Воскресение

Карпачёв Леонид
Школа, большая перемена. Вот я и выпускник. За окном звенит весна. Одноклассники уже не затевают шумных игр, все как-то вдруг повзрослели. Теперь всё больше разговоров, кто куда пойдёт учиться или  работать. А я вот не определился, хотя  выпускные экзамены на носу. Но время еще есть.

Встревоженное лицо нашей классной, -  Клавдии Фёдоровны,  я заметил издали и понял: что-то случилось.
-  Лёня, беги  срочно  домой. Твоя бабушка  умерла….

Учительница что-то еще говорила о том, что зайдет к нам после уроков обсудить,
чем  школа  сможет  помочь, но  ее слова доносились теперь глухо, как из-под земли.

Домой я дошёл уже не помню,  как. В голове крутились мысли, которые требовали немедленного решения:  как сообщить родителям, живущим в пятнадцати километрах от нас?  Что делать, с чего начать?  Решил обратиться за помощью к соседям. 
Но опоздал.

В доме  уже вовсю суетились  люди   с озабоченными лицами. Переставляли  мебель. На кухонной плите   что-то шипело и булькало. Пахло жареным мясом  и чесноком. В  дальней комнате стоял  на столе гроб, обитый фиолетовой материей, а в нём лежала моя бабушка Настя.
- Когда всё успели?
-  Это подружка ее,  Назаровна,  отдала свой гроб. Ей он пока что без ненадобности,   – сказал сосед, деловито пробегая мимо с табуретом в руках.

С дрожащими руками я молча сел у изголовья.  Все деликатно вышли из комнаты, закрыв за собой дверь. На лице бабушки застыла еле заметная ухмылка. Она словно заснула на минутку между двумя важными событиями: накормить скотину и  перекопать огород...  Сколько я  просидел,  не помню, только мне вдруг показалось, что колыхнулось покрывало на груди у бабушки, как будто сжались ее натруженные руки.
Я замер.

Бабушка открыла глаза и села, кряхтя:
- Лёнька, чего это за развлечение тут у вас, а?  Кто это удумал?
- Ты удумала, баб.   Вроде, как  умерла,  и все тебя собираются  хоронить,  -  произнёс я  одеревеневшим языком.
- Ну, и дураки. Не дождутся. Помоги-ка выбраться из этого корыта, - бабушка  вцепилась узловатыми пальцами в края гроба, будто в лодке причаливала к берегу.

Я помог ей слезть на пол, и  мы вместе,   закрыв гроб крышкой,  задвинули его в конец комнаты.
Бабушка ехидно рассмеялась:
- Эту домовину  мы вскладчину с Назаровной покупали. Хранили у неё в сарае, все думали, кому первой повезет? Старая, небось,  на радостях, что не ей достался,  на  своём горбу притащила, да?
- Не знаю. Она там на кухне,  что-то готовит.
- Да слышу-слышу. Кое-кто, небось, уже и помянул.  Вон  как на радостях разговорились. Только, что песни не поют. 

Я хотел ответить, но прикусил язык. Бабушка  была та еще язва. Ни одного соседа не пропустит, чтобы не подковырнуть едкой издевкой.  Все к этому привыкли и не обижались. Мне казалось, что она ругается как-то не всерьёз. Добрая она была по природе, но, видно стеснялась своей доброты и пряталась за ширму  грубоватого острословия.  Люди все  понимали и прощали

- Настухе  досталось  лиха в жизни,  -  поговаривали соседи. Так оно и было
Мой дед Федор умер рано, оставив жену с тремя малолетними детьми.  Вырастила всех одна.  Пришла война и забрала сыновей. Осталась только дочь, моя мама. А теперь вот еще забота:  мы – непослушные  внуки, из которых я старший.
- Ленька, принеси веник  с кухни, надо подмести. Ишь, как наследили, - бабушка привычно командовала, а я робел.
- Баб, неудобно мне как то. Они поминают, а ты жива. Вдруг кто чего спросит и сразу в обморок упадет?
- Ты что,  мне предлагаешь в гроб снова лечь, чтобы всем было удобно? Не дождётесь.
-Тогда давай вместе выйдем,  и соседи   обрадуются. Да и деньги, которые  собрали, нужно вернуть. 
- Деньги? А ну, дай их сюды.
- Вот. Это тебе на…
Слово «похороны»  я не смог выговорить.
- Мне, говоришь,  собирали?  Мне и отдай. Следующий раз подумают, как живого человека хоронить.
- Но они не знали
- Все равно.  Наследили, намусорили, убыток хозяйству нанесли. Я ещё пересчитаю курей,  как уйдут. Чую, не все отсутствующие в нашу кастрюлю попали, кто и в чужую.

В дверь заглянула Назаровна:
- Лёнька,  ты с кем тут разговариваешь?
Увидев  подружку, закатила глаза и медленно опустилась на пол.
- Ну, что я говорила? Слабачка. Пущай забирает свой гроб. У меня тут не похоронный магазин.

Ошарашенные соседи подняли  Назаровну, забрали гроб и молча,  с виноватым видом немедленно  исчезли со двора. Бабушка,   сердито ворча, начала наводить порядок.
- Лёнька, покорми курей, а то ненароком с голода подохнут.  Да не стой истуканом. Делай что-нибудь.
- Уже иду.

Дверь открылась. На пороге со скорбным видом стояла моя классная в черном платье. Я опустил глаза и выскочил во двор. Пусть бабушка объясняется, а мне некогда…

Тут что-то острое впилось в бок.
Проснулся. Кот Мусёк уперся в меня лапами и урчал, намекая на рыбалку. Значит, пора вставать. Время готовить завтрак  внуку и будить его в школу.