прибавляло нам наглости в том, что мы все сможем. Мы просто не понимали тогда, сколько всего придется пережить, прежде, чем научиться в том или ином направлении – делать так, чтобы не было проблем.

Кооператив мы открыли быстро, всего за месяц регистрации – это было очень и очень быстро, с применением всех возможных «рычагов» в горисполкоме. У других желающих на это уходило время месяцами. Надо было пройти через кучу бюрократических закавык и запретов, минуя всяческие табу советского времени. Кооператив мы открыли вторыми в городе и стали заниматься строительством, ремонтом и реставрацией зданий и сооружений, включая и, конечно же, художественное оформление интерьеров. Другими видами деятельности в то время было запрещено заниматься, кроме сферы услуг, но нам открывать кафе или магазин не хотелось потому, что мы еще не знали, как там все надо делать? И хотелось бы напомнить тем, кто «скулит» ныне о больших налогах – у нас в то время забирали все от деятельности, нам оставалось всего 2%. Да и посредническая деятельность тоже была запрещена. Такими были времена зарождения бизнеса в стране «непуганых ворон».



Фото размещено из архива автора.