Муфлон, или Похождения тысячи рублей

Зайнал Сулейманов
               
               
                Всё покупается и продаётся
                И жизнь откровенно над нами смеётся
                Мы негодуем, мы возмущаемся,
                Но продаёмся и покупаемся.
               
                Омар Хайям    
   
"Весь мир - театр.
   В нём женщины, мужчины - все актеры. "*
   Самое печальное в том, что, видя удручающее зрелище, о котором будет поведано ниже, я и сам сыграл в нём не последнюю роль…
……………………………………………………………………………………………………………………………….
   
   - Чтоб отсохли руки твои, сын шакала, который бросил тебя, больного! Разве ж этот потрох собачий поделился даже и копейкой с нами, чтобы ты, отродье скупердяево, тысячу рублей ножницами изрезал?! Тётя пожалела, от себя урвала, что ж вытворяешь?! Я миллионерша что ли, миллионерша, да?!
   
   Нужда говорлива да сварлива, ещё б чуть - чуть и затрясла б тельце, уже поднялась рука, но обессилев от собственного же ора и визга, заплакала. Только - только у сестры, тоже учительницы, одолжила до зарплаты, всё потратила, а эти деньги обронила, а они до зарплаты последними были…
   
   Малыш трёхгодовалый (ведь ребёнок всегда должен отзываться маме!), всхлипнул так жалобно и куда - то в пол, надеясь на сочувствие не её, что разревелась, бросилась к нему, прильнула.
   
   - Родненький, ятим* при отце живом, прости дуру - маму: по деньгам рыдаю - шайтана тешу, а Бога и забыла, тебя ж, золотко, и в грош не ставлю! Не руки твои, язык мой потеряет все соки пусть! Прости за речи дурные маму дурную, роднуля, прости!
   
   Уснул зацелованный. Бережно уложила на кроватку, занялась бумагой. Испорчено там, где памятник кому - то с церковью рядом, номера в правом верхнем углу нет и в помине, слово, какое, не упомнит уже, отсутствует тоже. Оторванный кусочек вообще в труху превращён, не то бы склеила скотчем.
   
   Помчалась, пока спит сынуля, в магазинчик. Но не в тот, что рядышком, в другой, где её не знают.
   
   Повезло, за прилавком в маленькой комнатушке девочка двенадцати лет.
   
   Сделав невинное личико и притворяясь, что звонит, затараторила, жестом указывая на сок с трубочкой, быстрее, мол, тороплюсь:      
   
   - Через пять минут буду, подружка, собирайся, вместе поедем в больницу.
   
   Девчушка мельком взглянула на единицу с тремя нулями, не стала звать маму, которая вышла на секунду в подсобку, отсчитала сдачу впопыхах, поблагодарила за покупку.
   
   Радость просто лилась через край, обожателя дождалась еле.
    
   Тот, приняв только что душ, был всё же в прескверном расположении духа: думал прогнать усталость, она ж ни в какую, упирается. 
   
   Едва вошёл, как ступила важно навстречу маленькая, молвила степенно:
   
   - Папа, ты говорил, что торговля слабая сегодня, вот!..
   
   Только взглянул на плод червивый, хлопнул ладонью себя по лбу, там её и оставил, принялся выбивать на катке - барабане лысины частую дробь.
   
   Ту, что ждала изъявления благодарности, как током ударило.
   
   - Мать, - позвал жену голосом убитым, да сиропа полным, - иди, посмотри, какая у тебя умница - дочка!
   
   Вплывает, тая от похвалы.
   
   - Довольны, да, что какая - то … скотина облапошила нас?! Хозяйка по двору пройдет - рубль обронит, назад пойдет - два обронит. Боюсь представить, что принесёт следующий твой шаг, лапочка! Какая наседка - такой и цыплёнок!
   
   Жёнушка была, конечно, подавлена, когда скоро и налоги платить, но, зная, что отойдёт муженёк, сделала повинное лицо, обняла отроковицу, когда у той слёзы брызнули.
   
   - Вай, шучу я, шучу! 
   
   Зазвенели колокольчики на дверях, привезли соки. Шофёру и сбагрил ляп, изображая перед тем суетливость и благодарность за доставленный прямо к порогу товар. Предложил мороженого на дорогу.
   
   Тот отказался, пересчитал скоро наличку, сунул в общую кучу, укатил.
   
   Обнаружил рванину, когда развёз последнее и, складывая денежку к денежке, засобирался с выручкой на склад.
   
   Скривил рот, как если б кислятины отведал, пробормотал, сжав кулаки боксёра полулёгкого веса:
   
   - Это какой же… дегенерат (кто это такой, он не ведал, но именно так ругала их давным - давно, сердясь не на шутку, классная) фигой насолил?..
   
   В голове вертится, а на память нейдет. Приходится вертеться, коли некуда деться, вышел к придорожному ларьку купить чего, выбрал шоколадку. 
   
   Пожилая женщина, завидев клиента, отложила смартфон, но не убрала совсем, поставила на громкую связь, слушая трёп чей - то, что где - то кто - то кого - то оклеветал, и рассорились чуть не насмерть родичи… Собеседница не к месту принялась выпытывать, что правда же, ужас какой!
   
