Ложилась мгла на старые ступени

Галина Михалева
Хохотала осень рыжая… И , может, потому летели листья разноцветные. Летели плавно, словно вальс танцуя.  Кружились, будто  бабочки большие,  беззаботно, не спеша… Да и куда спешить?  Но случалось,  ветер налетал… Хулиганом, насмешником он был всегда . Порывисто и холодно дышал и гнал он  быстро золото, янтарь, пурпур , резвясь как будто…То вверх бросал  он листья, то крутил- вертел воронки образуя, а потом швырял  их  вниз, засыпав по пути и  скверы, парки, и сады коврами,  ступать приятно по которым .  На клумбах астры звездами зажглись. А воздух стал прозрачным, хрустальным словно… И вот в ту пору разлад случился.
 Всё лето влюблена была Полина в улана бравого. Домашние о свадьбе говорили все, она ж краснела от слов таких. И  всё-таки  ждала… Ждала,  Егор предложит руку с сердцем ей. Бывал он часто в доме у реки. А коли так…он сделать это  был обязан . Но…
–Даже не мечтай,– сказал отец сурово,– не пара он тебе… За князя Савского  уж обещал тебя я выдать…
–Но , папенька! Он стар ведь!– заплакала Полина. –Не губи, молю!
И маменька за дочь вступилась.
–Сказал я,  нет и будет так,– сердиться стал отец ,– и не бывать здесь больше  прохвосту этому !
 И… вот уж третий день Егор к ним не заходит.
Отец  в тот день уехал в вист играть с друзьями. Всегда он по субботам дома не бывает. А Полинька  грустит, страдает, а вместе с ней и музыка грустит. Порхают  над роялем руки лебедями белыми и  слезы стынут, словно капельки осеннего дождя, в глазах фиалковых.  А за окном то захохочет осень рыжая  и , напоминая о себе, в окошко веткой постучит, то вдруг слезами горькими зальется. И дождь не озорно, как летом, а уныло  по крышам застучит. Тогда еще сильнее печаль охватывает душу. Тоскливо…  И всё-таки …Полине  верить хочется, что будет хорошо всё.  И кажется тогда ей, что вовсе  льется с неба и не дождь , а капельки надежды это… И … вот звонок. Вбегает верная Дуняша и подает букет цветов осенних и конверт…
–Ах, это он!–  встает Полина, порывисто конверт берет, цветы же осторожно на стул кладет... Румянец вспыхнул на щеках, рука дрожит, трепещет сердце, уста же шепчут,– от него…
–Я жду тебя сегодня в полночь в беседке нашей над рекой. Я там сказал, что полюбил тебя. Ты помнишь?  А ты… Ты так была мила… Алели только щечки нежные твои, глаза сияли… Ох, как же я люблю тебя! И я не отступлюсь. Мы убежим…А  в церкви, я договорился,  нас будет ждать священник и обвенчает он . Согласна ль ты? Ты напиши и передай письмо Дуняше. Смышлёная она и знает, где меня найти, – в записке было…
–Ах,– записку прижимает Поля,– пусть проклянет меня отец,  по маменьке скучать я  буду, но я люблю и  за любимым пойду куда угодно …,– подумала она,– Дуняша, отнеси письмо . Куда, ты знаешь, но смотри не говори же никому.

 Нетерпеливо  вечера ждала Полина. И вот уж мгла легла на старые ступени… Затих весь дом и только девушка не спит, ждет часа своего. И вот часы пробили полночь… Накинув шаль, бежит она в беседку. Там милый ждет. Но так случилось, в этот самый час отец вернулся, доволен был, ведь выиграл немало, да и вино хорошее там подавали . И тут увидел в стороне карету.  И сердце ёкнуло. Нет! Быть того не может! Дочь не посмеет ослушаться его. Он в дом вбегает и ревет… И голос у него звучал сильнее  трубы иерихонской:
–Полина! Дочь моя, иди сюда!
Тут в спальню дверь открылась. И выглянула барыня в капоте и чепце:
–Зачем ты, батенька, кричишь? Так перебудишь всех…
–Хочу я дочь увидеть!
–Увидишь завтра. Поди ведь спит она…
–Сейчас!– ревёт,–Дуняшка!
Служанка прибежала, глазами хлопает, дрожит, будто осины лист, косица растрепалась.
–Иди и барышню зови сюда…
Дуняшка убежала… И нет её, и нет… И вот пришла.
–Ну, наконец-то! Где Полина?
–Так нет их…,– тихонько шепчет и вниз глядит.
–Как нет? И где она?– хватает за косу девчонку ,– ну, говори!- кричит.
–Не знаю,– робеет Дуня.
–Э, нет! Ты знаешь! Знаешь всё! Не скажешь, задушу косой тебя я!
Затряслась Дуняша, испугалась. Ведь знает, барин на расправу скор…Вздохнула глубоко и говорит, как будто в омут головой ныряет:
– Так к барину пошли они... К тому, который в гости к нам ходил всё лето… Они в беседке…
–А-а-а! Убью!- ружье хватает  барин.
–Постой,– рыдает  маменька ,– не тронь её… Ведь молода ещё и неразумна… Пожалей ты дочь свою,- протягивает руки.
Отвергнуты мольбы её. И вот бежит к беседке барин.
А там, в беседке над рекой, увитой лианой дикой винограда,  как пара голубков, воркуют Егор с Полиной. О времени забыли…  Внизу  же тихонько плещется вода, будто зовёт их, прохладой веет…Тут  спохватился вдруг Егор:
–Идем, карета ждет.
А в это время выстрел раздался и крик:
–Убью!
– Отец… Убьет… Убьёт ведь он и правда …, тебя убьет…, меня же   за Савского он выдаст, – Полина шепчет горько,– не успеть… ,– и встрепенулась ,–нет! Не бывать тому…,– и за руку берет Егора.
Он обнял возлюбленную нежно:
–Мы будем вместе, если ты захочешь. Но только там, на небесах, а сначала…,– кивнул он на реку,– но не захочешь, я пойму, но только… вспоминай меня…
А крик всё ближе, уже тяжелый топот слышен и дыханье…
–Ну, мне пора…
-И я с тобой! С тобой я навсегда,- и крепче сжимает руку любимого Полина.
Тут из-за тучи выплыла луна, мелькнули тени, выстрел раздался … И  двое шагнули в бездну… Шагнули …, чтобы остаться вместе навсегда.