Две великие святыни монастыря Бенедиктбойерн

Анатолий Гурьевич Холодюк
Расположенный у подножия Баварских Альп монастырь Бенедиктбойерн является одним из самых старейших и известных в стране. Он был основан в 739–740 гг., и первоначальное его название – Бурон. Многие столетия монастырь славился как крупный духовный центр Баварии: уникальная библиотека монастыря насчитывает свыше двухсот ценных рукописей. Вот уже более 1200 лет здесь хранятся мощи преподобного Венедикта († 543 или 547), которого почитают  Православная церковь (память 14/27 марта) и Католическая. Мощи (лучевую кость правой руки) преподобного Венедикта (Бенедикта) Нурсийского подарил монастырю покровительствовавший Церкви франкский король Карл Великий (742–814) незадолго до провозглашения его в 800 г. императором. Благодаря этой ценной реликвии монашеская обитель Бурон получила широкую известность, а впоследствии и новое именование – Бенедиктбоерн.

Папа Римский Павел VI в 1964 г. провозгласил Венедикта Нурсийского небесным покровителем Европы за влияние, оказанное им и бенедиктинскими монахами на формирование христианской культуры. У католиков день памяти св. Венедикта приходится на 11 июля. В этот день в Бенедиктбоерн прибывают паломники со всей Германии, а также из Австрии, Швейцарии и северной Италии. Специально для мощей преподобного Венедикта мюнхенский мастер Петер Штрайзель в 1794 г. изготовил оригинальный реликварий в форме правой руки святого. Сквозь вмонтированное в серебряный реликварий стекло можно увидеть увитые лентой, украшенной драгоценными камнями мощи святого.

Самое раннее изображение преподобного – в черном монашеском облачении, со списком устава, вдохновляемому, подобно евангелисту, ангелом, – датируется VIII веком. Характерные для католиков иконографические символы преподобного Венедикта – книга, посох, пучок розог, ворон с куском хлеба в клюве, а также треснувший кубок или, как его разновидность, кубок со змеей, который указывает на попытку отравления святого, о чем рассказывается в его житии. Все эти элементы можно увидеть на росписях стен обители Бенедиктбойерн. Венедикт Нурсийский, чье имя в переводе с латинского означает «благословенный», родился около 480 г. вблизи города Нурсия (ныне – итальянский город Норча в области Умбрия) в знатной семье.

У него была сестра-близнец, Схоластика, которая так же, как и брат, посвятила свою жизнь строгой аскезе. В юности Венедикт учился «свободным искусствам» в Риме, но вскоре, оставив учебу, стал вести жизнь подвижника, удалившись в местечко Эффида (Аффила), что в 60 км от Рима. Затем, желая полного уединения, он покинул это место и около 500 г. поселился в пещере в местности Сублак (Субиако), где его поддерживал некий монах Роман из расположенного неподалеку
монастыря, принося время от времени отшельнику скудную пищу. Через три года весть об аскетических подвигах Венедикта распространилась по окрестностям, и монахи монастыря, предположительно – Вик Варрона (Виковаро), пригласили его на должность настоятеля.

Однако случилось так, что через некоторое время монахи, недовольные строгостью настоятеля Венедикта, решили его отравить. Согласно преданию, этому злому намерению чудесным образом не было суждено сбыться: когда Венедикт благословлял чашу с отравленным вином, она треснула и распалась. Узнав о злом умысле монахов, Венедикт покинул монастырь и удалился в пещеру в Сублаке.

Вскоре вокруг него стали собираться  новые ученики и сподвижники. Святой отшельник основал для них 12 небольших общин, определив настоятелей и поместив в каждой из них по 12 монахов. Сам же он стал руководителем всех общин, оставив при себе несколько учеников. Однако по причине чинимых ему одним из пресвитеров соседней церкви козней святой Венедикт покинул Сублак и перебрался в Кампанию, где в 529 г. на горе близ бывшего римского лагеря Кассин основал общежительный монастырь (Монте-Кассино) и стал его настоятелем.

Уклад монашеской жизни в Монте-Кассино получил отражение в написанном святым Венедиктом уставе («Regula Benedikti»), в котором святой собрал и осмыслил аскетический опыт западного и восточного монашества. Святой Венедикт хотел, как он сам о том говорит, создать «школу служения Господу». При составлении своего устава он опирался также на монашеский устав «Правила учителя» («Regula magistri») неизвестного автора. Примеры практического устроения монашеской жизни святой Венедикт находил и в Священном Писании, и в земной жизни Иисуса Христа. Главный акцент в уставе сделан на принципах монашеского общежития как основного средства достижения святости жизни и на добродетелях смирения и послушания.

