Мануфактурная интермедия. Сценарий спектакля

Наталья Бобыкина
Случай на фабрике.
Действие первое. Знакомство.

На сцене хор поет песню о фабричной жизни.
В центре стоит фабричная лавка. В ней разложены товары: рулоны сукна, тика, разноцветного ситца и бязи, нитки, пледы, другая мануфактура.
У порога на табуретке сидит девушка-продавец и вышивает на пяльцах.
Заходят парни. Это рабочие Саввинской фабрики. Они доставили товар в лавку.
- Здравствуй, девушка-краса! Зови приказчика товар принимать.
- Сейчас, – Девушка кричит, - Иван Митрофаныч!
Входит приказчик, начинает принимать товар.
- Ух ты, какую пряжу стали делать на вашей фабрике! Молодец Викула Морозов! Новые станки приобрел, нитки сразу стали тоньше да четче! Тут не хватает 10 мотков?
Заходит молодой парень, замешкавшийся где-то на входе в лавку. Принес недостающие нитки. Увидел девушку, встал как вкопанный, не может от нее взгляда оторвать. Только и мог сказать:
- Ух-ты!
- Вот и я говорю, хороша работа – говорит приказчик, - хоть на выставку вези!
- На какую выставку? – растерялся парень.
- Ясно на какую - мануфактурную! – отвечает приказчик, и, хлопнув по носу парня счетами, добавил -  Всероссийскую! Заноси на склад!
Парни подняли мешки и понесли в палатку. Поют песню о фабрике. Один остался.
- Как тебя зовут, девица-красавица?
- Настенька!
- А меня Данила. Уж какая ты рукодельница! Узор-то какой у тебя в шитье мудреный!
- Это моя маменька меня учила, все узоры объяснила(поет):
Это небо, это солнце, это девичье оконце.
Вот Луна, а вот Земля, вот деревня здесь моя.
Девки пляшут в хороводе, парни весело шумят.
Дети радуются свету, старики на них глядят.
Много красочных  узоров сохраню на рушнике
И к приданому добавлю, что хранится  в сундуке.
Мой избранник будет рад, видя мой богатый клад.

- А есть ли у тебя суженый-ряженый?
- Пока нет. Но я жду его каждый день.
- Так  тебе сегодня несказанно повезло! Я уже пришел. Гляди какой я ладный да складный!
- Какой?
Данила весело танцует и поет:
Голова под картузом – арбузом,
Чуб гоголем-моголем,
Ноги быстрые, руки шустрые!

 Попытался обнять девушку, она его оттолкнула.
- Вот я и вижу, что шустрый, а толку от такого-то?
Глядят друг на друга.
Входят девушки и поют частушки:

Вышивала я платок –
Золотые коймы,
Вышивала, говорила:
- Люби, милый, помни!

Вышивала я платочек,
Вышивала я другой,
На колени положила:
- Выбирай, милый, любой!

Разовью катушку ниток
По цветистому лужку,
Вышью белую рубашечку
Любезному дружку.

На руке моем колечко,
Бирюзовый перстенек.
Иссушил мое сердечко
Чернобровый паренек.

Данила поет:

Шитый дом, шитый дом,
Новое крылечко.
Как увижу этот дом –
Заболит сердечко.

- Девица-душа! До чего ты хороша!
Хочу сватов я заслать,
Хочу замуж тебя взять.

