15. Духовный эмбрион

Наталья Кольцова
Продолжу педиатрическую терминологию. И предлагаю разделить духовную историю человечества на такие условные этапы.
1. Сотворение человека
    1.1. Зачатие-    6-й день Шестоднева.
    1.2. Эмбрион- рай.
    1.3. Роды-        изгнание из рая.
2. Сотворение богочеловечества, Тела Христова
    2.1. Зачатие-   Первое пришествие Христа.
    2.2 Эмбрион- НАШЕ ВРЕМЯ.
    2.3 Роды-        Второе Пришествие, Страшный суд.
3. Сотворение надматерии- это 3,5 года борьбы с царством сатаны, со старой материей (см. Апокалипсис 12,13).
Книга "за 7-ю печатями" из Апокалипсиса- это ведь Библия-2 уже не для человечества, а для богочеловечества. А о чём она?- Думаю о том, как сотворить "новое небо и новую землю" (Исайя 66:22 и Апокалипсис 21:1)- духоматерию.
Ныне Христос это мост между людьми и Богом-Троицей. Сейчас формируется Тело Христово, богочеловечество,которое станет мостом между всей природой и Богом. С помощью которого вся природа присоединится к Богу.  Это присоединение и будет победой над царством сатаны. В этот период и потребуется высокий уровень развития науки, так как это будет преображение всей природы.
Тело Христово это ведь не людской муравейник, а в конце концов единство всей материи. Многие полагают, что Второе Пришествие- это начало покоя. Но, возможно, это будет начало нового творения- богоматерии. История человечества закончится. И начнётся история богочеловечества.
А ныне люди,  думаю,  это даже не младенцы, а духовные эмбрионы. Георгий Флоровский, как я уже отмечала, предложил использовать вместо слова "эволюция" слово "эпигенез" ((10)). Оно тоже из эмбриологии. И означает, что формирование новой сущности происходит из ничего. Эпи- значит над-, надстройка. Этот  устаревший термин генетики отвергли, так как найдено это "ничего" - гены. Но духовная новая сущность должна зародиться как бы из ничего, должна быть выдумана людьми, что-ли. В людей изначально заложена только свобода творчества. Вам и флаг в руки! Придумайте сами себе новый идеальный мир!  Беда, что все выдумывают разное и никак не могут договориться.  Человечество- это "Лебедь, рак и щука" из басни Крылова. В которой "воз (эволюционный процесс) и ныне там".  В человека заложен гигантский потенциал. Из жёлудя может вырасти только дуб и никогда  баобаб. А как поёт Высоцкий (об индусах),  из человека вполне может вырасти баобаб, "и будет баобабом тыщу лет пока помрёт".
Да, такое рассуждение попахивает гордыней.  Поэтому-то лучшая христианская добродетель- смирение. И будем для удобства использовать слово эволюция, а не эпигенез. Хотя эволюция ассоциируется с биологической эволюцией Дарвина, в которой  ничего принципиально нового-то и не появляется. А Царство Божье это то, что "не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку" (1 Коринфянам 2:9, Исайя 64:4), то есть нечто абсолютно невиданное, эпигенез. И, конечно, большая часть творчества- это задача Бога. Георгий Флоровский в своих статьях ставил вопрос соотношения Божественной и человеческой воли в истории человечества. Но этот важнейший вопрос так и остаётся открытым. Люди пытаются что-то творить без Бога- совершают революции. Но ничего хорошего из них не выходит.
Э-волюция в отличии от ре-волюции  происходит медленно, едва заметно. Когда говорят "эволюционный скачок" это значит одноразовый переход вверх по эволюционной лестнице. Но он может занимать тысячилетия. "Однажды"  обезьяны (или другие животные) превратились в людей. Теперь ведь они в людей не превращаются!
