Слово это образ

 Что такое «слово», спросил меня школьник 4 класса. Я ответил мальчику, что возможность сказать слово или произнести мысль в уме есть главное отличие человека от животного.
Автор научных статей о словах И. Беленькая[1] считает: «Мы не знаем, что такое мысль, и как она трансформируется в слова». «Почему же не знаем?» – легкомысленно отвечал я, – «мысли и слова человека определяются его мышлением. Мысли – это слова, созданные человеком, но не произнесённое им вслух».
Своим возражением маститому учёному, я не ответил на вопрос: что такое «слово». Я выразил, считаю, верное утверждение, что мысль и слово понятия тождественные. Об этом речь будет идти далее. Но я сделал утверждение, что слово и мысль есть продукт мышления. Сейчас я так не думаю, я ошибался в своём выводе. Читая библейские тексты, можно прийти к выводу, что слово определяет характеристику сознания человека, которое мы называем «мышление».

             Толкование библейского текста о слове
 
В Библии говорится как Бог создал человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (…) И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:26-27).
Мысль о физическом сопоставлении человека и Бога абсурдна. Достаточно сказать, что человек является животным по строению организма, разделён по половому признаку, и не сильно выделяется от животного своими природными инстинктами. Как можно понять это библейское выражение?

Философ Барух Спиноза писал: «Познание (…) всего почти, что содержится в Писании, должно быть заимствовано только из самого Писания». Правильный смысл приведенного библейского выражения должен быть нам известным из Библии. Мы должны читать текст и понимать текст, а не искать предлоги для его возникновения. Логичным будет предположение, что смысл библейского выражения «по образу Нашему [и] по подобию Нашему» должен быть сообщен нам в Библии, причём в той части, которая предшествует библейскому рассказу о создании Богом человека.

Выскажем предположение, что сообразность человека Богу заключается в наличии у человека некой возможности, некой творческой способности, дарованной ему Богом. Этот дар позволяет человеку создавать образы, идеи и открытия подобно творчеству Бога в создании мира.

Утвердить высказанную догадку позволят ответы на два вопроса.

Первый вопрос. Как можно понимать совершенство (возможность) Бога, сообщенной нам в части Библии, которая предшествует рассказу о создании Богом человека?
Ответ. Бог говорил слова и появлялись в своём развитии и в отношении друг другу составные части природы, материальные вещи: вода, земля, небо.  В Библии написано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие 1:3). В отличие от античной идеи творения мира из первичного вещества, иудаизм и христианство объясняют, что мир сотворен Богом из «ничего» Своим словом.

Вот библейские слова:
«Словом Господа сотворены небеса (…) ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс 32:6, 32:9).
«Все сотворил Бог из ничего» (2 Книга Маккавейская 7:28).
«Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Апостол Павел «К евреям»).
Ислам также объявляет, что мир сотворен Богом Своим словом: «Ведь для всего, что мы желаем есть Слово, сказанное Нами: «Будь! – И вот оно уж есть» (Коран 16, 40).

В Библии ясно показано одно из совершенств Бога: мир создан словом, которое было сказано Богом.

Второй вопрос. Какой дар Бог передал человеку?

Ответ. Автор Торы рассказывает: «И сформировал Господь Б-г человека – прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом» (Берешит 2,7). В конце I века н. э. Тора, написанная на древнееврейском языке, была переведена еврейскими мудрецами на арамейский язык, разговорный язык евреев на Ближнем Востоке. В переводе выражение «стал человек живым существом» звучит «стал человек душой говорящей» (Таргум Онкелос). Еврейские мудрецы ясно говорят, что человек получил дар Бога: возможность говорить слова. Дар Бога людям: принимать слова, создавать слова, произносить слова.

В Библии рассказывается, что Бог призвал человека говорить: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Бытие 2:19-20). Человек своим словом довершил творения Бога, и сдал тем самым экзамен на творчество.

В словах языка «как бы изначально заложен творческий потенциал. Причем каждый акт говорения является творческим процессом, в котором не повторяется уже готовая истина, но рождается новая».[2]

Слово человека – это не вещь (слово Бога есть материя), но творческое действие. Слово человека создаёт в сознании человека образ, воображение. Такое утверждение можно увидеть в библейских словах: «произведением уст своих он насыщается» (Притчи 18:20-21).

