Иван Платовняк. Духовность, религия и культура

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДУХОВНОСТЬ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Иван Платовняк

Автор католик (Словения - Польша)

Вступление

Слушая ежедневные сообщения различных СМИ, нельзя проигнорировать новости о культурных событиях. Однако новости о культуре часто ограничиваются различными событиями, игнорируя культуру, которая отмечает повседневную жизнь каждого человека, сообщества и нации. На первый взгляд кажется, что культура создается лишь артистами и художниками. Тем не менее, часто упускают из виду, что культура формируется каждым человеком, включая религию, к которой принадлежит человек, и духовность, которой он живет.
С этой точки зрения мы хотим выдвинуть тезис о том, что культура, религия и ритуалы взаимосвязаны, переплетены и взаимодействуют друг с другом. После краткого разъяснения основных понятий мы сначала покажем, как духовность является плодом религии и / или культуры. Тогда уже можно будет понять влияние духовности на религию и культуру. В конце мы также хотели бы показать возможности христианской духовности, способной удовлетворить нужду человечества нашего времени жить в диалоге и солидарности при построении отношений между всеми людьми и всем творением.

1. Краткое разъяснение основных понятий

 На объективном уровне религия обычно предполагает религиозное учреждение, которое связывает человека со сверхъестественным или священным через определенную систему убеждений, мировоззрений, практик, текстов, вероучения и этики. На субъективном уровне религия означает веру, то есть личное отношение к священным смыслам через различные способы поклонения священному и жизни в соответствии с ним. На этом уровне мы можем видеть связь религии с духовностью, насколько она относится просто к личным убеждениям и жизни. Эти два уровня должны дополняться, но иногда они противостоят или исключают  друг друга (1). С точки зрения общественных наук, религия как система убеждений и практики - это плод культуры. Но с ее собственной точки зрения, сама религия основана на откровении, позднее облекшимся в исторические и культурные формы, а иногда и скрытом за ними (2). 
Слово духовность впервые было использовано в христианстве. На основании Библии, особенно учения Павла (например 1 Кор.2.14-15) духовность - это жизнь в Духе Божием и через Него. Однако использование слова «духовность» сегодня часто очень расплывчато. Многие люди понимают «духовность» или «духовное» в чисто дуалистическом смысле, как что-то, противоположное веществу, материи или физическому миру. Сегодня многие предпочитают использовать термин «духовность», а не «религия», поскольку первая шире, менее конкретна и менее связана с учреждениями. Другие считают, что духовность - это реальный центр религии, который характеризуется, в частности, мистическим опытом (3).
Несмотря на то, что трудно определить слово «духовность» точно, потому что в работах различных духовных авторов и учителей оно все больше отделяется от религиозных традиций, по сути это слово относится к наиболее глубоким ценностям и взглядам на жизнь, согласно которым люди хотят жить. Оно предполагает поиск чего-то, что может помочь человеку достичь полноты своей жизни, найти ответы на свои умственные вопросы и найти смысл своей жизни, и осознать  во всей полноте свои возможности (4).
 Слово "культура" также имеет несколько значений. В целом оно означает все, что люди используют для совершенствования и развития своих разнообразных способностей духа и тела (5). В широком смысле это образ жизни человека. В описании культуры, следующие аспекты являются основополагающими:
1. Культура - это человеческое творение и горизонт, и это воплощение нашей  свободы и трансцендентности (духовности).
2. Культура наследуема; в  то же время она меняется и адаптируется к различным моментам истории и разным средам.
3. Культура включает в себя весь образ жизни и влияет на всех людей;  это источник их идентичности. Следовательно, она также имеет большое влияние на качество и тон религии и духовности.
4. Культура передает и выражает значения, убеждения, видения жизни, ценности, правила поведения, привычки и традиции.
5. Культура часто воплощается в институтах и системах таким образом, что помогает служить им или их символам.
6. Культура стремится быть сохраненной в будущих поколениях. Проблема возникает, когда общество быстро меняется.
7. Исторически культуры в основном были основаны на разных религиях; поэтому центральное ядро сегодняшнего культурного кризиса - это раскол между культурой и религией, который продолжается почти два века (6).
Таким образом, культура пронизывает все измерения человека и общества, в котором  мы живем. Она также пронизывает религию и духовность. В то же время, человек и общество формируют культуру вместе с религией, к которой они принадлежат, и духовность, которой они живут и практикуют ее. Таким образом, мы не можем понять культуру религию без духовности и наоборот. Все три явления переплетены, взаимно дополняются или мешают друг другу. Ни одна из этих реальностей не может быть полностью нейтральной по отношению к другой.

