11. Искушение гордыней

Сергей Михальчук
Иллюстрация: Не собирайте себе сокровищ на земле.
 
«Искушение Иисуса Христа в пустыне»

(Антропологические аспекты аскетики Евангелия)

IV. 5. 2. Искушение духа гордыней.

[4.5] И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной в
мгновение времени.
[4.6] И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её.
[4.7] Итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё.
[4.8] Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня [следуй за Мной], сатана; написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи.
Итак, здесь мы находим то, второе первичное понятие - дух, духовная сфера человеческого существования. На нём, вместе с «плотью», плотской сферой существования человека, основывается Человеческое Бытие, как бытие личного, телесно-духовного, разумного существа.[28]

В модусе человеческого бытия, существующем в окружающей нас реальности - это бытие не личное, а личностное, реализующее себя к осуществлению богоподобия своего лица, имея своим источником свой природный потенциал как воипостазированной сущности.

Здесь проходит второй и последний рубеж обороны в войне лица или личности с вольным грехом - с вольными грехами духа. Это поле осуществления свободы личной воли человека. Если в случае с «плотью» личную волю человека испытывала внешняя среда, то искушение духа заключаются в том, что «дух» испытывают те привычки, которые формируют то, как человек осознаёт сам себя (самосознание), каким он сам себя воспринимает (самовосприятие). Дух человека искушается его внутренним духовным миром. Образно говоря - это борьба за то, кто, чей образ, какой дух, будет отображать лицо-личность в духе человека - зеркале Духа, в первую очередь, а не зеркале мира! Дух Бога или дух диавола.
Это определяет, кого возлюбит человек, а кого возненавидит; каким он будет воспринимать окружающий мир и свою плоть; кто будет командовать плотью человека. Кто будет определять его поступки (действия) и его нравственность (совесть). Поэтому диавол, потерпев неудачу с искушением плоти Иисуса, приступил к Его духу, пытаясь оторвать его от любви Отца, от «неба», от божества, желающего присутствовать в нём.
Чем же побеждается любовь? Та, воистину божественная, любовь, которая, как свидетельствует апостол Павел, - живёт лишь тем, кого любит, совершенно забывая о себе. Она, не побеждается, конечно же, от неё отворачиваются, закрываются, помышлениями о себе, - о себе в первую очередь! То есть, проявляя гордыню.
Гордыня - это основополагающий и всеобъемлющий вольный грех духа, из которого вырастают все вольные духовные греховные страсти. Так же, как из вольного пресыщения чрева, вырастают все остальные вольные прегрешения плоти, в соединении с духовными страстями формирующие «привычествующий» облик души. Вспомним пословицу: «Посеял поступок, пожал привычку … характер … судьбу».
Но повторение того, что уже было когда-то в Раю, не получилось. Адам 2-ой не захотел, вероятно, потому что был лицом нетварным, Лицом Бога Сына, чтобы его человеческий дух, - духовное зеркало, отражающее в себе нетварный божественный Первообраз, стало отражать тварный дух диавола, и не поклонился ему, сказав: - «Следуй за Мной, но не впереди, ибо не ты решаешь чему быть, а моя любовь, которая во мне!»[29]

[29] Духовная сфера Спасителя содержалась Святым Духом, единосущным ему по его божеству, и благодать Духа удерживалась в нём тем, что его человеческая воля действовала во всём согласно с его божественной волей, остававшейся в единстве и согласии любви с волей Отца и волей Духа.

Диавол вновь потерпел неудачу, но у него осталась одна, последняя попытка. Он приступил к душе Иисуса Христа.