Лёва-Казанова

Семён Юрьевич Ешурин
(Старуха-молодуха)
Семён Юрьевич Ешурин
Глава 1

    Всё началось с того, что бабушка Хана играла с любимой внучкой. Вдруг представительница младшего поколения капризно заявила:
    - Бабуля! Я так не играю!
    - А в чём дело, моя радость?
    - Шах, жертва ферзя, тихий ход пешкой, и от двойной угрозы мата тебе не спастись. Поэтому переходи.
    - Я считаю…
    - … что ферзя можно не брать? Но тогда моя лишняя пешка становится проходной!
    - Верю, Орночка, верю. Но считаю другое – тебе пора переходить… к своим уравнениям.
    Внучка согласилась и перешла к решению… дифференциальных уравнений (она училась на втором курсе тель-авивского университета).
Через некоторое время Хана заметила:
    - Мне кажется, что ты смотришь в книгу, а видишь фигуы!
    - То есть инжир?! – усмехнулась внучка. – Ни фигА я его не вижу. Разве что метод решения дифференциальных уравнений по методу Лагранжа.
    - И кАк его зовут?
    - Лагранжа? Жозеф Луи.
    - Ты меня прекрасно поняла.
    - Ничего я… Ну, Лёва.
    - Из Могилёва? – усмехнулась бабушка.
    - Из столицы Татарии. Можно сказать, «Лёва-КАЗАНова».
    - И когда же этот «дамский угодник» сделает меня прабабушкой?
    - Не раньше, чем через 40 недель…
    - Как?! – опешила бабушка. - УжЕ?!
    - Ещё…. Не раньше, чем через 40 недель после того, как он узнАет о моём существовании.
Хана облегчённо вздохнула и поинтересовалась:
    - Это случайно не Лещенко?
    - Всего-навсего ВилЕнский.
    - Уж не тот ли «очаровашка» профсоюзник, которого мы вчера по телевизору видели?
    - Тот самый.
    Речь шла о молодом заместителе председателя профсоюзной партии «Ахад ха-Ам», названной в честь выдающегося еврейского писателя.
    - Но ведь Виленский не Лев, а Леон, - начала было Хана, но тут же «поправилась» (не в смысле веса!). – Ах, да! Ведь «Леон» в переводе с испанского и будет «Лев»… Между прочим, он живёт не в Испании. Мог бы и на иврите: «АрьЕ». И вообще, Орнэле (уменьшительное от «Орна»), советую сперва кончить университет, а потОм думать о всяких амурах!
    - Понятно, - грустно усмехнулась студентка, - как советовал еврейский (хоть и советский) поэт Соломон Фогельсон, «первым делом, первым делом, самолёты…»
    - Тебя же, дурочку, затопчет толпа его поклонниц, - продолжала увещевать Хана. – Да скорее Я стану депутатом Кнессета, чем этот «синеблузник-профсоюзник» посмотрит в твою сторону!
    - И от какой же партии? – улыбнулась внучка.
- От партии пенсионеров! – засмеялась бабушка, - если таковую догадаются создать!
    Через час уравнения были решены. Девушка так увлеклась, что стала решать их второй раз, но уже по методу Бернулли.
    - Кажется, я могу познакомить тебя с твоим «красавчиком»! – проговорила Хана.
    - МолодЕц, бабуля! – откликнулась любительница математики. – ЧтО бы я без тебя делала?!
    И она вновь погрузилась в прекрасный мир производных и интегралов.
    Наконец, уравнения были решены, и ответы совпали с теми, что были получены по предыдущему методу.
    - Ты что-то мне говорила? – вспомнила студентка.
    - Могу тебя устроить активисткой в «Ахад ха-Ам». А там уж не хлопай ушами и попытайся стать «укротительницей Льва»! … Вроде Ирины Бугримовой!
    - И кАк же ты меня устроишь в эту «профсоюзню»? По блату?
    - По знакомству… с их лидером. Рами Пильпель не сможет отказать любимой учительнице.
    - Она – твоя подруга?
    - Она – это я!
    … После ужина внучка задумчиво произнесла:
    - Мне импонируют твои идеи о создании партии пенсионеров и о моём участии в делах «профсоюзников». Только давай сделаем, выражаясь по-шахматному, рокировку! Соратницей Лёвы будешь ты.
    - А кто же создаст пенсионную партию?
    - Некая Светлана Судакова.
Хана рассмеялась:
- С таким именем и фамилией можно основать только антисемитскую партию! Но её вряд ли зарегистрируют.