Процесс формирования Тела Христова тоже сега-сега, как говорят греки, не спешный. От Первого пришествия до Второго идёт эмбриональное развитие.  А кто непраздная? Так по-славянски православные называют беременную женщину. - Это конечно-же Богородица. В ней произошло ключевое событие христианства, да и всей вселенской истории: соединение Творца с тварью, зародился Христос-богочеловек. Теперь в ней же происходит зарождение богочеловечества. Она, так сказать, мать всего нового человечества. Отсюда культ Богородицы. В Святцах около 300 почитаемых Богородичных икон. Каждый день верующие славословят Богородицу: "Благословен плод чрева твоего!", хотя она давно уже разрешилась от бремени. Но теперь она носит под сердцем не Христа, а Тело Христово- всю христианскую Церковь.
Икона "Знамение" появилась в Новгороде ещё в 12 веке (слева на обложке). Младенец Христос изображён в медальоне, то есть в круге внутри Богородицы. Но не в животе, как на иконе Благовещение, а на груди. То есть это сердечная,  духовная беременность. Интересно, что в окладе иконы "Знамение" обычно изображены ветхозаветные пророки или святые. Например, у Курской Коренной (2-я слева на обложке). Этим иконописцы показывают, что корни, "отцовство" этой духовной "беременности" в ветхозаветных пророках и святых. Ребята, вот что должно стать заменой сексу: зачатие духовности.
 К типу "Знамение" относится и икона "Неупиваемая чаша" (2-я справа обложки). Она посвящена таинству причастия. Это таинство связано с жертвоприношением, с Распятием. Поэтому на ней должен быть изображён взрослый 33-летний Христос без Богородицы. Но изображён младенец Христос с Богородицей. Потому что во время причастия происходит рост, развитие Тела Христова, которое ещё как бы эмбрион, внутри роженицы. Эту икону многие считают лишь помощницей в борьбе с недугом пьянства и не думают о её глубочайшем богословском смысле. А может и думают, подсознательно.
Ещё очень интересная икона "Се агнец Божий" (справа на обложке). Иоанн Креститель держит чашу, в которой крошечный голенький Христос. Снова будто слышен призыв: люди,оденьте Его! Станьте материей, тканью духа!
На иконе Христос - младенец,  а ведь у Него с Иоанном разница в возрасте всего полгода (см. Лука 1:36).
Ещё о теме младенчества в православии.
1. Имена ипостасей Бог-Отец и Бог-Сын. Сын должен вырасти.
2. В христианстве вообще особое отношение к деторождению. Целибат монахов и священников (у православных- высшее духовенство, у католиков- все). Этим детородная энергия перенаправляется на порождение духовной сущности.
3. Можно ещё вспомнить ослёнка, на котором Христос с триумфом въехал в Иерусалим для Крестных страданий. Ослёнок- это символ унижения, но и символ детства (Марк 11:1-7, Лука 19:29-35). А у Матфея описывается странная картина: Христос въезжает на ослице с ослёнком одновременно (Матфей 21:1-7). Как это?- а она типа беременна..
4. В центре храма Гроба Господня странная тумба- "Пуп Земли". См. иллюстрацию к главе "6.Большой взрыв". Общечеловеческая пуповина. Это тоже тема беременности, материнства.
5. Богоматерия формируется  внутри Богоматери. Самый эволюционный праздник Преображение- по гречески Метаморфозис, "сверхформа". Так вот, новгородская икона "Знамение" явилась именно в храме Преображения.
А отмечается Преображение 19 августа- внутри Успенского, Богородичного поста. Народ мудро связал это "внутриутробие" двумя Спасами: медовый (начало Успенского поста) и яблочный (Преображение). А сразу за Успением- третий Спас-Нерукотворный ("Хлебный Спас").
Замечу ещё, что между Преображением и Успением 22 августа - праздник Российского Флага. Он хоть не религиозный, но эволюционный, так как российский флаг очень хорошо, как никакой другой флаг в мире, показывает вектор эволюции:
животная ступень (красная кровь)=> человеческая (голубая планета)=> божественная (ангельский белый цвет, терра инкогнито, цвет русских заснеженных полей,  которые начнут зеленеть после Пасхи).
