Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 44. Божок вселе

Ермолаев Валерий
                Часть 2
                Коллежский секретарь
                44
                Божок вселенной

         Много вопросов возникает из наших с Чаадаевым философических бесед.

                Мне многое непонятно!

                Неужели во мне лежит божественное начало?
                Я божок вселенной?
                А если я афеист?!
                А как же мои страсти?
                А мои личные пороки?
                А траходром без разбора?
                Чего только не насобачено в моей низменной душонке!

           И тут снова звучит рефреном...         

                Как попасть к Господу на прием?
                Как разобраться в своей сущности?
                У Мефистофеля это получилось!
                Черт заключил договор и с Богом, и с человеком.
                Правда, участвовал в этом поэт Гете.

                Мефистофель

                К тебе попал я, боже, на прием,
                Чтоб доложить о нашем положенье.
                Вот почему я в обществе твоем
                И всех, кто состоит тут в услуженье.
                Но если б я произносил тирады,
                Как ангелов высокопарный лик,
                Тебя бы насмешил я до упаду,
                Когда бы ты смеяться не отвык.
                Я о планетах говорить стесняюсь,
                Я расскажу, как люди бьются, маясь.
                Божок вселенной, человек таков,
                Каким и был он испокон веков.
                Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
                Его ты божьей искрой изнутри.
                Он эту искру разумом зовет
                И с этой искрой скот скотом живет.
                Прошу простить, но по своим приемам
                Он кажется каким-то насекомым.
                Полу летя, полу скача,
                Он свиристит, как саранча.
                О, если б он сидел в траве покоса
                И во все дрязги не совал бы носа!

                Господь

                И это все? Опять ты за свое?
                Лишь жалобы да вечное нытье?
                Так на земле все для тебя не так?

                Мефистофель

                Да, господи, там беспросветный мрак,
                И человеку бедному так худо,
                Что даже я щажу его покуда.

А худо мне от того, что во мне ведут извечную борьбу божья искра и человеческая самость! 

И что же?

Цель всемирной истории в преодолении мною, божком, моего  личного начала?

         Глядишь, тут и все за мной бросятся преодолевать себя?
         Вся жизнь человечества – один грандиозный процесс преображения?
         Эту одну работу делает наш дух в высших сферах своего существования?
         А если духа нет?
         Если человек создан из мертвых, неизменяемых глыб?
         То...

         Нафига козе баян?
         Если все козлы запели?
         Всех зовет к виолончели
         Их козлятистый талант!
.
   Я высоко парю по определению, но живу чушкой по факту! Тут я и получаю свои муки, насилие, несправедливость, деморализацию. Каждому свое! Поросята должны быть поросятами, а свинья свиньёй.

                Помните веселого и мудрого Беранже!

Весной поросята ходили гулять.
Счастливей не знал я семьи.
"Хрю-хрю", - говорила довольная мать,
А детки визжали: "И-и!"

Но самый визгливый из всех поросят
Сказал им: "О, братья мои!
Все взрослые свиньи "хрю-хрю" говорят,
Довольно визжать вам "и-и"!

Послушайте, братья, как я говорю.
Чем хуже я взрослой свиньи?"
Бедняжка! Он думал, что скажет "хрю-хрю",
Но жалобно взвизгнул: "И-и!"

С тех пор перестали малютки играть,
Не рылись в грязи и в пыли.
И все оттого, что не смели визжать,
А хрюкать они не могли!

---

Мой мальчик! Тебе эту песню дарю.
Рассчитывай силы свои.
И, если сказать не умеешь "хрю-хрю", -
Визжи, не стесняясь: "И-и!"
 
            А Чаадаев витийствовал!
 
      Ни идеал, ни произведение искусства, ни какую-либо ценность, ни учреждение, ни уровень зарплаты, ни торговую сделку не следует представлять как обычную «вещь», не имеющую отношения к воссозданию и новому возрождению в живом, осязаемом мире, т. е. в индивидуальной жизни. Жизни неведомы какие-либо абсолютные единицы, но только центры отношений, непрерывные процессы единения, ибо действительность невозможно раздробить на отдельные, сами по себе существующие куски. Поэтому каждая фаза жизни и форма её проявления есть член системы отношений и может быть осмыслена только в отношении к другим членам или ко всей системе в целом. И тут в определении фаз непрерывного, нерасчленяемого потока жизни исключаются крайности утверждения, как полной идентичности, так и ее отрицания.

       Верить в то, что творец деяний суть тот же, кто пожинает их плоды (в следующей жизни),— это одна крайность. Верить в то, что творец деяний и тот, кто пожинает их плоды, суть две различные индивидуальности — это другая крайность.

            Истина лежит между крайностями!

       Чаадаев строит процесс преображения так, что наша душа или дух вдет работу в высших сферах своего существования. Ни любовь, ни знания, ни красота не имеют самостоятельной ценности: их смысл лишь в том, что они отвращают человека от него самого и погружают его в сферу бескорыстного, безличного. Но и вся материальная жизнь только с виду довлеет себе; на деле и она служит всецело той же задаче.

             Человеческий разум свободен!

            Только добровольное согласие человеческого разума может доставить торжество божественному началу в нас.
            Человеческий разум должен раскрыть все потенции нашей личной, плотской стихии, осуществить все ее возможности и, доведя ее до наивысшей сложности и силы, пропитать ее духом, так сказать, до самого дна.
 
            Отсюда вся сложность человеческой истории.

            Все это громадное развитие материальных сил, эта необозримая махровость человеческой культуры с ее бесчисленными формами, интересами, взаимодействиями, антагонизмами – не что иное, как один колоссальный механизм для овеществления плотского начала в нас, без чего невозможно его полное претворение духом.
          Этот стихийный религиозный процесс совершается с самого начала человеческой истории, но в последнюю, высшую свою стадию он вступил только с пришествием Христа; тут он принял форму самостоятельного нравственного акта, путем которого человек из объекта становится делателем божьего дела. Чрез Христа человек непосредственно соприкасается с бесконечной сущностью, в любви к нему он добровольно отрекается от личной воли. Только в этом одном истинный смысл христианства. Если Христос велит нам любить ближних, как самих себя, то это имеет лишь ту цель, чтобы отклонить нашу любовь от самих себя. И христианство могучим ферментом вошло в жизнь человечества. Глубокая ошибка видеть в нем только систему верований или субъективное настроение. Нет, христианство – имманентная божественная сила, действующая в человечестве как стихия, – его внутреннее пластическое начало.
 
                Получается странная картина.
                Без Христа нет развития истории.
                Христос совершает  все деяния для чего ли для кого?
                Христос – вещь в себе!
                Но это крайность!
                Одна крайность!
                Христос делает все деяния только для человека.
                Христос  вочеловечен – другая крайность!
                Где же истина?
                Истина – посередине!
 
Эта истина существует во времени… Она с прошлым,  настоящим и будущим.

Ох, как я устал от Чаадаева!