Глава 2

    … Через несколько дней Рами Пильпель представил соратникам новую активистку партии – почтенную Хану Лившиц. Из «скромности» он умолчал, что Хана – его бывшая учительница химии.
    Госпожа Лившиц поражала своей энергией. Идеи вылетали из неё, как фонтан из разрываемой Самсоном пасти «петергофского» льва.
Другой Лев (именующий себя Леоном) часто слушал её так же с открытым (правда, не настолько!) ртом.
    Правда, энергичная пенсионерка часто уставала и по этой причине редко посещала заседания партии. То есть часто, но не надолго.
    По инициативе Ханы партия «Ахад ха-Ам» выдвинула водосберегающий законопроект. Самая активная профсоюзница заметила, что многие граждане (включая её саму!) часто забывают закрывать водопроводный кран. В результате мелеет озеро Кинерет, «жемчужина Ближнего Востока». Госпожа Лившиц предложила разработать и внедрить самозакрывающиеся краны. Инициатива попала в газеты. Народ её горячо поддержал и назвал законопроект «антисклерозным».

Глава 3

    Одновременно с Ханой Лившиц на политическом небосклоне Израиля взошла ещё одна новая звезда – Светлана Судакова. Она хоть и годилась Хане во внучки, но взялась (ни много, ни мало!) за создание аж… партии пенсионеров.
    Вскоре пожилые люди потянулись к этой пусть и не ослепительно красивой, но такой милой и обаятельной девушке.
    В короткий срок пенсионная партия была создана и зарегистрирована. Она получила название «АлЕ цаОв» («Жёлтый лист») – по аналогии с молодёжной партией «Але ярОк» («Зелёный лист»).
    … Вскоре по инициативе профсоюзов началась забастовка мусорщиков. Самая активная профсоюзница против этой инициативы возражала … только на заседаниях партии. Но подчиняясь партийной дисциплине, она не стала доводить своё несогласие до широкой общественности.
    Зато Светлана Судакова, не скованная профсоюзной дисциплиной… таки стала! Она выступила по телевидению – на русскоязычном канале, а затем и на ивритоязычном. Девушка показала фотографию единственного незахламлённого мусорного бака (рядом со штаб-квартирой партии «Ахад ха-Ам») и призвала народ устранить несправедливость!
    На другой день к показанному по телевизору баку устремились «ходоки».
    … Когда гора мусора достигла второго этажа, Рами Пильпель сдался и отменил забастовку мусорщиков.
    Светлана Судакова стала национальной героиней!
 
Глава 4

    … Наконец, настало время подавать избирательные списки. Пильпель предложил поставить Хану Лившиц перед Леоном Виленским. За это проголосовали все члены профсоюзной партии, включая погрустневшего Лёву. Против был только один голос – самОй Ханы.
    Госпожа Лившиц заявила, что надо дать дорогу молодёжи, и она согласна стоять в списке только после Леона. Эта просьба была удовлетворена.
    Наконец, собрание завершилось. Лёва проводил свою «спасительницу». Он стал «рассыпаться в благодарностях».
    Старушка ответила:
    - Спасибо на добром слове, Леончик! Я тебя уважаю, а моя внучка Орна (скажу по секрету) так и вовсе в тебя влюблена!
    «За всё надо платить!» - подумал Леон и с кислой миной, переходящей по мере произнесения в жизнерадостную, он пообещал:
    - Я непременно познакомлюсь с Орной, … если меня выберут в Кнессет!

Глава 5

    … Наконец, начались долгожданные теледебаты.      
    Можно сказать поэтически:
    «Аты-баты,
    Шли дебаты.»
    Почти все телезрители были уверены, что народная любимица «размажет по стенке» представителя профсоюзов, то есть что умница победит красавца.
    Но Леон Виленский устоял. В значительной степени потому, что Хана снабдила его «судаковскими» вопросами, то есть теми, которые зададут дозвонившиеся сторонники Судаковой.
     Соперница Леона тоже отбила все атаки. Говорила она на прекрасном иврите, но не столь гладко, как соперник. Леон понял, что девушка (в отличие от него) не выучила ответы заранее. Молодой человек проникся уважением к собеседнице.
    Одна из дозвонившихся телезрительниц обратилась к Судаковой:
    - У меня тут с мужем дискуссия вышла. Я считаю, что ты, судя по внешности – еврейка по матери. А мой муж говорит, что твой отец – тоже еврей по матери. Кто же прав?
    - Никто, - ответила Светлана. – Но Ваш муж ближе к истине. Мой отец – не только по матери, но и по отцу. «Судаков» - еврейская фамилия, хотя встречаются и гои… Я не про «Государственный оптический институт» в моём родном Питере.
    Следующим дозвонился молодой человек и поинтересовался:
    - Сколько времени ты в Израиле?
    - Четырнадцать…
    - Тогда понятно, откуда у тебя такой прекрасный иврит!
    - Четырнадцать месяцев, а не лет, как Вы подумали. То есть год и два месяца.
    - Тогда непонятно.
    - До репатриации я два года училась в питерском ульпане «ХалОм» при еврейском культурном центре.
    Дозвонившийся молодой человек воскликнул:
    - Такая девушка – и впрямь «ХалОм»! То есть «Мечта»! У тебя, конечно, есть жених?
    - Ещё нет, но брачные предложения уже не принимаю!