На Западе среди среди монашествующих широко известны 72 правила устава святого Венедикта. Устав святого Венедикта распространился в монастырях почти по всей Западной Европе и способствовал возникновению особой монашеской общности – католического ордена бенедиктинцев. Рукописный оригинал устава, написанный рукой самого Венедикта, хранился сначала в Монте-Кассино, затем в Риме, позже – в Теано. Но во время пожара в монастыре Теано в 896 году этот оригинал погиб в огне.

Известно, что в 787 г. по приказу франкского короля Карла Великого была сделана копия с рукописи устава. Она была передана в Ахен, но впоследствии бесследно исчезла. В 817 г. монахи монастыря Райхенау на Боденском озере сделали копию устава с ахенского варианта Карла Великого.

За особенное благочестие и подвижничество, бескорыстие и сострадательность, за чудеса, творимые по его молитвам, почитался святой Венедикт еще при жизни. Господь открыл ему многое. Однажды ночью, молясь возле окна, подвижник внезапно увидел великий свет, исходящий с неба, так что самая ночь стала более светлою, нежели день. И казалось подвижнику, что он видит всю вселенную, как будто она вся находилась под одним солнечным лучом. День своей кончины святой предвидел заранее. Отошел он ко Господу через несколько дней после кончины своей сестры Схоластики, 21 марта в 543 или 547 г. По преданию, он был погребен в построенном им монастырском храме во имя Иоанна Крестителя в одной с ней могиле.

Мощи св. Венедикта оставались в монастыре Монте-Кассино до 672 г. После разорения монастыря лангобардами они были перенесены монахами из Галии во Франкское королевство, в монастырь Флориакум (Флёри, ныне – Сен-Бенуа-сюр-Луар). Франкский король Карл Великий получил от галльских монахов в дар часть мощей преподобного Венедикта, которые он позже преподнес монастырю Бурон (Бенедиктбоерн).

Другую часть мощей галльские монахи в 755– 757 гг. возвратили восстановленному монастырю в Монте-Кассино. Те же, что остались в монастыре Флориакум, они сохранили во время нападения норманнов и в 883 г. перенесли их в новую церковь, где мощи св. Венедикта хранились до 1562 г. Они чудом были спасены от захвативших и разграбивших Флёри гугенотов. В 1663 г. мощи поместили в специальный мавзолей. Гробница святого Венедикта в Монте-Кассино, по рассказам монахов из Бенедиктбойерна, полностью была разрушена в годы Второй мировой войны, но мощи в монастырской церкви сохранились.

Монастырь был восстановлен после войны итальянским правительством и вновь освящен в 1964 г. Почитание преподобного Венедикта как законодателя и реформатора западного монашества широко распространено в Баварии.

Издавна среди паломников, прибывающих на поклонение святым мощам в Бенедиктбойерн, бытует убеждение, что отсюда надо обязательно уехать на родину с копией «бенедиктен-пфеннига». Это монета, специально, выпускавшаяся монастырем Бенедиктбоерн для паломников с XVII века. На ней было отчеканено рельефное изображение преподобного Венедикта в ореоле латинских букв, составляющих «круговую легенду». В сокращенном виде она содержала «формулу» благословения святого Венедикта, упреждавшего искушение от нечистого и совершение греха.

Буквы «V. R. S. N. S. M. V. S. M. Q. L. I. V. B» расшифровывались как «Vade Retro Satana Nunguam Suade Mihi Vana: Sunt Mala Quae Libas Ipse Venena Bibas» («Изыди от меня ты, сатана, и прелестью не искушай в грех: дурное подаешь ты мне вино; отраву выпить ту тебе будет суждено»). «Бенедиктен-пфенниги» пользовались большой популярностью у жителей Баварии, Австрии и Швейцарии.

В Бенедиктбойерн паломников привлекает и бюст-реликварий с мощами великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящийся в часовне Св. Анастасии, расположенной в северной части монастырского храма. По преданию, ее строительству предшествовало так называемое Кохельзеерское чудо. Оно связано с военными событиями 1704 г. Монастырские записи свидетельствуют, что по молитвам баварских монахов и сельских жителей у мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы чудом уцелели монастырь и его постройки, а также несколько баварских деревень, находившиеся в районе озера Кохельзе, где велись боевые действия. Великомученицу Анастасию Узорешительницу жители Баварии стали называть своей защитницей и покровительницей, а в благодарность за ее заступничество перед Богом воздвигли в ее честь красивую часовню
и изготовили для  мощей драгоценный бюст-реликварий.

