Перемены в Казахстане и регионе

Матвеев Владимир Иванович
Начало процесса реального транзита власти в Казахстане как предвестник начала перемен в регионе

системный аналитик, политтехнолог Владимир Матвеев, Киев

Август 30, 2019 Author: Vladimir Matveev  Categories: Войны и вооружение Геополитика Геоэкономика Финансы Энергетика
После минувших президентских выборов в Казахстане общество ощутило отсутствие у «nur-policy» полноценной электоральной поддержки, свидетельством чему стали случаи расхождений Назарбаева и Токаева  по вопросу назначения акимов, призыв Назарбаева сокращать численность «аулов-паразитов», его первоначальный отказ в требовании о социальной поддержке многодетных семей.

Утверждение кандидатуры акима в Шымкент-особый город-миллионник - от президента, а не сенатора от клана отходящего от дел Назарбаева – спровоцировали «дворцовую интригу», собрание Назарбаевым политсовета правящей партии за две недели до обращения к народу президента Казахстана Ксым-Жомарта Токаева, намеченного на 2 сентября, передаёт
Даже на заседании под эгидой Назарбаева в Нур-Султане 21 августа пришлось говорить, что партия, в которой преимущественно состоят чиновники и сотрудники бюджетных организаций, нуждается в «перезагрузке».

«В Шымкенте срывали флаг партии центрального здания — никто даже не пикнул, все сидели. Где же партия была?» — сказал Назарбаев в очевидной отсылке к событиям 27 июня в городе на юге страны, когда сотни жителей Арыси, эвакуированные в Шымкент из-за взрывов боеприпасов в их городе, провели акцию протеста. «Мы, члены партии, мы, «Нур Отан» сидим тихо — будто чего-то боимся. Мы — партия власти», возмущался слабеющий Назарбаев, передает
Экс- президент дал понять, что хочет сохранить статус-кво своей партии. В этом контексте 79-летний Нурсултан Назарбаев, который ушел в отставку в марте 2019 года, но сохранил в руках значительную власть, сделал несколько заявлений на мероприятии возглавляемой им партии, доминирующей на политическом поле Казахстана. Некоторые его высказывания противоречили тем, что он допускал ранее,
Так, на заседании политсовета «Нур Отана» Назарбаев раскритиковал многодетных, требующих усиления социальной поддержки, вызвав негативную реакцию в обществе. Призыв Назарбаева о сокращении числа «аулов-паразитов», также был воспринято критично, прежде всего, жителями сельской местности.

Возмущение от высказываний Назарбаева обострила появившаяся в конце августа информация о том, что его средняя дочь Динара Кулибаева купила в Швейцарии замок Бельрив.

Ключевым моментом в речи Нурсултан Назарбаева на политсовете "Нур Отан", по мнению собеседников DW, стало его заявление о руководящей роли назарбаевской партии и о том, что именно ее решениям должны подчиняться акимы городов.

Президент Касым-Жомарт Токаев уже поменял много акимов, пообещал социальные льготы многодетным семьям и обозначил другие шаги по либерализации, объясняет собеседник DW.

В этом контексте президента Касым-Жомарта Токаева, невзирая на его заверения в верности "nur-policy", воспринимают в Казахстане как сторонника перемен, тогда как Назарбаева считают консерватором.

При этом, невзирая на попытку Назарбаева взять реванш, «народ елбасы уже не боится, а благодаря высказываниям Назарбаева на политсовете протестный электорат зримо увеличился», считает журналист Александр Краснер.

Президент Токаев может быть заинтересован в появлении на политической авансцене сил, которые хотели бы перемен, смены старого истеблишмента, и число таких в стране возрастает.

В контексте начала реального транзита власти в Казахстане президент Касым-Жомарт Токаев 23 августа выступил в Караганде, обозначил, что программа по индустриальному развитию Назарбаева – по сути – «пустышка», информирует немецкий ресурс.

В этом контексте Токаев отметил, что за последние годы (при правлении Назарбаева), была проведена большая работа по открытию новых предприятий, однако к кардинальным сдвигам в структуре экономики это не привело, «так как большинство этих предприятий остались на бумаге». Власть обречена идти на политические реформы.

В качестве сравнения, напомним, что эксперты Carrnegie Moscow Center считают, что транзит власти, который четвертый президент Киргизии Алмазбек Атамбаев начал в 2016 году, затянулся на три года и закончился плачевно для его инициатора. Экс-президент сейчас находится под арестом, демонстрируя, что процесс передачи власти на постсоветском пространстве остается рискованным и непредсказуемым.

Международная компания по управлению рисками Marsh составила рейтинг основных политических и экономических рисков в 2019 году для стран мира. Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан, согласно рейтингу, оказались нестабильными странами. Казахстан и Узбекистан находятся выше, однако также не дотянули до цифры абсолютной стабильности.

Среднесрочные и долгосрочные риски Казахстана в период кардинальных перемен связаны с тем, что эта страна находится в фокусе обострившейся геополитической борьбы в Центральной Азии между РФ, США, КНР, ЕС, наднациональных структур глобального согласования и управления.

About the Author

Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, EU, USA, Israel, global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.

Leave a Comment