- Ну ты и быстрый!
- Так торопиться надо. Ты одна, а парней вон сколько в округе! Одних саввиновских почитай человек двести, а на вашей Балашинской хлопкопрядильной так и все пятьсот, да если еще с зеленовской фабрики Петрова прибавить, да с шелковой Горшковой, да суконных леоновских, да акатовских курдюковских мануфактурщиков, да чижовских суконщиков, да волковских прядильщиков, а если к ним прибавить еще и деревенских, то почитай у меня в соперниках с десяток тысяч женихов!!!
- Эк ты хватил! Ты еще орехово-зуевских да реутовских посчитай, что к нам на футбол ездят мячи гонять по полянам!
- Я еще и лунновских внуков посчитаю, что из Англии каждый год наезжают, да Молошниковых племянников, что к тебе каждый день в магазин ходят.
-А ты откуда знаешь?
- Я о тебе, красавица все знаю. Я тебя давно ищу. Как себя - чувствую!.. Так приводить сватов?
Настя скромно опустила голову и ответила:
- Приводи!
- А куда приходить-то?
- Я с батенькой и маменькой здесь живу на Заречье в поселке Красный Текстильщик. Знаешь такой?
- Нет, не знаю.
- Там, за казармами есть маленький рабочий поселок. Это даже не поселок, а райский городок. Стоят в нем домики аккуратные двухэтажные с маленькими палисадничками, где сейчас сирень да черемуха цветут. Это вишни да яблони закрывают наши дома от человеческого взора. Здесь я родилась, здесь мои родители живут, а бабушка с дедушкой – учителя церковно-приходской школы. А дядя – врач в нашей больнице.
- Это которая школа? Вон то желтое здание у 9 казармы? Я даже не знал, что у вас на Блошинской мельнице школа есть.
- Ее нам Шелапутин Павел Григорьевич велел построить, чтобы ребятишки наши грамоте учились. Да еще заложил дом для стариков и детей-сирот. Благодетель наш! Он у нас председатель правления Товарищества Балашинской мануфактуры.
- А больницу я вашу знаю. Она одна на всю округу. Сюда мою бабушку привозили врачу показывать. Так видно это твой дядя к нам на двуколке приезжал? Он сам приехал на бабулю посмотреть, как она после его лечения чувствует. Мы даже не ожидали такого! Он заодно соседа посмотрел, ему руку прессом придавило в цехе. А мы ведь в Обираловке живем, далеко отсюда!
- Да, дядя он такой! Он за своих пациентов всегда волнуется.
- Так мы завтра к твоим родителям со сватами с  приедем?
- Приезжайте!

Действие второе. Сватовство.

Поляна возле дома настиных родителей - зажиточных рабочих. В окне дома просматривается комната, где стоит стол и кровать с подушками, застеленная вышитым покрывалом.
На столе стоит самовар и блюдо с баранками.
К дому подходят саввинские парни.
Рядом с домом стоят молодые рабочие балашинской хлопкопрядильной фабрики. Они кричат:
-Эй, все сюда! К нашим балашинским девкам саввинские робята свататься идут!
К дому подбегают девки и гости праздника. Начинается словесная перепалка ребят. Обе команды саввиновских и балашинских жителей задирают друг друга.
- Чтой-то вы к нашим девкам свататься идете? Что ли ваши все перевелись?
- Нет, у них девки все рябые, кривые и на вате!
- У них девки мелкие да ленивые! За десяток – рубль дают! А у нас девки, что царевны: высоки, круглы, одеты по городской моде. На ногах-то ботиночки, на руках-то браслетики. Какая за десять рублей, какая за сто, а кому и цены нету!
Савинские парни балашинским парням отвечают.
- Ну вы хватили! Наши парни - все рукасты, все горласты! На ногах сапожки, на голове картузы, одеты по последней моде в сюртучках да жилетах. Женихи хоть куда! Один молодец – во сто рублев, а другому - и цены нету.

- Ой, это ваш князюшка? Не годится!
- Ох вы князе, бояре,
Да вы бором езжали,
Что хвощу не набрали.
Своего князя не вымыли?
Да как наша княжна
Ростом высока, тонка,
Ростом высока, тонка,
Лицом бела, румяна!
А как ваш-то князь
Да как черная грязь,
Да как черная грязь.
Да как пень смоловой!

Подходят сваты с женихом.
- Стоп-стоп! Разойдись толпа – пропусти жениха. Вот вам за это подарочки: девкам прянички, парням денежки, бабам платочки!
Саввиновские дают балашинским девкам конфеты, парням денежки, взрослым кусочки ткани и пряжи. Сваты заходят в дом, а девки и парни поют песню про любовь.

Песня "Ромашка белая".
Хороши цветы весной, я люблю их день деньской.
Я смотрю во все глаза, ах какая красота!
Ромашка белая, лепесточки нежные,
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь!
Ах ромашка белая, лепесточки нежные,
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь!
Выйду в поле вечером, там цветы цветут кругом,
Среди синих васильков, там живёт моя любовь.
Ромашка белая, лепесточки нежные,
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь!
Ах ромашка белая, лепесточки нежные,
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь!
Я нарву цветов букет, среди них ромашки нет.
Я сорву её одну и к груди своей прижму.
Ромашка белая, лепесточки нежные,
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь!
Ах ромашка белая, лепесточки нежные,
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь!
Ромашка белая, лепесточки нежные,
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь!
Ах ромашка белая, лепесточки нежные,
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь!