2. Духовность: плод религии и / или культуры

Почти каждая духовность в истории человечества была связана с определенной религией и выражала в ее рамках свой субъективный уровень, то есть живую веру. В особенности в Европе духовность, под влиянием модерна, секуляризации и постмодернизма все больше отделяется от своих религиозных корней, особенно от теологии и обрядности христианской традиции. Таким образом, духовность стала своего рода универсальным ключевым словом для поиска направления и смысла жизни, в частности во времена личного и общественного кризиса. В современном светском обществе духовность была «открыта» как утраченное или, по крайней мере, скрытое измерение в огромном материалистическом и потребительском мире (7).
Современный акцент на духовности имеет свои корни в западной культуре, в которой субъект все больше находится на переднем крае индивидуальности. Большое внимание уделяется личностному развитию, важности человеческого достоинства и различным психологическим школам и методам лечения. Таким образом появляются различные духовности, которые не имеют отношения к религии и не соединяют человека с трансцендентным.  Скорее они основаны на философии, психологии, теории пола, эстетике и т. д. (8).
Во многих альтернативных духовных культурах постмодернистской эпохи духовность - это прежде всего пробуждение людей в вечное измерение их жизни. Многие, что были хронически разочарованы и далеки от религиозной практики, начинают заново узнавать тайны внутренней жизни и богатство и проблемы невидимого мира, ступив на путь духовности. Потеряв древнюю тесную связь с природой и почти не имея связи с религиями, человек становится бездомным существом. Это одна из главных причин отчаяния и легкомыслия (9). С одной стороны, это своего рода признак разочарования по поводу нынешних религий и культур. С другой стороны, это именно тот стимул, который им нужен, чтобы больше прислушаться к потребностям нынешнего человека и позволить им выйти на передний план.
Всякая духовность культурно обусловлена или зависит от конкретной культуры как отражающей особенности антропологического, социологического или общесоциального периода, и особенно преобладающей религии определенной эпохи. Следовательно, личные выражения духовности подчиняются потребностям определенного времени и адаптируются к нему и, следовательно, к культурным проявлениям определенных кругов людей.  Культура сопровождает весь образ жизни сообщества. Духовность - не исключение в этом процессе. Таким образом, можно понять, как духовность адаптируется к потребностям окружающей среды в определенный исторический период. В то же время она выражает ее«требования», которые в какой-то момент наиболее подходят для человека, который хочет жить жизнью более полной, бесконечной, духовной, счастливой. Можно сказать, что культура является своего рода платформой или основой для духовного выражения человека в определенный момент его жизни (10).
Постмодернистская культура поощряла развитие философской духовности, которая побуждает человека жить в радикальных вопросах и постоянных поисках понимания основных человеческих проблем. Ничто в мире не является самоочевидным. Религия и ее духовность также поощряется быть открытой для фундаментальных вопросов, а не к тому, чтобы отказываться от них в пользу простоты, устойчивости и очевидности, которые она предлагает верующим. Именно на этом этапе можно наблюдать различие между религиозной принадлежностью и духовностью: "Мы можем иметь дело с религиозностью - с точки зрения принадлежности и религии - без восприятия подлинного смысла ритуала. Последний работает, когда верный человек способен радикально задавать вопросы и искренне готов к постоянному обращению самого себя" (11).

3. Влияние духовности на культуру и религию

Культура представляет собой «фундаментальное измерение духа, который ставит людей в отношения друг с другом и объединяет их, используя их наиболее глубокие черты, характеризующие их человечность" (12). Таким образом, культура является отражением человеческого внутреннего чувства и действия на данный момент. С одной стороны, культура хранит прошлое, но в то же время культура меняется и адаптируется, так что она может быть реализована в определенные моменты или периоды времени в истории. Культура - это духовный опыт. В рамках Для каждой культуры выделяются великие духовные движения, а в ходе ее истории важными показателями являются различные проявления духовных переживаний.
Говоря о духовности и ее влиянии на религию и культуру,  следует подчеркнуть, что в духовности всегда переплетаются три измерения (13). Мы убеждены,  что этот факт также может быть использован для лучшего понимания влияния духовности на религию и культуру, а также их взаимосвязи. Так же, как эти три измерения духовности взаимозависимы и каждый из них незаменим, ритуал, религия и культура также взаимозависимы и незаменимы.
1. Есть личностно-опытное измерение духовности. Без этого духовность не может быть личной и живой верой, когда речь идет о религиозной духовности (ибо она живет в определенной религии и культуре, а также влияет на них).
2. Есть также общественное измерение духовности. Каждый человек может стать тем, кем он действительно является, только в личностных отношениях с другими людьми и в определенном сообществе - что только и может привести к участию в определенной религии, а также в культуре. На этом уровне плоды духовности также могут быть признаны в жизни людей как влияющие на религию и культуру.
3. Есть рефлексивное или академическое измерение духовности, которое в самом широком смысле может означать любое личное и общественное отражение живой духовности и его формулировку и, в более узком смысле, систематическое, сравнительное и критическое исследование духовных переживаний и учений, которые произошли от них. Религия и культура прямо или косвенно находятся под влиянием этого уровня духовности и в то же время сами влияют на него.
 Если какое-либо из этих измерений духовности терпит неудачу, духовность может быстро сжаться в то или иное измерение и больше не может выполнять свою миссию. То же самое применимо к измерения духовности, религии и культуры в жизни каждого человека или общины. Если один из этих трех уровней не удается или жизнь и действие человека сжимается только до одного из них, человек или сообщество больше не могут жить полноценной жизнью и исполнять свою миссию (14). Все три необходимы, чтобы позволить друг другу ритм, который придает истинный пульс каждого человека и общества, чтобы последние могли стать более гуманными и жить своей жизнью и миссией в целостности, которую каждый желает (15).