Если не сказать слово вслух (или мысль «про себя»), то в сознании человека образ, определяемый этим словом, не появится. Все какие-нибудь образы, воображения, планы с вещами и действиями в человеческом сознании, включая такие, которые называются фантазиями, осуществимы человеком. Достижение цели определяется только в продолжительности во времени метаморфозы образа в сознании, созданного словом, в материальную действительность. Также достижение цели обусловливается способностями и духовными качествами человека. Вся деятельность человека даёт непрерывные, ясно (на примере гениальных людей) видимые примеры этих утверждений.

Слово человека создаёт образ. Слово Бога, так можно уяснить библейский текст, создаёт материю? Понятие «слово Бога» можно представить, связав это соображение с понятием библейской «Премудростью». Она заявляет о себе:
«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
От века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
Когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Книга Притчей Соломоновых 8:22-31).

Можно сделать предположение, что библейское выражение «премудрость» – это творчество Бога, Вселенная, образ мира, непознанное человеком. Как муравей, передвигаясь по футбольному мячу, не понимает отличие характера поверхности шара от футбольного поля. «Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. (…) Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:12-13, 23-28). В свете вышесказанного, надо понимать, что библейская «истинная премудрость» – это тайна для человека образования и существования материального мира. Эта тайна никогда не будет раскрыта, но всегда человек будет её разгадывать. Разум чело-века позволяет избежать катастроф и бедствий.
Слово Бога можно образно сравнить со светом, с помощью которого невидимое и неизвестное «нечто», связанное с Его творчеством («премудростью»), для человека мгновенно делается видимыми эле-ментами материального мира, которые человек непрерывно изучает.
Библейская «премудрость» проникает в сознание человека через сло-во. Слово человек вслух или про себя в уме произносит непрерывно, если он в сознании: «Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание» (Псалтирь 48:4).



                Выводы

1. В Библии есть слово Бога и слово человека. Бог говорит слово (на иврите «давар»), и появляются физические вещи (на иврите «давар»), нечто (на иврите «давар»). Человек говорит слово – это творческое действие создаёт образ, план действия в своём сознании.

2. О слове человека в Библии сказано: «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь – во власти языка» (Книга Притчей Соломоновых 18:20-21). Возможен ли взгляд на слово, как физическое действие человека, как, например, движение руки, которое имеет цель? Можно предположить, что слово человека обладает физическими свойствами, нам не известными.

3. В Библии говорится о решении Бога образовать разные народы и расселить их друг от друга по всей земле. Началась человеческая история: гибель и возникновение народов во времени и на земных пространствах. Знаем о способе решения такой проблемы. Бог, чтобы получить разные народы, смешал у людей не цвет кожи, разрез глаз, формы скул. Он слова в их речи перемешал. В Библии читаем: «На всей земле был один язык и одно наречие. (…) И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык. (…) Сойдем же, и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого» (Бытие 11:1, 6-7). Были смешаны слова одного существующего языка. Люди одни и те же предметы и одни и те же явления стали называть разными словами. Одно и тоже слово стало обозначать разные понятия, и люди стали отделятся друг от друга. А. Потебня[2] считал, что «человек, высновывая из себя язык, тем же актом вплетает себя в его ткань; каждый народ обведен кругом своего языка и выйти из этого круга может, только перешедши в другой». То есть, можно сказать, что народ – это люди, которые говорят думают на одном языке. Слова языка общие для группы людей, определяют этих людей как народ.

4.У людей до строительства вавилонской башни был один язык. После вмешательства Бога в дела людей появилось много новых языков. В этот момент наука под названием «этимология» не родилась. Эта наука родилась, когда языки стали разделятся, языки стали быть не похожими друг на друга, или наоборот, проникать друг в друга. Этимология не является наукой о словообразовании. Эта наука о связи, родстве разных слов одного языка или о родстве, связи слов из разных языков. История слова языка позволяет постигать историю народа, носителя и создателя этого языка.

5. Есть видимая связь слов одного языка и связь слов разных языков (этимология). И есть часто неясная история рождения слова (генезис слова). Всегда будут попытки «проникнуть в словообразование, в эту самую глубокую и загадочную сферу языка». [3] Под словами учёного «загадочная сфера языка» можно понимать неизученные свойства восприятия слова?