В доме начинается сватовство. В окне видно, как сваты рядятся с родственниками невесты. Хор русских песен поет фабричные песни.

Фабричные песни.

1. КАК СТОЯЛА НОВА ФАБРИЧКА

Как стояла нова фабричка,
Нова фабричка Карзинкина купца.

Как во этой новой фабричке,
Тут работали работнички.

Тут работали работнички,
Молоды парни прядильщички.

Молоды парни прядильщички,
Маленьки мальчики ставильщики.

Маленьки мальчики ставильщики,
Красны девицы моталочки.

Красны девицы моталочки,
Раскрасавицы катушечницы.

2. СТУЧИ, СТУЧИ, МАШИНУШКА

Стучи, стучи, машинушка,
Ныряй, ныряй, челнок,
Еще высоко солнышко,
Длинен еще денек.

Шумят кругом приводы,
Куда ты не взгляни,
И тянется основа,
Как жизненные дни.

Дрожат полы и стены,
И все вокруг дрожит,
И день рабочий, скучный
Так медленно бежит.

Давно устали руки,
Давно болит спина,
А дела еще много,
И жизнь еще длинна.

Тревожно сердце бьется,
Летят все думы прочь,
Одно на ум приходит:
Скорей, скорей бы ночь!

Пот градом, градом льется
И с груди, и с лица,
И тянется основа,
Как время без конца.

3. КАК НА ГОРКЕ, НА ГОРЕ

Как на горке, на горе,
Э-ой, да на высокой, на крутой
То-то любо, любо да люли,
Ой, да на высокой, на крутой.

На высокой, на крутой,
Э-ой, да стоял фабричек новОй,
То-то любо, любо да люли,
Ой, да стоял фабричек новОй.

Как фабричны мастера,
Э-ой, да фабричны сукна ткут
То-то любо, любо да люли,
Ой, да фабричны сукна ткут.

Фабричные сукна ткут,
Э-ой, да всё хозяина бранят,
То-то любо, любо да люли,
Ой, да всё хозяина бранят.

Выходят сваты.
- Ну вот и сладились. Теперь пирком, мирком да за свадебку.
Выходят Данила с Настей, держатся за руки, смотрят друг на друга любящими взглядами.
- Ай да пара, ай да семья будущая будет! И нам фабричным в толк пойдет. Саввиновская фабрика с Балашинской срядятся, дружно будут работать вместе. Да смотрите, парни, на вашей новой игре - хвутболе (сват специально исказил слово)- не задирайтесь! Дружно живите! А мы этому подсобим!
Парни и девушки поют свадебную песню.

Вьюн над водой.

Вьюн над водой
Вьюн над водой,
Да вьюн над водой,
Ой, да вьюн над водой расстилается.
Жених у ворот,
Ой, да жених у ворот,
Да жених у ворот дожидается.
Вынесли ему,
Да вынесли ему,
Ой, да вынесли
Сундуки полны добра.
– Это не моё,
Да это не моё,
Ой, да это не моё,
Это деверя маво.
Вьюн над водой,
Да вьюн над водой,
Ой, да вьюн над водой расстилается.
Жених у ворот,
Да жених у ворот,
Ой, да жених у ворот дожидается.
Вывели ему,
Ой, да вывели ему,
Да вывели ему вороного коня.
– Это не моё,
Да это не моё,
Ой, да это не моё,
Это шурина маво.
Вьюн над водой,
Да вьюн над водой,
Ой, да вьюн над водой расстилается.
Жених у ворот,
Да жених у ворот,
Ой, да жених у ворот дожидается.
Вывели ему,
Да вывели ему,
Ой, да вывели ему
Свет Настасьюшку.
– Это вот моё,
Да это вот моё,
Ой, да это вот моё,
Богом даденное.
Вьюн над водой,
Да вьюн над водой,
Ой, да вьюн над водой расстилается.
Жених у ворот,
Да жених у ворот,
Ой, да жених у ворот дожидается.

Занавес.