6. Ещё об эмбрионе напоминает пасхальное яйцо. Что это, как не символ зарождения нового бытия? 
В пасхальной песне Пюхтицкого монастыря такие слова:
В этом вот и чудо; Бог так сотворил,
Что яйцо сырое в птичку обратил.
Тот пример я понял, сердцу дорогой
Так Господь когда-то сотворит со мной.
7. Казалось бы странное правило, запрещающее причащаться во время менструации. (Церковь при этом посещать можно.) Почему такой запрет?- Вспомним, что менструация- это выход неоплодотворённой яйцеклетки. А причастие- возрастание духовного эмбриона.

 Многим известны иллюстрации Дюрера к Апокалипсису, особенно "4 всадника". Запоминается  и гравюра к 12 главе "Жена облачённая в солнце" (см. иллюстрацию к моей главе "4.Толкование начала и конца"). Выделяется молитвенная жена и живописный змий, символизирующий 7 смертных грехов. Но младенца, летящего к Отцу, я заметила только ныне, когда интернет любезно предложил и другие картины на тот же сюжет. Вспоминаются детские картинки типа: найди охотника в деревьях. А ведь этот "младенец"- центральная фигура, это некий организм, состоящий из всех праведников- всех времён и народов! В Апокалипсисе говорится о 144 000 человек.  Рисуя человечество-младенца, художники показывают  духовный младенческий возраст и объединение всех праведников в одном организме.
 А ведь это происходит в конце времён, лет через 300. Серафим Саровский 200 лет назад предрекал, что конец света произойдёт через 500 лет. Так что сейчас этот младенец ещё меньше. Меньше  горчичного зерна. У нас с вами лишь эмбриональный этап зарождения духовности.
Георгий Флоровский так говорит о зачаточном состоянии духовного существа в статье "Церковь, её природа и задача": " То, что не от мира сего, находится здесь, в этом мире, не упраздняя этот мир но придавая ему новое значение и новую ценность, как бы переоценивая мир. Конечно, это только ЗАДАТОК конечного свершения."
О эмбриональном состоянии нашей духовности очень образно говорит Клайв Льюис. Цитирую с небольшим сокращением из "Христианства", книга 4 "За пределами личности", глава 11 "Новые люди", пункты 4,5.
Век за веком Бог направлял природу к той точке, где она обретает способность производить такие существа, которые смогут перешагнуть ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛЫ. Этот процесс подобен критическому моменту родов. Пройдут ли роды благополучно? От обычных они отличаются в очень важном отношении. Обычно ребёнок лишён выбора. В данном случае- выбор есть. (Вся тварь ожидает нашего выбора. К Римлянам 8:22,23) Интересно, что сделал бы обычный ребёнок, если бы имел выбор: остаться во чреве или выйти в незнакомый мир? Возможно, он предпочёл бы избежать опасности. Но тогда он бы неизбежно умер.
Конец цитаты.
К теме детства можно ещё вспомнить цитату Христа. Он процитировал Священное писание (Матфей 21:16 и Псалом 8:3). Эти слова народная мудрость перефразировала:" Устами младенца глаголет истина". А в Библии: "Из уст младенцев и грудных детей Ты (Господи) устроил хвалу". Что могут сказать грудные дети? Гу-гу-гу. Но они очень важному могут научить нас. Они сознают свою немощь ("греховность", грубо говоря). Понимают превосходство взрослых и БЕСКОНЕЧНО ВЕРЯТ И ЛЮБЯТ ТЕХ, КТО ПРИВЁЛ ИХ В ЭТОТ ВРАЖДЕБНЫЙ МИР. То же, наверное, имел в виду Христос, когда предупреждал "Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное" (Матфей 18:3). Вот так, надо летать в космос, покорять природу, но при этом оставаться детьми.
Чтоб лучше понять состояние духовности в наше время, совершим экскурс в историю религии, но сначала...