Родимая Глава 1

Анна Колбасова
ПРЕДИСЛОВИЕ

Ребенком я была беспокойным, рассудительным и по - стариковски мудрым. За это, наверное, любила меня моя бабушка. Она произвела на меня самое что ни на есть благостное впечатление. Будучи семидесяти шестилетней старушкой, она заботилась обо мне так, что спустя много лет после ее гибели, я не могу вспоминать о ней без слез.

Моя бабушка- моя самая большая и тяжелая потеря в жизни. Словно солнце, в лучах которого согревалось мое одинокое деревенское детство, погасло.
Мое первое воспоминание о ней, когда она приехала к своему сыну, а моему отцу, чтобы помочь моей матери по дому и нянчить внучку. В семье я была пятым ребенком, а из бабушкиных внуков и внучек - самой младшей.

 Ночью, когда за окном была сплошная темень и все спали, бабушка брала меня на руки, баюкала и носила, выписывая круги по турлучной деревенской хате. На ногах ее были панчехи, сшитые ею из старенькой солдатской шинели, в которой отец мой пришел домой после войны с Японией в начале тысяча девятьсот сорок шестого года.
Она крепко прижимает меня к себе и как будто всхлипывает, глядя на меня, худенькую, бледную, вечно орущую и, по ее словам, вечно «сглаженную».

Моя Бабушка…

Столько воспоминаний о ней, что и не знаю, за что ухватиться, с чего начать...
 Чтобы облегчить моей матери уход за детьми, бабушка забрала меня к себе, когда мне исполнилось три года. Как могла, она воспитывала меня, прививала любовь к людям, уважение к ним и милосердие. Бабуля до безумия любила меня, и я ей платила тем же. С гибелью бабушки, я теперь понимаю, потеряно что-то для меня очень важное, без чего уже нельзя жить.

«Бабушка, а жизнь- это долго?»- как-то спросила я.
Она, подумав, тихо ответила:- «Жизнь - это один  день».
Нежно берегу я память о своей бабушке, любившей жизнь и людей. Таких не родит больше земля наша...

Бережно укладываю в коробочку бабушкин свадебный цветочек, доставшийся мне по наследству, и часто, стоя над родной могилой, про себя отмечаю, что у меня ее руки и ее способность понимать людей.

               
                Глава первая

                В гостях у бабушки Евдокии

Мне три года, бабушке моей Евдокии, семьдесят шесть. Я сижу на печи и наблюдаю, как она перебирает травы и раскладывает их по мешочкам, сшитым из цветного ситца. Всю весну бабушка собирала лекарственные травы, цветы, а осенью выкапывала корни лопуха, конского щавеля, Адамов корень и многое другое.

- Ну что, согрелась? – спрашивает у меня бабуля,- тогда слезь с печи, да разложи мне травки по мешочкам. Я сползаю на припечек, с него на плиту, которая уже успела остыть от утреннего жара, с нее на табурет, а с него уже на пол.

- Одень панчехи,- говорит мне бабушка,- а то мерзнуть будут ножки, пол студеный. Я натягиваю на ноги панчехи, сшитые ею специально для меня из войлока, и иду раскладывать травы.

- Это, внученька, травка - Петрив батиг,- начинает она мне объяснять лечебные свойства растения,- она хорошо люду помогает от болезни желудка и желчного пузыря, да и женские болезни лечит, вреда никакого, а польза от нее большая.
И бабушка кладет в синий мешочек аккуратно порезанную на мелкие кусочки травку.

 - А это, внученька, божья травка, богородичная, ее называют еще чабрец. Она хорошо помогает при простуде и болезни легких, а еще, когда человек слаб здоровьем, пить ее надо ежедневно, и поставит она его на ноги.

Не торопясь, мы раскладываем по сумочкам травы, и бабуля мне рассказывает о каждой: что она лечит и как правильно ее нужно приготовить.

- Бабушка, у меня болит глаз,- жалуюсь я,- чем его полечить?

- Здесь травка не поможет, здесь давай я тебе перевяжу пальчики!
 
 И она, взяв нитку, перевязывает мне безымянный и средний палец крест - накрест.

- Носи, пока не потеряешь, как потеряешь, никогда уже к тебе болезнь не вернется.
 
- А ниткой, какой перевязывать?- спрашиваю я у бабушки.
- Любой,- отвечает она,- хоть белой, хоть черной.

