19. Экуменизм

Наталья Кольцова
"Возлюби Бога всем сердцем, всей душой и всем разумением" (Матфей 22:37)- Эта заповедь Христа привела к разделению христианства. Ну невозможно любить одновременно и сердцем и разумом! Православные отвечают за сердце, католики- за душу, протестанты- за разум. Эпоха географических открытий дала надежду на потерянный рай. Протестанты стали строить его в Америке, староверы- в Сибири. Христианский мир разделился на островной Запад (раздробленное мышление, "супермЭн") и континентальный Восток (единое мышление, "муравейник").
"Мир раскололся пополам, дымит разлом". Но всёж...
Чаяние об окончании войн, вражды, о примирении всех со всеми издревле волнует человечество. Тут  появляется слово, ненавистное многими так же как "эволюция" - это слово "экуменизм" . Если понимать его как объединение всевозможных религий, то это "эсперанто", неживой агрегат. Возможно о нём говорится в  17 главе Апокалипсиса: вавилонская блудница, разъезжающая на семиглавом драконе (7 смертных грехов). В отличии от православной Церкви- невесты Христовой, верной жениху, "блудница"- это церковь, соединённая с буддизмом, иудаизмом и т.д. Как, например, "храм Соломона" в Бразилии, открытый в 2014 году.
Соединение разных религий может быть полезно в миру. Например, пожарная часть. У каждого может быть свой выходной: в пятницу- мусульмане, в субботу- иудеи, в воскресенье- христиане. И при этом круглосуточный контроль объекта.
Но религию так легко не объединить- это тонкая материя. Её слияние не может произойти механически, лишь из дружеских побуждений. Похоже, пройдёт немало времени, пока церкви объединятся.
И всё же я уповаю на ЭКУМЕНИЗМ КАК ЕДИНСТВО ВО ХРИСТЕ. Экуменизм ведь и зародился в  20 веке именно как объединение христианских церквей в "единую Церковь", Тело Христово.  Ведь каждое воскресенье и православные и католики причащаются Телу и Крови Христовым. Тело-то одно- Христово. 
Кроме злосчастного фелиокве, о котором ниже, в Символе Веры есть ведь ещё 9-й член-  это вера в 4-ю ипостась "единую святую и соборную Церковь". Я уже говорила, что это выражение говорит о сакральности церкви. Но только вдумайтесь:  и православные и католики вот уже без малого 1000 лет несмотря ни на раскол, ни на войны исповедуют веру в единство церкви.  КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ НА КАЖДОМ ЧАСОВОМ ПОЯСЕ ЕДИНОГЛАСНО ВОЗГЛАШАЕТСЯ НА ВСЕХ ЯЗЫКАХ ПЛАНЕТЫ:  "ВЕРУЮ...И ВО ЕДИНУЮ ...ЦЕРКОВЬ". Эта "уверенность в невидимом" должна же наконец привести к объединению всех верующих во Христа. Сейчас, когда так пугает цепная реакция гонки вооружения должно же наступить "время собирать камни". Но, повторюсь, это не просто.
По поводу спора о фелиокве. Православные считают, что Святой Дух исходит только от Отца, а католики- что от Отца и Сына. Попытаюсь понять суть фелиокве-конфликта, посмотрев на рублёвскую Троицу. Центральный ангел в багровом плаще (такого же цвета, как жертвенное мясо на столе)-  Христос. Так вот: у Него нимб чуть меньше, чем у 2-х других ангелов. Христос понижен, Он должен возрасти. Это православная точка зрения. В главе "Духовный эмбрион" я писала об этом. На многих богородичных иконах, Казанской например, Христос уже не младенец, но Он непропорционально маленький по сравнению с Богородицей. Сравните с Сикстинской Мадонной Рафаэля.  Православный Христос имеет потенциал для роста, так сказать. Отсюда иерархия у ипостасей Троицы. Сын - это ещё не совсем возросший Бог, это Богоребёнок. Ведь Тело Его- Церковь Христова- это ещё эмбрион.
Святой Дух можно для наглядности сравнить с молекулой ДНК, переносящей генную информацию. От Отца к Сыну, вернее к зарождающемуся Телу Христову. Эта информация исходит от Отца. А с Сыном у людей другие взаимоотношения. Бог-Сын, Христос это душа нового организма.