6. Человек имеет органы чувств, которые формируют восприятие окружающего мира: зрение (глаза), слух (уши), вкус (язык), обоняние (нос), осязание (кожа), ощущение равновесия, ускорение и веса (вестибулярный аппарат). Человек, вероятно, имеет орган чувств, который воспринимает слова, не как звуковые колебания воздуха (для этого имеется орган слуха), а как некую информацию, объём и значение которой для человека невозможно определить. Возможно, у человека существует такой орган чувств, который принимает слова, может образовывать слова, может выдавать слова вслух (слова) или слова про себя (мысли). Такой «языковый аппарат» человека, возможно, называется «душа».

7. Язык образует мышление. Мышление – это работа мозга, как пищеварение – есть работа желудка. Мышление не может быть древним или современным. Мышление – природное качество человека, является простыми характеристиками его ума (объём, скорость). Мышление может быть быстрым или медленным, это известный факт. Продукт мышления –действия мускулов тела человека.
Выговоренные в уме мысли или произнесённые слова в слух задерживают мышление. Например, мысль «Упадет на меня дерево или не упадет?» или произнесённые вслух эти слова, задерживают мышление, то есть, замедляя решение «что делать» у одного человека на мгновение, а у другого человека на 2-3 секунды. В этом примере показано, что слова или мысли определяют скорость мышление человека. Профессор Исидор Левин сказал: «Влияет ли язык на сознательное мышление, на мировоззрение? Я перестал считать это мистикой. Такое влияние есть».[4]

8. Как через произнесённое слово возникает в сознании человека воображение, образ, идея, план, схема – непонятно. Но природным образом устроено так, что для создания воображения в сознании человека, слово должно быть произнесено вслух или про себя – как мысль. Слово (мысль про себя) вызывает образ, воображение в сознании человека. Сознание – это состояние человека, который понимает, что он существует. Воображение в сознании человека возникает всегда, машинально, когда слово произносится вслух или слово произносится как мысль в уме.

9. Мысль и слово понятия тождественные. Мысли – это слова, не произнесённое человеком вслух. Слова – это мысли, произнесённые человеком вслух. Данное утверждение легко проверить. Ясно, что любую мысль человек проговаривает словами про себя, не в слух. Мысль, если её не выговорить про себя словами, не существует. Если слово, например, название предмета, не произнести вслух или не подумать о этом предмете, то воображение предмета в сознании человека не возникнет. Данное утверждение легко испытать. Невозможно начертить на бумаге что-то, не называя вслух или мысленно предмет (например, квадрат). Пока мысленно или вслух не будет сказано слово «квадрат», то эту геометрическую фигуру вообразить и изобразить невозможною.

10. Родной язык – когда слово автоматически вызывает в воображении образ. Слова чужого языка образ в сознании человека не вызывают.

11. Слова языка есть творчество народа. Он отражает историю совместного проживания разных народов. Толкование слов языка народа – это изучение истории народа.

12.Язык является народной собственностью у человека. Тело его – от родителей, а язык – от его народа. Язык – это способ передачи родителями правил жизни своим детям. Язык – это забор из слов, которым огораживается народ от иноязычных лазутчиков. Язык – это парольные слова, по которым народ узнает своих родичей и оказывает им помощь. Из языка родится человек как личность.
Родина человека – это не страна, где он родился, не государство, в котором он живет, а язык, на котором он говорит и думает.

13. О словах родного языка желательно как можно больше знать, так как «любящие его вкушают от плодов его» (Притчи 18:22).

14. Слово – понятие мистическое. Оно явное свидетельство существования божественной «премудрости», которое звучит в человеческом слове.

-----------------

[1] Инна Беленькая. Статьи. Портал Е. Берковича. Интернет.
[2] Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) – российский языковед, философ. Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, теоретик лингвистики.
[3] Вильгельм фонГумбольдт (1767-1835) – немецкий филолог, философ, языковед.
[4] Исидор Левин. «Еврейские знания начинающим (для иммигрантов из бывшего СССР)». Издательство «Haus der Wissenschaftler e. V.». Гамбург, 2014.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.