Сюжетная картина. Бытовой жанр

Ольга Азарова 3
Ведущее место в сюжетной живописи занимают картины посвященные разным сторонам повседневной жизни. Эту живопись называют бытовым жанром, иногда, просто жанровой.
  По разному воспринимали и отражали жизнь художники-бытописатели, различными художественными приемами раскрывали они содержание своих картин.
  Рассмотрим подробнее в рамках данной темы картину Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), "На пашне. Весна", написанную в 1820- е годы. Сюжетный мотив очень прост. Обычная сцена из крестьянской жизни. По вспаханному полю женщина ведет под уздцы лошадей, тянущих борону. Но не сам трудовой процесс останавливает наше внимание. Нас захватывает простая красота русской весенней природы, очаровывает стройная фигура крестьянки в нарядном сарафане и кокошнике, легко и плавно ступающей по рыхлой земле. Ее одухотворенное лицо. Этот образ может быть сравним, а порой и очень напоминает его, только с Секстинской мадонной Рафаэля. И это не случайно - перед нами не просто бытовая сценка, не рассказ о труде, а образ пробуждения природы, который в сознании художника ассоциируется с полевыми крестьянскими работами.
  Немного описания: поле кажется огромным, уходящим в бесконечность. Немногие детали - ребенок, сидящий на земле, выкорчеванный пень, обломок засохшего дерева, крошечные фигурки работающих крестьян у линии горизонта - отмечают перспективные планы, глубину пространства. Огромным, бескрайним воспринимается и небо, занимающее большую часть холста. Оно дает ощущение простора и воздуха. На нем изображены в перспективе, а потому не стоящие, а плывущие, слегка окрашенные ровным розоватым светом облака. Сквозь четко прорисованную нежную зелень молодых березок просвечивает небо. Фигура крестьянки благодаря низкому горизонту прорисована наполовину на фоне неба и потому становится особенно величавой. Живописец еще более подчеркнул ее значительность, сделав несоразмерно высокой по сравнению с лошадьми. Природа и человек здесь полноправны, они прекрасны в своей естественности и простоте, и между ними царит согласие. Еще это можно трактовать мистически, будто сама красавица Весна явилась людям в образе величественной крестьянки, идет по оттаявшим от снега полям, ведет за собой лошадей, прокладывая путь краснощекому лету! Каждый может понять этот образ по своему, так как у талантливого произведения нет границ для восприятия, оно всегда будет рождать новые трактовки и видения.
  Венецианов был первым художником, обратившимся к крестьянской теме. Он видел физическую и духовную красоту русского народа, ощутил поэзию крестьянского труда, так неразрывно связанного с жизнью природы. Очевидно, поэтому и пейзаж с его нежными светлыми красками, рождающими радостное чувство, и весенние полевые работый слились у Венецианова в единый поэтический образ, а молодая крестьянка стала олицетворением самой Весны.
  В картине Венецианова ничего не происходит, нет активного действия, ни о чем, по существу, не рассказывается. И тем не менее, мы можем долго смотреть на нее, любуясь безмятежной весенней чистотой пейзажа, величавой и естествееной красотой крестьянки, пластикой ее движения, то есть можем долго созерцать картину. Именно созерцательность и поэтичность лежат в основе художественного образа, так называемого венециановского жанра.