В. Глава 13

Андрей Романович Матвеев
13


     Мне припоминается всё очень смутно. Кажется, в кафе были и другие люди, да что там, наверняка были. Только я почти ничего не замечал вокруг, а лица казались расплывчатыми пятнами. Как будто издалека слышались голоса Валиных подруг. Они о чём-то спорили, но всё быстро прекратилось, и мы остались одни. Это был какой-то угловой столик вдали от окна. Валя сидела напротив и держала мою руку в своих. Помню, я удивился, какие горячие у неё руки. Она всё молчала и просто смотрела на меня. У неё большие, слегка раскосые татарские глаза. Именно в эти глаза я поначалу и влюбился. Но в тот момент в них было столько тревоги за меня, что мне даже стало страшно. Право, неужели я был так плох?
     – Что случилось, Кеша? – повторила она вопрос, который задавала, видимо, уже много раз. – Ты будешь хоть что-нибудь говорить?
     Терпеть не могу эту её привычку называть меня Кешей! И с чего бы вдруг, скажите на милость? Я ведь много раз ей объяснял, что Кеша – это Иннокентий, а вовсе не Аркадий. Да она и сама прекрасно это знает. Но встала на своём, и точка. Кеша, мол, звучит очень мило, и почему бы ему и не быть от Аркадия? Никак её не убедить, что это просто глупо. Впрочем, в тот момент мне было не до Кеши. В голове словно вращались два огромных купола, вращались быстро, вокруг общего центра тяжести. Казалось, ещё немного, и они выскочат наружу, обнажив все мои мысли. Я чувствовал себя ужасно разбитым. Но вместе с тем постепенно, по кусочкам, начала восстанавливаться память. Говорят, так бывает с тяжёлого похмелья. Ничего не могу сказать, потому как похмелье у меня было всего лишь раз в жизни, да и то не серьёзное. Теперь же со мной творилось что-то совершенно непонятное.
     – Сколько времени? – спросил я, когда мне удалось, по мере сил, сосредоточить своё внимание на лице Вали.
     Она кинула взгляд на часы.
     – Пятый час, уже почти половина. Ты помнишь, что мы должны были встретиться в три?
     – В три? Нет… не помню. Когда мы договаривались?
     – Да вчера же и договаривались! Ты сам позвонил и сказал, что к трём обязательно закончишь все дела.
     – Да? Странно… хотя очень может быть. Ты меня извини, пожалуйста.
     Она только махнула рукой. Вот за что Валя мне всегда нравилась – она очень неохотно обижалась. Совсем в этом смысле не походила на других девушек. Не знаю, может, это происходило от её некоторой ветрености. Она действительно могла быть несколько легкомысленна. Но в иные минуты очень удивляла меня каким-нибудь неожиданным и глубоким суждением. Признаюсь, я даже её немного побаивался. Очень уж иногда она была непонятной. Это, наверное, относится ко всем женщинам вообще, однако именно с Валей я ощущал подобное особенно часто.
     – Так что же тебя всё-таки так задержало? – настаивала она.
     – Постой, постой, мне надо восстановить… последовательность. Я ведь рассказывал тебе, что ходил к Владимиру Леонидовичу Приёмову? 
     – Как-как? Придомову?
     – Приёмову, – у неё был плохой слух на фамилии. – Помнишь, несколько дней назад.
     – Ах да, это какой-то инвалид?
     – Не какой-то инвалид, – терпеливо продолжал объяснять я, – а очень известный конструктор… в прошлом. Сейчас же… с учётом его проблем со здоровьем, он мало выходит.
     – Да, припоминаю. Ты, кажется, говорил, он может чем-то там тебе помочь?
     – Мог… но он очень бурно отреагировал… Я его понимаю, ему нелегко. Однако я подумывал обратиться к нему ещё раз.
     – Хорошо, – нетерпеливо заторопила меня она, – но при чём тут сегодняшнее твоё… поведение?
     – Подожди, я пытаюсь всё связать. Сегодня утром я хотел… снова попытать счастья.
     – Кого пытать?    
     Я понял, что зря ударился в такие литературности.
     – Ещё раз поговорить с Владимиром Леонидовичем. Потому что я понял… других возможностей у меня просто нет.
     – Это всё твой проект?
     – Да, мой проект. Мне никто не может помочь, кроме него.   
     – Ну, возможно, тебе лучше знать. Только я всё не понимаю, как это связано…
     – Сейчас, сейчас, – немного поморщился я – голова ещё была сама не своя. – Так вот, я хотел пойти к нему с утра, часам к десяти. Он рано встаёт… по крайней мере, я был в этом уверен – даже не знаю почему. Я поехал к нему… и был уже недалеко от его дома. Но потом… потом мне что-то помешало. Я встретил кого-то… кто меня остановил.
     – И кого же ты встретил?
     – В том-то и дело, что… я не понимаю. Это была девушка.
     – Девушка? – встрепенулась Валя. – Что ещё за девушка?