Часовня  в форме эллипса построена в 1751–1755 гг. архитектором И.-М. Фишером. Ее интерьер богато декорирован лепниной и живописными панно. Европейские искусствоведы за изящные пропорции и декоративность скульптур и живописи считают часовню «жемчужиной стиля рококо». Реликварий с мощами ( фрагментом лобной части) святой Анастасии Узорешительницы хранится в алтарной части капеллы. Монастырские записи, сделанные на латыни, свидетельствуют, что мощи были подарены неизвестным монахом, доставившим их в 1035 г. в Бенедиктбойерн из Италии. В монастыре неохотно вспоминают о том, что эти мощи были тайно похищены из храма Святой Марии в Органо, что в городе Верона.

Реликварий в виде бюста изготовлен в 1725 г. из серебра и золота и украшен драгоценными камнями. Это своего рода скульптурное изображение святой Анастасии, чью главу  украшает золотая корона с жемчугом. Бюст-реликварий представляет собой уникальный образец немецкого ювелирного искусства середины XVIII века.

Имя Анастасия в переводе с греческого означает «воскресение», и поэтому в народных преданиях оно является олицетворением воскресного дня. Этим именем названы три святые: Анастасия Римляныня (называемая Старшей, III в., память 29 октября, 30 октября), Анастасия Узорешительница (называемая Младшей, † ок. 304, память 22 декабря) и Анастасия Патрикия, известная как отшельница Александрийская († ок. 567/568, память 10 марта). Анастасия Патрикия происходила из знатного византийского семейства и славилась благочестием. Ее красоту заметил император Юстиниан I. Чтобы скрыться от любовных преследований и интриг императорского двора, Анастасия тайно покинула Константинополь. Она подвизалась сначала в Александрийском монастыре, а позже – в отдаленной пещере, где под именем евнуха Анастасия провела многие годы в молитве и умерщвлении плоти. После смерти «евнуха Анастасия» авва Даниил открыл его подлинное имя и поведал миру историю жизни святой Анастасии.

Что же касается житий двух других святых Анастасий – Старшей и Младшей, то известно, что в ряде древних агиографических памятников сведения о жизни и подвигах Анастасии Римляныни (Старшей) и Анастасии Узорешительницы (Младшей) четко не разделяются, что приводит к трудностям с идентификацией их мощей, изображений на иконах и посвящением им храмов.

Сохранились данные о том, что в 1200 г. Антоний Новгородский видел в Константинополе мощи обеих святых Анастасий – Старшей и Младшей. Часто вместо жития Анастасии Римляныни приводится житие Анастасии Узорешительницы и, наоборот, мученичества Анастасии Старшей включаются в жития Анастасии Младшей. Наблюдается и сближение иконографий обеих святых мучениц. Обычно святая Анастасия Римляныня изображается в монашеском облачении, с крестом и пальмовой ветвью в руках, а Анастасия Узорешительница – в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и с маленьким сосудом лечебного масла в левой. Но встречаются и иконы, где изображен только лик и подпись «святая Анастасия», без указаний, какая именно, и без характерных для образов каждой из мучениц деталей.

Анастасия Римляныня происходила из знатной римской семьи. В трехлетнем возрасте она осталась сиротой, и ее взяла на воспитание христианская женская община, возглавляемая старицей Софией. В 20 лет ее хотели выдать замуж, но она исповедовала Христа, за что ее жестоко пытали, подвергли колесованию, рвали железными крюками, отрубили конечности, а затем усекли главу мечом.

Два кратких жития этой святой рассказывают о ее казни, произошедшей в годы правления императоров Деция (249–251) или Валериана (253–260). Пространные жития о святой Анастасии Римляныни написаны в Греции, одно их которых, а именно Симеона Метафраста сообщает, что ее мученическая кончина произошла во времена правления императора Диолектиана (284–305). В царствование того же жестокого Диолектиана пострадала (в 290 или 304 гг.) и великомученица Анастасия Узорешительница (Младшая), что, по всей вероятности, и привело к смешению житий.