Глава 6

    … Затем состоялись выборы. По их результатам в Кнессет прошли не только Светлана Судакова и Леон Виленский, но и Хана Лившиц. Узнав об этом, Виленский сперва обрадовался, но затем сник. Он вспомнил об обещании, данном Хане.
    - Да ты не кисни! – успокоила коллегу получательница обещания. – Орна самА не верит, что сможет тебе понравиться. Считай, что идёшь не к ней на смотрины, а ко мне на чашку чая.
    … Квартира Ханы располагалась в Бат-Яме (пригород Тель-Авива) в высотном доме на набережной Средиземного моря.
    Хозяйка усадила гостя в комнату и порекомендовала:
    - Почитай прессу. Орна ещё не кончила «чистить пёрышки».
    … Через четверть часа Хана вернулась и сказала:
    - Ну, красавец, пошли… Только перестань дрожать!
    … Виленский открыл дверь и воскликнул:
    - Света?! … Или Орна?!
    - Родители назвали меня «Света», а их… родительница предпочитает ивритский вариант «Орна». («Свет» на иврите - «Ор».) … Здравствуй, Леон! … Или Лёва?
    - Для народа первый вариант, а для своих – второй.
    - А я к какой категории отношусь?
    Тактичная Хана воскликнула:
    - Вопрос, конечно, интересный, но я пойду «поколдую» на кухню.

Глава 7

    Когда она вышла, гость задумчиво проговорил:
    - Не стыкуется!
    - Что? … И с чем?
    - ТО не стыкуется, что твоя бабушка была учительницей Рами Пильпеля (он сам недавно сказал мне об этом по секрету). А ты в стране (как сама же сказала на теледебатах) год и два месяца.
    - Уже год и три месяца, - уточнила собеседница, - но сути это не меняет… Когда моя будущая бабушка Хана репатриировалась в Израиль, её дочь с мужем и с двумя внуками остались в России.
    - «Внуками»? – переспросил Виленский.
    - Я пОсле родилась, - уточнила Света. – Родители и братья до сих пор в Питере.
    … Когда депутат Кнессета Хана Лившиц «наколдовалась» на кухне и вернулась в комнату, она застала двух других депутатов в объятьях друг друга!
    - Насколько я поняла, внученька, - усмехнулась Хана, - ты теперь относишься к категории «своих» и можешь называть этого «КазанОву» «Лёвой»!

Глава 8

    Прошло три месяца, и сбылась мечта бабушкиной внучки – профсоюзный активист повёл её под хупу.
    Молодожёны переехали в квартиру Лёвы в Кфар-Сабе.
    Минуло ещё полгода, и Лёва решился таки на непростой разговор:
    - Любимая! Не буду «строить» из себя «совесть нации», но какие-то крохи этого… обременительного чувства имеются и не дают мне покоя.
    - Не могу не напомнить юридическую мудрость: «Чистосердечное признание облегчает душу и… удлиняет срок!»
    - Ну, это-то мне не грозит! У меня и так пожизненное… чувство к тебе, дорогая!
    - Тогда… валяй!
    - В твои… «пенсионные ряды» затесался «крот» … или «кротиха»! И она передала перед дебатами Хане список твоих вопросов и варианты моих ответов.
    - Не «парься», Лёвушка! … А пиарься! Представь, что под Хану была загримирована я! И передала эти вопросы-ответы… сама себе! А за честность хвалю!
    Лёва посмеялся, но задумался…
    Через час размышлений он подошёл к жене:
    - Радость моя! Хочу опровергнуть твой… автопоклёп! Вот фотография профсоюзных активистов вообще и твоей некогда активной бабушки Ханы в частности. Известно, что форма ушной раковины индивидуальна (как и отпечатки пальцев). Вот это ухо бабушки. А теперь сравним его с ухом внучки…
Вдруг он вскрикнул и впился взглядом в ухо жены.
    Света грустно изрекла:
    - Как говорится, «расколол ты меня, Шерлок!»
    - Значит, бабушка – это ты?!
- Не всегда. Когда ты видел нас обеих, то бабушкой была… бабушка!
    - Но глаза!
    - Контактные линзы.
    - А голос, манера поведения, грим, наконец…
    - Это всё драматический кружок Дворца творчества юных. Готовилась в актрисы, но в конце концов любовь к точным наукам пересилила.
    … Через три месяца у супругов Виленских родился сын. По совету бабушки Ханы (настоящей!) малыша назвали АрьЕ – в честь отца Льва, но на иврите.
                ***