     Этого, разумеется, надо было ожидать. При всех её достоинствах Валентина страшно ревнива. Причём зачастую без какого-либо повода. Чего стоит хотя бы тот факт, что она даже к подругам своим меня ревновала, особенно к Вике. А подруги у неё… скажем так, совершенно не в моём вкусе. Да и во вкусе большинства мужчин тоже, полагаю. Но у женщин свои соображения, и какие-либо доводы тут бессильны.
     – Я не знаю ничего о ней… – медленно проговорил я. – В первый раз в жизни видел.
     – Вот как?
     – Да, именно так. Теперь я даже уверен в этом.
     – Теперь?
     – Да, потому что сначала… когда я её увидел, что-то показалось мне знакомым. Как будто… образ из очень далёкого прошлого, из детства… или из сна.
     – Ну знаешь! – взвилась Валя. – Образы, сны! Ты не влюблён ли в неё?   
     – Да нет же, какое влюблён! Говорю же, видел в первый раз в жизни.
     – Она красивая?
     Вот и приехали. Куда уж без этого вопроса? 
     – Н-не знаю, – пробормотал я, и ничего глупее, конечно, нельзя было сказать.
     – То есть как это не знаешь? Ты же встретил её.
     – Да, но… понимаешь, я не приглядывался.
     Валя даже засмеялась.
     – Никогда не поверю в такую чушь, – заявила она. – Как будто я не знаю мужчин. Уж что-то, а это они всегда заметят.
     – Ну, можешь не верить, но это действительно так. Она появилась как бы из ниоткуда… Просто возникла у меня на пути. Единственное, что мне сейчас припоминается… у неё были странные глаза. Совершенно синие, просто неестественно синие. Я даже подумал, что у неё линзы…
     – Неужто только глаза и запомнил?
     И вот откуда в ней иногда такая ирония? И говорит таким тоном, словно я перед ней – маленький нашкодивший ребёнок, которого она с лёгкостью может вывести на чистую воду.
     – Да, именно глаза… Потому что она действовала очень быстро и решительно. Встала у меня на пути и сказала прямо без всяких предисловий: “Не советую вам туда идти”.
     – Туда – это куда?
     – Да к архитектору же, к Владимиру Леонидовичу.   
     – Ничего не понимаю. При чём тут она?
     – Думаешь, я что-то тут понимаю? А в тот момент и подавно. Я… я, кажется, так и встал там от… изумления.
     – Знаю я это ваше изумление!
     Я досадливо махнул рукой.
     – Ну вот посуди сама, как было не удивиться? Совершенно незнакомая мне женщина… девушка вдруг говорит такое! И при этом смотрит так странно, словно… словно читает мои мысли.
     На лице Вали ясно обозначалось недоверие. Но я уже не придавал этому значения. Мне вдруг страшно необходимо стало выговориться. Все происшествия дня обозначались передо мной яснее и яснее.
     – Впрочем, я недолго недоумевал, потому что она тут же разъяснила ситуацию… или, по крайней мере, попыталась разъяснить. “Я близко знаю Владимира Леонидовича, – сказала она. – У меня есть основания полагать, что ему будет очень некстати ввязываться в ваше дело”.
     – Да люди так не говорят! – вырвалось у Вали. – Это ты украсил… по своей привычке.
     – Может быть, и приукрасил, но самую малость. Она действительно говорила как-то странно, как-то очень… смешанно. Но суть дела я ухватил почти сразу. “Откуда вы знаете меня? – вот первый вопрос, пришедший мне на ум. – Он вам рассказал обо мне?” Потому что, понимаешь, если бы он рассказал… я бы, может, и не пошёл к нему. Мне почему-то казалось, будто Владимир Леонидович должен был держать дело в секрете… даже от близких людей. Ума не приложу, с чего я это взял, тем более что сам ведь рассказал вот тебе. Может, тут дело в обиде – всё-таки он в мой первый визит буквально выгнал меня и сказал больше не приходить. А я вот, тем не менее, шёл, и даже как-то был уверен, что именно этого он от меня и ждёт. Возможно, и выгнал поэтому… чтобы испытать мою настойчивость… хотя это уж вряд ли. Он сейчас раздражён… и это понятно. Хотя там есть что-то ещё, обязательно есть. И вот об этом она и заговорила. “Ничего он мне не рассказывал, – сказала она. – Думаете, он делится хоть с кем-нибудь сокровенными мыслями? Ничуть не бывало, он страшно скрытный человек. Нет, уверяю вас, Аркадий Сергеевич (она даже знала моё отчество!), он тут ни при чём. У меня свои… источники информации”. Здесь я немного разозлился, потому что всё-таки это было наглостью. Остановить меня посреди улицы и выдвигать какие-то требования. Но глаза… понимаешь, глаза у неё были словно два магнита…
     – Ну разумеется!
     – Я не о том, Валя, совсем не о том! Они были такие синие, как… как очень глубокое небо. И её голос меня как будто гипнотизировал. Так что даже когда я раздражился, вышло всё нелепо. “Какие ещё такие источники информации? – вот что у меня… сказалось. – Вы следите за мной?” Это было, конечно, очень глупо, потому что кто же мог за мной следить и зачем. Она только усмехнулась – глазами усмехнулась. И вдруг… тут я даже не знаю, как и сказать. Она ничего не говорила, по крайней мере, губы её не шевелились, в этом могу поклясться. Но вместе с тем я совершенно отчётливо услышал её голос, как будто… как будто он телепортировался в мою голову. Он буквально был внутри меня!
