Ну, допустим

Елена Де-Бовэ
В России до сих пор есть еще много людей, которые явление коллективизма непременно связывают с тоталитаризмом.

В их головах - с подачи либеральной пропаганды - одно непременно следует за другим.

Эти люди говорят: "Коллективизм  для индивидуала - это все равно, что секс по телефону..."

Однако, имея в виду негатив, который влечет за собой коллективизм, говорить следует не о феномене коллективизма как таковом, не о том ПОЗИТИВНОМ КОЛЛЕКТИВИЗМЕ, который спасает жизнь народов, а о ЧРЕЗМЕРНОСТИ, которая замораживает общество и называется ТОТАЛИТАРИЗМОМ.

Это та ситуация, когда ИЗЛИШНИЕ ГРАНИЦЫ ДАВЯТ ИНДИВИДА, ЛИШАЯ ЕГО ПРОСТРАНСТВА.

Однако чрезмерность поражает не только коллективизм, но и индивидуализм.

Это ситуация, когда ЧРЕЗМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ делает БЕЗГРАНИЧНОЕ ОБЩЕСТВО настолько жидким и текучим, что отдельный ЧЕЛОВЕК (да и весь народ) ПОЛНОСТЬЮ РАСТВОРЯЕТСЯ В ЧЬЕМ-НИБУДЬ МОЩНОМ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЖЕЛУДОЧНОМ СОКЕ.

Запомните аксиому: НЕТ ЯВЛЕНИЙ ПЛОХИХ. Они все нейтральны. Вредными их делают злоупотребления, которые называются ЧРЕЗМЕРНОСТЬЮ.

Так, питание - норма, а тотальное  переедание - зло.

Гигиена - норма, а тотальное мытье рук - симптом психического заболевания.

Добродетельное поведение - норма, а тотальное морализирование -  ханжество.

И так далее.

Поэтому ЯВЛЕНИЕ НАДО ОЦЕНИВАТЬ НЕ САМО ПО СЕБЕ, А СООТНОСИТЕЛЬНО С НОРМОЙ.

ПРЕСТУПАНИЕ НОРМЫ - ВОТ НАСТОЯЩЕЕ ЗЛО, А НЕ САМО ЯВЛЕНИЕ.

То, что человека тонизирует  (например, враг, который дисциплинирует человека или коллектив, который даёт моральную оценку деятельности индивида) - то хорошо. То, что лишает его подвижности или, наоборот, раскатывает на атомы  (когда идеологией становится "все против всех") - зло.

ВСЕ В НАШЕМ МИРЕ ОТНОСИТЕЛЬНО. Поэтому, давая оценку пооисходящего, не следует сравнивать одну чрезмерность с другой, а иметь перед своими глазами образ НОРМЫ. И ориентироваться на неё.