Cогласно русской традиции, святая Анастасия названа Узорешительницей за то, что облегчала, или «разрешала», страдания узников-христиан. Греки называют эту святую Фармаколитрией, то есть Целительницей. Один греческий автор сообщает, что когда-то храм Анастасии Узорешительницы в Константинополе был построен на месте дома некоего Фармака, что якобы и послужило поводом для ее именования Фармаколитрией.

Согласно другому житию (преподобного Андрея Юродивого), при храме Анастасии Узорешительницы когда-то была лечебница для душевнобольных.

Ныне наиболее известно житие Анастасии Узорешительницы, подготовленное в конце Х века Симеоном Метафрастом. В нем повествуется, что Анастасия была дочерью знатных римских жителей Фавсты и Протекстата (Претекстата). Мать-христианка Фавста отдала дочь на воспитание святому Хрисогону, укрепившему Анастасию в христианской вере. После смерти матери ее выдали замуж за одного язычника, но она хранила в замужестве девство, ссылаясь на неизлечимую болезнь. Она тайно посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами. Узнав об этом, муж стал притеснять ее, а после смерти ее отца решил завладеть ее наследством. По дороге в Персию, куда его отправили с посольством, он погиб в море при кораблекрушении. Анастасия Узорешительница после смерти мужа отправилась странствовать, употребляя свое имущество на нужды томящихся в тюрьмах христиан. Узнав из видения об аресте и будущей мученической кончине Агапии, Хионии и Ирины (память 16 апреля), Анастасия Узорешительница укрепляла их дух. Своими рыданиями в темнице, где она узнала о казни всех христиан, она выдала свою приверженность христианской вере. Анастасию Узорешительницу отправили к императору, принуждавшему ее отказаться от веры в Христа. Ей предложили выбор между богатством и пытками, и, когда она выбрала последние, вновь стали уговаривать отвернуться от своей веры. Верховный жрец Ульпиан (Ульшан) возжелал осквернить «чистую голубицу Христову», однако когда нечестивец хотел прикоснуться к Анастасии, то был наказан слепотой, после которой последовала смерть. Оставшись на свободе, святая поселилась у знакомой христианки Феодотии, но ее муж-язычник обрек жену и детей на мученическую смерть, отправив Анастасию Узорешительницу в темницу.

Здесь святая подвергалась дважды по 30 дней голоду, но оставалась живой и невредимой. Вместе с другими узниками ее решили утопить на корабле, днище которого было специально продырявлено. Когда корабль уже должен был погрузиться в воды, внезапно все увидели на нем святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу. Но все 120 христиан, спасшиеся таким чудесным образом, были казнены по приказу игемона. Анастасия Узорешительница приняла жестокую мученическую смерть: ее тело растянули между четырьями столбами, а потом сожгли.

Далее в житии говорится: «Честное же тело ее, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивой женою Аполлинарией, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великой почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь на защиту и спасение городу во славу Христа Бога нашего…»

По Иеронимову мартирологу, Анастасия Узорешительница погибла в городе Сирмий, который называется сегодня Сремска Митровица и находится в Сербии. По Римскому мартирологу, она пострадала в Риме, по мартирологу Беды Достопочтенного, – на итальянском острове Пальмария. Время, место и обстоятельства кончины святой в этих источниках иные, чем в житии Симеона Метафраста, из-за смешения Анастасии Узорешительницы (Младшей) и мученицы из Рима – Анастасии Римляныни (Старшей). По римскому преданию, храм во имя святой был в Риме уже в IV веке. По византийскому преданию, в Константинополе храм этой мученицы существовал с конца IV века, а после его перестройки в 458 году в него были перенесены мощи великомученицы Анастасии Узорешительницы из Сирмия. Остается неизвестным, когда и каким образом фрагменты мощей Анастасии Узорешительницы попали из Константинополя в Верону, откуда они были доставлены в Баварию. Великомученица Анастасия Узорешительница и ее подвиги глубоко почитают верующие христиане Западной Европы. С благодарностью и молитвой поклоняются они святой Анастасии, врачующей духовные и телесные раны.
Особую помощь святая оказывает нервнобольным  и  страдающим головными болями людям.

Монахам Бенедиктбойерна известно о  миссии «Святая Анастасия – надежда на мир» (1995 г.) , когда в космосе на российской орбитальной станции «Мир» побывали две иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католическую традиции, символизируя общность корней христиан Востока и Запада.

(Из книги А.Г. Холодюка " Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга. – Киев : АДЕФ -Украина, 2015).