Мы продолжаем раскладывать травки. Постучали в калитку, бабушка, оставив работу, вышла на крыльцо. Привезли из деревни мужчину, он сильно морщился и стонал. Ему раздробило ногу. Бабушка подошла к нему, спросила, как зовут, перекрестилась, обратилась к Богу за помощью, перекрестила больного, и начала руками перебирать его раздробленные кости ноги, нащупывая их под кожей

- Иди, внученька, потрогай, у тебя пальчики тоненькие, чувствительные, скажи мне, что ты чувствуешь? Я подошла к лежавшему и стонавшему мужчине и, провела руками по его ноге.
 - Ой, бабушка, у него нога, как ежик, все косточки сверху!
- Правильно, внученька, а теперь их надо сложить косточка к косточке, не пропустить ни одного окошка.

 И бабушка легким движением, слегка надавливая, выбирала расположение косточки, нажимала на ее край и ставила на место, при этом все время, читая молитвы. Собирала она ногу долго, а потом снова позвала меня.

-А сейчас, внученька, проверь, все ли я косточки поставила на место.
 Я провела руками по ноге и нашла в двух местах их отсутствие. 
- Это же надо, спрятались под большую косточку, но ничего,- сказала бабушка,- сейчас мы их поставим на место. Снова она стала надавливать на один край косточки и постепенно вытолкнула нужные ей осколки.

Пока бабушка управлялась с ногой больного, он добросовестно спал.    
Когда все было сделано, Бабуля велела мне помешать в чашке глину и положить ее в тряпицу. Ею она обмотала ногу больного, затягивая все сильнее и сильнее, прижимая к ноге, затем еще и сверху обмазала глиной.

 - Это чтобы жар с ноги убрать,- сказала она мне. Больной остался у нее, ему постелили на топчане, а меня бабушка отправила спать на печь.
Утром она сняла повязку с ноги больного. В чашку набила куриных яиц, хорошо взболтала, окунула в них длинное полотенце, и  плотно обмотала ногу. Вечером полотенце превратилось в кольчугу, хоть стучи по ней, хоть бей - все равно не сломается.

-Теперь, милок, придешь ко мне через три недели,- велела она ему и, выпроводив с родственниками  забинтованного больного, села перетирать семена трав в порошок. По хате пошел резкий  запах полыни. 

- А это для кого готовите лекарство?- спросила я.
- Это, внученька,  буду делать мазь одному монаху. На той неделе был у меня, нехорошая болезнь у него приключилась, не может он кушать, во рту и по лицу пошли язвы, вот буду его лечить. Перетру семена полыни, добавлю в нее ртутной и цинковой мази, березового дегтя, все это перетру, добавлю внутреннего жира и снова перетру, получится лекарство.

- И что, он будет этим мазать во рту?
- Нет, этим он будет мазать язвы на лице, а вот чистотелом будет полоскать во рту. Бабушка, перетирая каменным пестиком в глиняной чашке ее содержимое, читала заговор и молитвы. Я слезла с печки и стояла рядом. От чашки шел очень неприятный запах.

- Это деготь такой запах дает,- пояснила она мне. Перетерев все до мучной консистенции, она отставила мазь в сторону.

- А теперь внученька, будем делать настой от экземы. Взяв уксусную эссенцию, привезенную отцом из Ахалцихе, бабушка бросила в нее швейные иголки, закрыла и поставила бутылочку на припечек, на теплое место. - Вот когда иголки растворятся и уксус станет розовый, тогда и будет готово наше лекарство,- пояснила она мне.

- Бабушка, а когда мы с вами пойдем курочек кормить, вы все время со своими травами, а со мной и не играете! Она отставила в сторону свое рукоделие, одела меня, и мы пошли на улицу. Но долго гулять нам не пришлось. На подводе привезли женщину, которая, еле переступая ногами, вошла в хату.

От женщины шел нехороший запах. Когда бабушка стала разбинтовывать ей ноги, женщина заплакала.
- Ничего, милая, потерпи,- а сама читала молитву и просила Бога помочь рабе божьей Марии. Принесли деревянную кадку, в нее налили теплой сыворотки, бабушка бросила туда щепотку золы из печки. Сыворотка вспенилась.
 
Бабушка велела женщине опустить в кадку ноги по колено. Вначале ей было, по-видимому, очень больно, а потом, посидев так некоторое время, она успокоилась и стала бабушке рассказывать о своих болячках. Бабушка не любила слушать историю заболеваний, она смотрела в реальность.

Пока женщина сидела в сыворотке, бабушка приготовила ей лекарство. Взяв старое сало, покрытое желтизной, порезала очень тонким слоем и вырезала в каждой пластинке отверстие по размеру язвы.

 Когда женщина вынула из кадки ноги, бабушка их промокнула и положила на язвы пластинки сала с таким расчетом, чтобы язва оставалась открытой. Закутала ноги тряпицами. Дала сала ей домой и сказала: По мере заживления язв, будешь уменьшать отверстие на сале. Женщина, раскланиваясь, вышла от бабушки.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