О женитьбе как Жертве

Елена Шувалова
  Мы, конечно, дали маху, сказав, что до поимки Жар-Птицы и до назначения Ивана стремянным отражены в с е основные события жизни А.С. Пушкина, - поскольку здесь нет, можно сказать, главного и рокового события, а именно – его женитьбы.

  Нет, потому что именно этому событию и посвящена вся остальная часть сказки. Сергей Ефимович Шубин, - опять же, - очень верно заметил, - что с «вечерка», на котором рассказана сказка о Царь-Девице, только и начинается н а с т о я щ е е повествование «Конька-Горбунка», - только и начинается с а м а  с к а з к а. И сказка эта – оказывается, - О Царь-Девице…*

  И все эти стаканы и жбаны, взятые со свадебного пира князя Владимира в «Руслане и Людмиле», приготовляют нас к разговору о свадьбе Ивана в конце сказки.

  Но они же и говорят о приготовлении к свадьбе самого Пушкина.

  И здесь нам надо высказать  нашу очень смелую догадку, до которой вполне никто из пушкинистов за почти двести лет не додумался. Потому что не хотелось т а к  д у м а т ь об этой женитьбе, потому что воспринимаем Пушкина «через себя», - а сами никогда бы не пошли на такое…  На такое ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ. Но – нам (вам) и не нужно, поскольку мы с вами – не Пушкины. Не национальные гении России.

  Вопрос: зачем Пушкин женился? И что было бы, если б он не женился? Займёмся последним вопросом. Не женился. Тридцать лет, за тридцать, - а Пушкин – холостой. Что получится? Пушкин по-прежнему ловеласничает, совращает чужих жён, ходит по публичным домам…  Остаётся развратником. И это – русский национальный поэт?!.. Либо, - не совращает чужих жён, не ходит к Софье Остафьевне…  И – что? Пушкин – анахорет? Монах? Как мы его воспримем? По меньшей мере – как чудика…  И это – русский национальный поэт?!.. 

  Ну, возьмём даже третий – самый «мягкий» вариант. Пушкин не общается со м н о г и м и женщинами, он остановился на одной. Допустим, на самой достойной и самой им самим любимой (к тому же, матери его ребёнка), - Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. (Допустим, что Воронцова живёт не в Одессе и за границей, а в Петербурге и в Москве. И что муж, - сам живущий с постоянной любовницей и имеющий от неё дочь, - не против…).  Пушкин, как его Загорецкий, - такой «отец семейства холостой»… Хорошо?  Да нет… Снова как-то – не очень. ..  Для царя Александра Второго (как и для Загорецкого) сойдёт, для русского национального гения, - как-то грязновато… И – для чего же было  очищаться в Арзрумском походе, ловить Жар-Птицу и писать «Рыцаря бедного»?...

   Так вот. Скажем наше мнение о женитьбе Пушкина. Это была прежде всего ЖЕРТВА. Жертва, подобная Христовой. Бог стал человеком. Поэт стал мужем. Даже если не помнить сейчас, к чему на самом деле привела эта женитьба. Просто представить: Поэт, - самодостаточный, как царь и бог одновременно, - вдруг решает поступить «как люди». Унизиться до обывателя,
до с р е д н е г о человека…  Взять на себя все связанные с этим тяготы, - прекрасно себе их представляя…

  Для чего, во имя чего? Для чистого сияния СЛАВЫ РОССИИ. Для того, чтобы иметь право сказать о себе «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Для того, чтобы стать чистым Духом Земли Русской. НАШИМ  ВСЕМ. Чтобы через сто и двести, и триста лет, до нас доходило, - минуя все свидетельства и его самого, и его друзей, и толпы пушкинистов, - «Пушкин был по жизни однолюбом»…**  И – скажем ещё более, - для осуществления Завета. Третьего Завета. Завета Духа. Ибо наш Пушкин и есть Тот, кто осуществил этот Завет. Завет Духа – это Завет Богородицы и России. Именно об этом Завете – сказка «Конёк-Горбунок».

   Юношеская поэма «Руслан и Людмила» была «ещё холодна», поскольку не была оплачена жертвой. Поэт изобразил свою (Руслана – Арслана – Льва-Царя) женитьбу с Россией (Людмилой – Лючией – Светоносной), не влив в неё ещё свою кровь…   Перо Славы было взято авансом.

   В 1834 году Пушкин уже – полноценная жертва. С этого года начинается его Голгофа, которая закончится спустя три года казнью – дуэлью…

   Но готовился он к этой жертве  - с осени 1830…  Со знаменитой Болдинской осени, в которую он в ъ е х а л  Женихом.


Продолжение: http://www.proza.ru/2019/08/30/933

* Сергей Ефимович Шубин. И там я был, и мёд я пил. http://www.proza.ru/2016/03/24/1260

**А. Городницкий.  Урок литературы.