Татарская станица города черкасска xvii- нач. xix

Надежда Олеговна Кукушкина
         Татары в Донских степях появляются, после распада Золотой Орды и входят в состав Русского государства. Татары могли присоединиться к казакам еще в начале заселения нижней части Дона, были выходцами из Мещеры, Крыма и Ногайской орды, недовольные начинавшими в этих ордах раздорами и враждой.
Термин «татары» использовался до XVIII столетия, так называли ногайцев, а порой – и горцев. Применительно к ранней истории Дона, этот термин выступает не как этноним, а обозначает тюрко-татарскую общность региона. Тюрко-татарское население, называемое в источниках просто «татары», играло важную роль в истории донского казачества, в том числе – непосредственно вливаясь в его состав. [1с 324]
          Известно, что среди казаков, кроме людей русского происхождения, было много представителей различных народов. В первый раз в казачьих службах татары упоминаются в 1638г и исполняют иногда важные поручения при посылках в Ногаи и Крым и участвуют даже в казачьих станицах, приезжавших в Москву. Из казачьего донесения в Москву от 1658 г становится ясно, что среди казаков живут татары: "А которые у нас в Войске живут переезщики иноземцы - турки, и татаровя, да и греки, и иных розных земель люди, которые переезжают к нам, к Войску, на Дон - и служат они, живучи у нас в Войске государевы службы с нами вместе».[2с 371-372]
          На значительность татарского и турецкого элемента в среде донского казачества указывал в начале XVII века голландец Исаак Масса, подчеркивая, что донцы — «люди различных племен из земли московской, татарской, турецкой». Все эти народы составляли население города Черкасска. Тем не менее татар в этом перечне следовало бы поставить на первое место, так как они выделяются в документах в особую группу донского населения под названием "донские татары".
          По мнению ростовского ученого Р.Ф. Патеева, «…большая часть нынешних донских татар свою родословную ведут от жителей так называемых «алты авылы», т. е. шести татарских деревень, компактно размещенных на территории Пензенской области. Исторически это территория была пожалована Арслану Полкаеву, отличившемуся в войске Петра I во время Азовских походов. Часть татарского населения, служившего в рядах казачества, осела на Дону, а остальная часть переселилась в Пензенскую область. На сегодняшний день выходцы из «алты авылы» и их предки по-прежнему составляют костяк татарской диаспоры Дона». [3с 13]
        В Черкасском городке (ныне станица Старочеркасская) был район, где компактно проживали татары. Это одна из одиннадцати станиц города Черкасска, которая своё название получила от населявших ее татар. Эта станица возникла приблизительно в 70-х годах XVII века. Но вполне возможно, что татары жили там еще до первого упоминания Черкасска в 1593 году. [4, с.77-79]. Первоначально Татарская станица располагалась в районе Войскового Воскресенского собора, затем, по приказу Петра I в 1700, была перенесена за Протоку. 
          Татарская станица располагалась за Черкасской протокой и была разделена на две части Родионовым ериком, через который было прокинуто два моста. Один соединял правый и левый берег ерика чуть выше его впадения в Черкасскую протоку. Другой мост начинался в городе Черкасске у Ефремовского подворья, шел через Черкасскую протоку строго на север, пересекал Татарскую станицу, у Богадельни поворачивал на северо–запад и проходил через Родионовский ерик до Ратнинской церкви (Преображения господня), которая располагалось в ст. Ратнинской. [5] С 1712 года территория станицы имела собственные крепостные сооружения в виде деревянного палисада и трех бастионов (раскатов): Северного, Петровского, Никольского.
        На территории станицы с начала XVIII века действовала мечеть, которая в 1710 году сгорела. В 1715 году Петр I даровал станице барку для строительства новой мечети. Она была построена слева от Большого Моста, напротив Московских ворот Черкасской крепости. К 1778 году в станице числилось 99 дворов, многие из которых были выстроены из камня. Здесь так же действовали и многочисленные лавки, кабаки и кофейни. [6, С. 172] К началу XIX века в Татарской станице имелось 117 дворов. [7, с. 31].
          Каменные постройки татарского дома издали похожи на русские, но всегда с плоской крышей. Жители строят свои дома из неотесанного камня, связываемого между собою глиною и деревянными перекладинами. Почти при каждом доме имеется нечто вроде балкона, который состоит из комнаты о трех стенах с нишами, а четвертая, обращенная на двор, не строится. В этой комнате все хозяйство татарина: котелки, чувалы, кувшины, шерсть, масло в бурдюках и грубый станок для выделки ковров. Многие дома двухэтажные: в верхнем живут хозяин и его семейство, а в нижнем — скот, лошади и одна комната предназначается для кладовой. [8, с. 354].
         Французский инженер, ученый- этнограф А. Л. Де Романо, живший и работавший в то время в Черкасске, писал о населении Татарской станицы: «Эти люди приписаны в казаки, они несут все повинности наравне с казаками, хотя и не пользуются землей; у них своя религия, свои обычаи, свой костюм. Они могут пользоваться только пастбищами и сенокосом. Все их богатство в скоте» [7, с.31].