     Валя глядела на меня во все глаза. Кажется, я сумел-таки её заинтересовать.
     – Внутри? – переспросила она каким-то новым голосом. – Да как так может быть?
     – Откуда мне знать? Но так было, и голос сказал: “Если вы умный человек – а мне кажется, что вы умны, – вы не будете упорствовать. Дорога, по которой вы хотите пойти, слишком опасна. Никто из вас до конца этого не понимает. Вы, конечно, свободны, и можете поступать по-своему. Но я хочу предостеречь и – помочь, по мере сил”. Тут голос умолк, а сама она… словно исчезла. Хотя, может, я уже тогда был несколько невменяем и просто не заметил, как она ушла. Но в голове у меня продолжало что-то происходить… начали проноситься какие-то образы из далёкого прошлого. Моё детство, мои родители, какие-то обрывочные сцены, о которых я давно позабыл. Всё как-то было смешано, крутилось в водовороте… я не могу даже подобрать слов.
     – И так было всё время? – подала голос Валя, и я удивился, каким слабым и испуганным он был. – Всё время, пока… я тебя не разбудила?
     – Да, пожалуй, что да. И знаешь, “разбудила” – очень точное слово. Я в буквальном смысле спал наяву, как лунатик. То есть это мне сейчас становится понятно…
     – Ты как себя сейчас-то чувствуешь? – она коснулась моей руки – и я снова подивился, какая горячая у неё кожа.
     – Сейчас… трудно сказать. Лучше, конечно, хотя… странное дело – мне даже жаль, что я… проснулся. Все те образы, которые мне привиделись, были очень приятными, независимо от их смысла. То есть, я хочу сказать, там мелькали и очень неприятные воспоминания… и трагические тоже. Но все они были в таком особом освещении, что казались очень привлекательными. Звучит, наверное, дико?
     – Нет, не дико. Я понимаю, о чём ты.
     – Правда? Это хорошо, потому что я сам себя не до конца пониманию. Только в одном вполне уверен – всё произошло от неё… под её влиянием. Эта странная девушка – и откуда она могла взяться? – словно управляла мной. Да и до сих пор, кажется, управляет. Не пойму, зачем это ей нужно. Чтобы не позволить мне пойти к Владимиру Леонидовичу? В таком случае она сильно просчиталась.
     – Ты что же, хочешь опять туда пойти?
     В голосе Вали слышалась плохо скрываемая тревога, и это мне было приятно. 
     – Да, разумеется, – ответил я с лёгкой бравадой. – Неужели ты думаешь, что какая-то… ведьма может меня остановить?
     Понятия не имею, почему мне пришло в голову слово “ведьма”. Оно не слишком-то подходило к странной женщине, вставшей у меня на пути.
     – Уж не хочешь ли ты ещё раз с ней встретиться? – с вновь вспыхнувшим подозрением спросила Валя.
     – Встретиться с ней? Нет, такого желания у меня нет, если говорить о ней самой. Но я не привык пасовать перед трудностями. Раз мне ставят подобные преграды, какова бы ни была их природа, значит, моё дело верное. Не отступил перед маэстро Войновым, не отступил перед Владимиром Леонидовичем, значит, и перед этим… видением не отступлю. Если она думает меня запугать, то зря. Я, положим, не герой, но на своём настоять сумею.
     – Ах, Кеша! Мне кажется, ты слишком самоуверен.
     – Вот ещё! Ты что же, предлагаешь отступить?
     – Не знаю… я мало в этих твоих делах понимаю. Но мне кажется, ты лезешь во что-то опасное, в чём и сам не разбираешься.
     Меня удивили эти её слова. “Лезешь” – ну что за выражение! Всегда-то она ввернёт что-нибудь подобное.
     – Признаю, тут ты права, я действительно плохо пока разбираюсь, что к чему в этой истории. Но именно поэтому мне нужно свести концы с концами. И потом, у меня просто нет другой возможности. Владимир Леонидович – мой единственный козырь во всей этой ситуации.
     – Тут я совсем не понимаю, – вздохнула Валя. Было заметно, что её уже несколько утомили мои речи.
     – Наверное, я неясно всё объяснил. Но не буду углубляться в детали. На самом деле, вопрос стоит очень просто: или я смогу остановить проект Войнова, или ни в чём не повинные люди подвергнутся необоснованному риску. Без помощи Владимира Леонидовича шансов у меня нет. Замкнутый круг! Так что, какие бы там… ведьмы не стояли у меня на дороге, я уже не могу отступить.
     Говоря это, я смотрел Вале прямо в глаза. И видел, что, хотя она по-прежнему мало понимала во всех хитросплетениях моей истории, она была на моей стороне. А ничего большего мне и не нужно было тогда. Моё дело было правое – и разве мог я его не выиграть?