Осы в ПВД или в авиации мелочей нет

Николай Панов
Кто из людей, связанных с авиационной техникой, не знает, что такое ПВД (приёмник воздушного давления)? Авиатор вам скажет, что это устройство отбора воздушных сигналов атмосферного давления для подачи их на вход анероидно – мембранных приборов и датчиков. По инструкции, во время стоянки летательного аппарата ПВД закрывается защитным чехлом. 

Однажды, во время проведения авиационно – химических работ (АХР) в отдалённом регионе, на нашем «кукурузнике» (самолёт Ан – 2) подошла «форма» - периодическое техническое обслуживание. Вызвали на полевой аэродром, прикомандированного к нашей эскадрильи, техника по РЭСОС (радиоэлектронное и связное оборудование самолёта). Авиатехник заверил меня, что они, вдвоём с «рэсосником», выполнят лёгкую «форму» за время перерыва между утренними и вечерними работами. Мол, дело – мелочь.

Вечером, как обычно, приехали на аэродром и услышали доклад техника о готовности самолёта к полётам. Осмотрев внимательно самолёт, запустили двигатель и начали полёты в вечернюю смену. Взлёт на самолёте Ан – 2 с  полевого аэродрома требует повышенного внимания пилотов. На приборы экипажу смотреть некогда. Всё внимание вперёд, на обозначенную полосу! Командир выдерживает направление, а второй пилот следит, чтобы отрыв произошёл до красного флажка – рубежа отрыва. Лишь на рубеже отрыва, взгляд второго пилота начинает скользить по приборам: авиагоризонт, указатель скорости, высотомер, вариометр, авиагоризонт… 

– Командир! Указатель скорости отказал! – кричит по СПУ (самолётное переговорное устройство) второй пилот.

– Понял. Взлёт продолжаем!

После набора высоты 50 метров и уборки закрылков, оцениваю ситуацию. Судя по показаниям прибора, произошла закупорка ПВД, точнее, канала полного давления. Указатель скорости стал работать, как высотомер. Отказ указателя скорости не относится к особым случаям полёта; он не требует его немедленного прекращения. Установив необходимый режим работы двигателя, произвели обработку полей и благополучно возвратились на свой аэродром. На земле начали разбираться в произошедшем казусе.

– Во время «формы» ПВД продували, все приборы работали исправно,  – доложил техник РЭСОС.  – Командир, включи «обогрев ПВД», может быть «букашка» заползла в отверстие…

– Давай пробовать. Включаю, но что это даст? – спрашиваю «рэсосника».

– Включай, посмотрим, – пробурчал тот и взялся рукой за ПВД. 

Прошло меньше минуты и «рэсосник» замахал рукой: «Выключай!». Ещё через минуту, он прокричал одно слово: «Есть!».  Я вышел из пилотской кабины и, обогнув левое нижнее крыло, подошёл к бипланной стойке, на которой крепилась полуметровая трубка ПВД. И тут, у меня на глазах, из отверстия ПВД выползла желто – полосатая оса.

– Это уже вторая, – заявил «рэсосник», – первую я раздавил на крыле.

– Ничего себе, когда же они успели туда забраться?

– Вероятно, когда выполняли «форму»,  – сказал техник. – Я чехол на ПВД не надевал. Дело – мелочь… Кто знал, что осы там гнездо захотят свить.

Не успел техник проговорить, как подъехал на «уазике» главный агроном.

– Чего стоим, летуны? Сроки уходят, работать надо! –  громко крикнул агроном, не вылезая из машины.

– Осы приборы вывели из строя, – отвечаю ему.  – Скоро полетим… 

– Осы летят на запах,  – проговорил агроном и уехал.

Техник РЭСОС подождал немного, потом глубоко вдохнул, и продул ПВД ртом. Второй пилот контролировал в кабине, чтобы стрелки всех приборов реагировали на такой искусственный воздушный напор. Убедившись, что всё в норме, решили продолжать полёты. Однако я не успел, даже, подать команду: «От винта!», как заметил трёх ос, снующих возле отверстия ПВД.

– Петрович, там что, мёдом намазано? – задаю вопрос нашему технику и показываю рукой на ПВД. – Осы! После полёта посмотри!.. От винта!!!   

После посадки подошёл авиатехник и, виновато опустив голову, говорит:

– Прости командир, мы с «рэсосником» выпили немного за обедом. Спирт технический; чтобы запах отбить, добавили в него две ложки мёда. Каюсь, наша вина. Оба дули в ПВД, а тут, осы… Дело – мелочь, а неприятно…

– Запомни, Петрович! В авиации нет мелочей! Принцип старый, но всегда актуальный.

Май, 2017 год.