   - Да, да, и не говори! - согласилась она с тараторкой, прозевав увечность ассигнации, хотя каждую проверяла до этого на свет и на ощупь: как же иначе, наёмная работница, а хозяин - зануда тот ещё. 
   
   Лёгок на помине, явился и он, как только покупатель скрылся. Поморщился.
   
   - Это? Мне не нужно, оставь себе, в счёт зарплаты!..
   
   Чуть было не добавил "раздай семье", но прикусил язык, видя ясно тучу, набежавшую на лицо болтушки.
   
   Та, понурив голову, просить ни о чём не стала, отдала ключи, ушла. Любопытной на базаре нос прищемили, плачь, не плачь, сама и виновата.
    
   - Субалочь, какая субалочь! - заплакала в себя, - видела ж, что так крутится, сяк крутится, замыслил недоброе, на фальшивку думала, а вот!
   
   Забрела на оптовый рынок в надежде тайной расстаться с вырученным барахлом, сбыв кому ни попадя. Долго бродила, выбирая, какого бы дурака обмануть (как говорили в далёком - предалёком детстве) на четыре кулака. Остановилась у грузовичка, с которого торговали двое простоватого вида сельчан (так ей подумалось). Видимо, отец с сыном, больно похожи друг на друга. Лицом, но не статью, этот плюгавенький, тот вымахал под два метра, даже страшно, если рассердится, обнаружив вдруг обман.
   
   Пока пожилой был занят с другим, принялась заговаривать зубы отпрыску, пустив в ход все свои великовозрастные чары, на которые тот просто обязан был откликнуться.
   
   - Сынок, помоги выбрать внукам самый -  самый!..
    
   Тот расцвёл, заулыбался добродушно в знак уважения - на то она и рассчитывала! - к обаянию годов её.
   
   - Одну секунду, мать! Вот! Арбузиха! Чую, хороша! Но если что не так, то и не ругай! Что у красавицы на уме, кто ж знает?! 

   - Да что ты, конечно ж, не буду. В сердце не заглянешь, это правда!

   - Мы её растили с любовью, не должна подвести! Ну что, сватаешь невесту?

   - Да, да!

   - Сто четыре рубля калыма, мать, договоримся на ста и забирай!
   
   Взял тысячку, узрел намётанным глазом, что ранен тяжело билет банковский, но не сражён наповал, разглядел и надежду бедняжки, ничего не молвил, засмеялся, избавил ту от обузы, убрав оплату в карман.
   
   У бабуленьки гора с плеч, и, потеряв надобность пребывать в напряжении, смущавшем её живость, вмиг похорошела, приняв привычный облик свой. 
   
   - Тут же тринадцать килограмм, как донесёшь - то ? Нам скоро собираться, если по пути, то доставлю прямо к дому, скажи только адрес.
   
   - Нет, нет, спасибо! Я на маршрутке, прямо до порога и довезёт! Дай только пакет.
   
   - У меня нет, но я сбегаю, куплю.
   
   Принёс большущий крепкий, чуть не мешок. Упаковал, положил ещё и маленькую дыню.
   
   Всплеснула руками.
   
   - Сынок!
   
   - Что, не любишь?
   
   - Обожаю!
   
   - Ну так бери! Это не продажная, мне дали, а я тебе дарю!
   
   Довёл до остановки, усадил, сам заплатил водителю, попросил помочь, когда сходить будет.
   
   Тот обещал уважить лучшим образом…
   
   Встретился взглядом с бабулей, засмеялся, вынул тысячерублёвку, показал ей, мол, видел всё и знал, погрозил пальчиком, что не делай больше так, приложил руку к сердцу, сотворил "до свиданья - прощай" жестом, подсмотренным у лейтенанта Коломбо.
   
   Огонь пронёсся по душе, но не спалил дотла… Подняла взор, а он уходит… Форма рабочая, но не скажешь, что одет неряшливо и абы как. В спортивках, в футболке забавной со смешной надписью на спине красным по белому. Нацепила очки быстро, успела прочитать: "ЦЕНИ МАМУ! МАМА - ЧЕМПИОН ПО КОРМЛЕНИЮ ТЕБЯ!". Так плохо стало, так плохо, но не остановишь же маршрутку, чтоб побежать, прощения попросить, и он ведь… зла не держит…
   
   Глава семейства свёл знакомство с прокажённой в кабине, собираясь уезжать. 
 - Посмотри, - сказал сыну, качая головой, - какой - то дятел, нет, какой - то баклан, нет, какой - то муфлон всучил нам этот сюрприз!
   
   - И?
   
   - И?
   
   - Твои действия?
   
   - " Это Бомбей, брат мой, Бомбей! Здесь смеются, когда люди падают, а когда падают сами - быстро забывают об этом!"*. Выгоню взашей негодницу! Обменяю её на чего - нибудь! У кого - нибудь! Где - нибудь! На сколько - нибудь! Тем и избавлюсь от попрёков матушки твоей! Сокрушаться ж станет, ахая - охая, что какие же вы оба лопухи - уехали ни за чем, приехали ни с чем!
   