Е. П. Зябловский писал о Татарской станице Черкасска: «Здесь растут персики и миндальные деревья. Около города находится много шелковичных дерев и виноградных садов» [9, с.366]
        Татарская станица многократно страдала от пожаров: в 1744 году 27 августа от взрыва порохового погреба. [10] И 24 марта 1767года от громового удара сожжён Петровский раскат и значительная часть Татарской станицы. [11, с. 254].
Географ В.В. Богачев писал: «Татарами называем мы тех казаков, которые держатся мусульманства и между со¬бою говорят по-татарски, с ногайским наречием. Татары-казаки отличаются крепким телосложением, имеют се¬рые или карие глаза, темный и черный волос. Лицо их довольно красиво, умно и выразительно, но сохраняет чисто монгольский склад. Язык их отличается от языка крымских и поволжских (казанских) татар. [12, с. 283].
Занимаются татары-казаки земледелием и огородни¬чеством. Прежде они были скотоводами и назывались «ба¬зовыми» (от слова «баз» — скотный двор). Все татары-казаки, отличаются непоколебимой честностью благородством, верностью, услужливостью, спокойстви¬ем, храбростью в боях и исправностью в полковой службе. Одежду носят казачью, но голову бреют, носят тюбетейку, сверху часто татарский кафтан.» [12, с. 283]
         На протяжении многих веков наблюдалось взаимопроникновение языков и бытовой культуры казаков, турок и татар. В XVII - XVIII веках в Черкасском городе многие казаки свободно говорили по-татарски и по-турецки, а татары и турки на русском языке. Довольно часто донские казаки привозили домой из походов в Турцию и Крым красавиц татарок и турчанок, женились на них. Историк Василий Сухоруков писал: «Представьте краса¬виц роскошной Азии, смешанные вместе черты черке-шенок, турчанок, татарок, русских - тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона» [13, с .46.]
        Некоторые старшины и атаманы донского казачества, предположительно были татарского происхождения. Атаман казаков Сары-Азман упоминается в переписке Ногайского князя Юсуфа в 1549 с Иваном Грозным: "Холопи твои, нехто Сары Азман словет, на Дону в трех и четырех местех городы постали. да наших послов. и людей стерегут да разбивают". Иван Васильевич на это отвечал: "А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и те наши холопи в нашей земле много лиха учинили и убежали в поле" [14, с. 8]. Историки ( Н. Коршиков, В. Королев) отмечают, что « Сары- Азман возможно, был  татарином , азовским или мещерским, но мог быть и русским, носившим татарское прозвище [15, с.142.] Дореволюционный историк С. Щелкунов, опубликовавший в 1914 году основательный очерк о происхождении донского казачества и их взаимодействию с Московским государством, называет Сары- Азмана «татарином – мусульманином», добавляя, что «Сары – Азман- личное имя или прозвище» [16, с.67]
        Донской войсковой атаман 1636, 1637 и 1638 годов Михаил Иванович Татаринов происходил из татар, прекрасно знал татарский и турец¬кий языки, часто исполнял роль толмача (переводчика) в переговорах с турками и татарами.
Компактное проживание, брачные союзы, наложили отпечаток на культуру, быт и говор как донских казаков, так и татар.
        С переносом донской столицы из Черкасска в Новочеркасск Татарская станица в 1806 году была переселена в новую донскую столицу.

                Список литературы.
1. Черницын.С.В. Казаки- Мусульмане: Этнодемографические процессы (2-я пол XIX-XX веков). Дикаревские чтения (12). Краснодар, 2006. С.324. [1]
2.Донские дела. Петроград, 1917. Кн. 5. Стб. 371-372. [2]
3. Патеев Р.Ф. Ислам в Ростовской области. — М.: Логос, 2007 с.- 13. [3]
4. Черницын. С. В. Некоторые аспекты этнических процессов в войске Донском XVII в.// Дон и Северный Кавказ в древности и средние века. Ростов н/Д , 1990. С.77-79. [4]
5 СИАМЗ НВ № 3017 «План города Черкасска 1797г, составленный землемером А. Поповым. [5]
6 Ригельман А. И. История или повествование о донских казаках. Ростов н/Д 1992. С. 172. [6]
7 Романо А. Л. Де . Черкасск и Войско Донское в 1802 году (в изложении М. Калмыкова). Новочеркасс, 1896г. с. 31. [7]
8.Дубровин. Н.  Очерк Кавказа и народов его населяющих. Кн.2. Закавказье 1871г. с.354[8]
9. Зябловский Е.П. Пространное землеописание Росийского государства. СПб.,1787.с.366. [9]
10. РГАДА. Ф. 248, оп. 113.№ 234. Л.2. [10]
11. Донские епархиальные ведомости.1890, № 6. С.254 [11]
12. Богачев В.В.  Очерки Географии Всевеликого войска Донского – Новочеркасс. Типограф. Управлен. Артиллер. В.В. Д. 1919.  С.- 283. [12]
13. Сухоруков В.Д Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях – Новочеркасскъ. Областая войска Донского типография. 1892 с.- 46. [13]
14. Сухоруков В.Д. Историческое Описание Земли Войска Донского – Новочеркасск. 1903 г. с – 8. [14]
15. Сухоруков В.Д. Историческое Описание Земли Войска Донского-// « Дон». № 7.1988.с.142. [15]
16. Сборник областного войска Донского статистического комитета. (СОВДСК) Вып. XII. Новочеркасск, 1914. С 67. [16]