Возможно, глубинная причина  раскола в том, что человечество пока не может определить соотношение Божественной воли и человеческой воли в истории.
В главе "17.Эволюция религии" я приводила мнение В.С. Соловьёва о смысле раскола: это развитие бого-человечества по частям:  православные- это "бого-",   католики "-человечество". Православные взращивают  Христа на интуитивном уровне; католики и протестанты- личностное, материальное человечество. Протестанты отличаются ещё научностью религии. Если православие даёт жаждущему стакан воды, то протестантизм- бумажку с формулой Н2О. Да, формулы тоже очень нужны. Но... 
Наука - труженица-землеройка. А религия- это свеча в темноте. Горят живые факелы в садах Нерона и освещают конец туннеля. Главное, чтоб землеройка не оказалась слепым кротом. Но ведь те, кто действительно глубоко копают, истинные учёные- самые смиренные в мире люди! У них, как и у всех людей необъятный внутренний мир фантазии. Но он намертво скован железными законами материи. Опять же материя- это единая платформа наших разобщённых "внутренних миров". Наука- это ведь автоматическое воспитание того, что религия воспитывает сознательно: СМИРЕНИЕ И ЕДИНСТВО. Возможно миссия науки раскроется при формировании бытия-2. Но ныне, схематично, есть две половины: личностная и "рабоБожеская". Окончательно богочеловечество может сформироваться при объединении двух половин.
Об этом объединении повесть В.С. Соловьёва "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории", о которой я уже начала говорить в главе о Вл.Соловьёве. Вообще-то это его ответ на ученье Л.Н. Толстого о непротивлении, пацифизме. В предисловии описывается некая религиозная секта- это пародия на толстовцев. Один из героев "Князь"- это как бы граф Лев Николаевич. Но вообще-то это очень современная повесть  о христианском понимании войны. Она была написана в далёком 1900 году, когда только назревала идеологическая внутрихристианская война, которая длится до сих пор. 1- й разговор- это прошлое время ("Генерал"), 2-й разговор- современность ("Политик"), 3-й разговор (Господин Z, последняя буква алфавита, конец времён). Генерал вспоминает о героизме, что большинство русских святых- воины; политик говорит, что войны- это неизбежное зло; а господин Z читает повесть "Об антихристе". События её- в 21 веке (напомню что Соловьёв писал в 1900 году). А "Z"- символ украинского конфликта, разделившего христианский мир.
Антихрист- это либерализм, свобода от Бога, гордыня человеческая. Войны закончились. Антихрист становится президентом Евросоюза. Первым его манифестом становится "Народы Земли, мир даю вам!". Вспоминается первый лозунг Ленина "Мир народам." Вообще антихрист установил общество "всеобщей сытости". Социально-экономический вопрос был окончательно решён. "Но если сытость есть первый интерес для голодных, то сытым хочется чего-нибудь другого.... После благополучного решения политического и социального вопросов поднялся вопрос религиозный". И вот в Иерусалиме собираются различные верующие, и антихрист объявляет себя главой единой церкви (без Христа). Полное благоденствие- но без Христа. Без единства с Троицей.
И в этот момент против него объединяются немногие истинные приверженцы Христа. Во главе с русским старцем Иоанном ("белая свеча" называет его Соловьёв, напоминая о "русской свече", построенной в то время и до сих пор остающейся самой высокой колокольней Иерусалима) папой римским Петром II (действительно, до сих пор ни одного папы Петра не было после Петра Первого- апостола Петра) и протестанским профессором теологии по фамилии Паули (Павел). То есть в конце времён малая, истинная часть христиан объединится по всему миру и благодаря этому противостоит антихристу. Действительно, грубо говоря: Иоанн Богослов- дух, апостол Пётр-практика, Павел- теория христианства. Православие, католицизм, протестанство.
Так рисует конец времён Вл. Соловьёв. Как говорится, поживём- увидим.
Итак, произошёл водораздел.