   - Однако!
   
   - Чего?
   
   - Боюсь, что тот, кому ты препроводишь заразу, будет не в восторге, бросит в сердцах, что вот, мол, какая - то птица, или какой - то… А знаешь хоть, кто такой муфлон?
   
   - Откуда? Так друг говорит, когда злится очень.
 
   - Девушка, - обратился юноша к смартфону, - муфлоны - это…
   
   - Муфлоны, - поддержала дамочка беседу приятным голосочком, - ближайшие дикие родственники барана, водятся на Корсике. В переносном значении - глупый, недалекий человек.
   
   - Ну и рога! - взглянул отец на фото, - рожища, я б сказал! Как буква «С»!
   
   - Так вот, - продолжал сын, - тот, кого ты собираешься оставить с носом, тоже скажет, что вот, надула какая - то птица, нет, какой - то…  Впрочем, я повторяюсь!
   
   Отец расхохотался. До слёз.
   
   - То есть, если я правильно уяснил посыл, хочешь сказать, сам архаром назвался!? Да ещё муфлоном! Бакланом! Зоопарком! Уголком живым!
   
   - Когда я говорил такое?!
   
   - Когда я услышал!.. И вот что скажу:
   "Всегда в долине злачной бытия
   Вернётся эхом речь к тебе твоя!" *
   Или то же, но в ином переводе:
  "Наш мир подобен скалам и горам,
   Что сказано - вернётся эхом к нам!"*
   
   - Смотри - ка!
   
   - В восьмом классе мечтал стать театральным режиссёром, столько всего перечитал, чтобы на экзамене комиссии показать, вот многое и осталось в памяти.
   
   - Надо же! О, мамуля звонит! Да, родная? Долма готова? Едем, едем! Только возьмём по пути банк, и сразу домой! Что значит "возьмём банк" ? Подробности потом, из новостей, давай - давай, уже подъезжаем!
   
   - Куда ещё? - проворчал отец, - еда ж остынет!
   
   - Это недолго, вот, уже! Дай - ка нашу искалеченную!
   
   Сиганул в огромное чрево сбербанка, вернулся, сияя, тут же.
   
   Отец взметнул вопросительно брови.
   
   - Ужель банкиров облапошил на их же территории? Ловок!
   
   - Нет - нет! Я им старьё, они мне, не переча, новёхонькую, хрустящую! С такой не стыдно даже на конкурс красоты!
   
   - Да - а!
   
   - Что так?
   
   - И вот так вот легко было прервать полёт зла?! Я же и сам знал о том, да подзабыл! Чуть мозг бы напряг и проделал то же самое. Без суеты, без надрыва! Желающий добра - подобен делающему добро, желающий зла -  подобен делающему зло. Правда сияет, ложь - заикается: краснея и сгорая от стыда, отводя взор лживый и держа речь лживую, и зная, что чиню явную пакость, я б всё же перебросил лихо на шею чью! Будь она шеей сирого, нагого, убогого, блаженного, немощно - пожилого! Всякого! Наживая этим врага себе на Судный день! Не скажешь, что выгодная сделка! Не скажешь, что мир полон любви, наоборот, полон отсутствия её!.. Я - лучшее - худшее тому доказательство, когда и моими, увы, стараниями тоже!.. 
   
   - Тогда и я тебе вот что скажу, дада*:    
   
   "Не лги себе, Тахир, в душе не суесловь!
   Где святость, коль вокруг ручьями льется кровь?
   Не пустынь этот мир, нет, не обитель скорби,
   Откуда к Небесам возносится любовь" *   
   
   - Дела!
   
   - В восьмом классе мечтал стать режиссёром. Киношным!
   
   - Издеваешься?!   
   
   - И не думаю!.. Ну да ладно, погорел театр мечты нашей! Ничего, зато финита ля комедия, вернее, опера тысячерублёвая, злодея больше нет, занавес опущен. Ну, в путь! Мамулечка заждалась! Включила, наверно, новости криминальные, чтобы увидеть, как мы банк грабим!..
               
…………………………………………………………………………………………………………………………….

   "Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит его рукой. Если он не в состоянии сделать это, то - языком. Если и это он не в состоянии сделать, то -сердцем. И это - признак наиболее слабой веры" *


Примечания:
1)    "Весь мир - театр.
   В нём женщины, мужчины - все актеры. " - Уильям Шекспир, монолог Жака из комедии "Как вам это понравится"
2) Ятим - сирота (с арабского)
3) Это Бомбей, брат мой, Бомбей! - Из кинофильма "Господин 420"
4) Всегда в долине злачной бытия… - Джалаладдин Руми, "Рассказ о садовнике"
5) Дада - отец (с аварского) Не лги себе,
6) Не лги себе, Тахир… - Баба Тахир
7) Финита ля комедия – всё кончено, приехали
8) Кто из вас увидит порицаемое… - хадис, изречение Пророка(да благословит его Аллах и приветствует!)