Павел Флоренский: у католиков юридическое понятие церкви, как списание долгов, у протестантов- сухое, научное; вообще нет таинств. Только у православных- живое, биологическое, интуитивное понятие добра, изменение сознания, метанойя, от "не могу не грешить" к "не могу грешить". Не могу и всё, без мудрствований.
Георгий Флоровский так описывает различие: католики сконцентрировали внимание на Первом пришествии (страдания Христа), протестанты- на ожидании Второго пришествия. А значение современного периода все они умалили. А ведь этот период самый важный для нашего спасения! Поэтому-то протестанты против идеи православного эволюционизма. Им эволюция, движение  не нужно. Они считают, что вера в Христа уже даёт спасение.
Православные иконы имеют более духовное содержание чем католические- натуралистичные. На православных иконах святой часто с ладонью, тыльной стороной повёрнутой к зрителю, как бы отстраняясь ею от всего мирского.
И всё же нельзя полностью отстраниться от этого мира. Ведь не зря же он нам дан. Католики и протестанты- это религия в миру, так сказать, "белая". А православие "чёрная", более отстранённая.
И ни в коем случае нельзя ставить ярлыки!  Мол католики и протестанты -это дьявол, а коммунисты и православные- это Бог. Я уже говорила, что дьявол- это животная сущность людей, которой все мы обладаем. А вот с божественной сущностью у нас всех проблема. Знаменитый роман  "Мастер и Маргарита", написанный в начале советской власти в России, показывает, что это была власть сатаны. Необычайный триумф фильма 1923 года "Красные ДЬЯВОЛЯТА" тоже об этом. А много католиков и протестантов в разных странах помогали Русской церкви в те тяжёлые времена, в эмиграции, помогали сохранять святыни. Во многом их заслуга, что наша церковь возродилась.
В Финляндии собирают налог на церковь. Так вот, там 2 государственные религии: лютеранская и...православная. На Земле всего 2 страны, где православие- государственная религия. Это Греция и...Финляндия. Не смотря на то, что там мало православных, фины фина-нсируют своё православие.
У многих католиков необычайно сильна религиозность, например в славянской Польше. Вл. Соловьёв объединяет русскую и польскую веру в эпизоде, когда антихрист, представляет свою встречу со Христом: "Что я скажу Ему? Ведь я должен буду склониться перед Ним, как последний глупый христианин, как русский мужик какой-нибудь, бессмысленно бормотать: "Господи Сусе Христе, помилуй мя грешнаго" или как польская баба растянуться кжижем? Конец цитаты.
Но в западном мире заметно предпочтение  материального благополучия над духовными ценностями. Судьбы Георгия Флоровского, Владимира Лосского, Антония Сурожского, Андрея Тарковского- это миссия России в распространении духовности в западном мире.
Последний фильм Тарковского "Жертвоприношение"- горящий призыв к возрождению духовности, к принесению в жертву либерального благополучия,- появился ведь именно с рождением интернета-атеистического "экуменизма". Призыв был услышан, получил много наград, в том числе за экуменизм. Одновременно с выходом этого фильма произошла Чернобыльская катастрофа, оказавшая влияние на экологию многих стран, и напомнившая людям о единой айкумене.
Антоний Сурожский говорил, что особенность Запада- индивидуализм в отличии от русской соборности. "Уже давно на Западе центральное устремление к тому, чтоб человек мог жить свободно, творчески, плодотворно, но очень лично; сознание блага страны, целостность и последовательность исторического процесса очень ослаблены". Протестанты стали заложниками своей личностной свободы и очень страдают из-за этого. У них кто во что горазд. Православные боятся объединяться с этой неопределённостью.
Короче, процесс объединения очень сложный. Но разлад ведёт к тому, что христиане соединяются с буддистами и иудеями. Поляки, западные украинцы- очень верующие христиане, славяне. Но они католики- против православия. Тут ещё политика замешана. Клубок противоречий очень запутался. Боже, дай нам мудрости змей и простоты голубей, чтоб распутать!
Но всё же я верю, что новая сущность может образоваться только при объединении. Главная печать на Афоне разделена на 4 части. И она действительна, только если все её 4 части припечатаны (см.обложку).
"Возлюби Бога всем сердцем, всею душой, всем разумением и всей крепостью твоею" (Марк 12:30). Крепость- это единство всех 3-х компонент.