4. Вывод

 На основании предыдущих исследований можно подтвердить, что существует не только связь между духовностью, религией и культурой, но также то, что они оказывают значительное влияние друг на друга. Духовность создана в религиях и всегда несет в себе отражение культуры, в которой она появилась. Конечно, духовность, которая возникает в определенный период, также влияет на характерный путь религии и культуры своего времени. Великий духовный голод в современной постмодернистской западной культуре является признаком эпохи, когда все религии начнут искать и развивать духовные формы, которые смогут удовлетворить потребности современного человека, различных общин и культур. Католическая Церковь также призвана вспомнить сокровища духовности, которую она несет в себе, которая может удовлетворить потребности сегодняшнего человека в постмодернистские времена, если только Церковь желает наблюдать эти знамения  времени и реагировать на нынешние потребности человечества и мира (16).
Галлахер в своем кратком  представлении основных чувств постмодернистского человека, использует простой способ показать, как эти чувства побуждают христиан становиться более осведомленными о более или менее забытых измерениях их веры и позволяют им выйти на первый план. Обновленная христианская духовность может ответить на постмодернистское недоверие к рационализму своим апофатическим и релятивным богословием. Постмодернистское внимание к женщинам и экологии может найти ответ в христианском холизме. Поиски постматериалистического качества жизни могут быть встречены альтернативным путем цельной жизни, следующей за Евангелием. Желание вернуться к духовной жизни не позволяет пренебрегать созерцательными измерениями молитвы и пути к глубине, которая должна сочетаться с библейской сложностью и конкретностью. На постмодернистское чувство одиночества можно ответить, предложив конкретное сообщество братства / сестричества во Христе. Ответ на постмодернистское разочарование по поводу утопий может быть конкретным состраданием к каждому человеку, особенно к самым бедным, вместе с социальной солидарностью (17).
Христианская духовность призвана стать еще более важной связью между религией, которая всегда находится под угрозой превращения только в внешнюю религиозную принадлежность, и культурой в жизни большинства людей. Это будет возможно, только если в ней будут всегда подчеркиваться три важнейших измерения.
1. Личный и общий опыт жизни в религии; он означает на переднем плане скорее веру, как ответ   Троичному Богу, нежели просто  учение, важность личной и общей рефлексии и взаимного обмена опытом.
2. Рост в созерцательной и деятельной, ответственной любви к каждому человеку, к любой общине, народу и всему творению.
3. Практические духовные навыки, которые помогают развивать личные сознательные отношения с тринитарным Богом через различные формы и способы личной и общей молитвы и празднование таинств.
Такая духовность может навести мосты между постоянным присутствием Бога и нашей самоотверженной любовью,  между возможностями жизненной ситуации каждого человека и фактической средой. Эта духовность становится областью, в которой люди решают обращать внимание на работу Святого Духа, прислушиваться к Его вдохновению и следовать Ему в духе проницательности, где они определяют качество своей жизни и деятельности, где они защищают свободу своих сердец, данных им в Иисусе Христе, и где они учатся мудро судить, решать и действовать под давлением различных культур, окружающих их. Конечно, каждый человек имеет возможность выбрать в окружающей его культуре грязь или придерживаться руководства духовности, которая помогает ему гармонизировать жизнь и работать с Евангелием (? - Пер.). Каждый человек, как и христианин, всегда должен осознавать, что духовность должна прежде всего поощрять и помогать ему в активных усилиях по гуманизации всего, что находится в опасности скатиться в бесчеловечность (18).
 Нынешний папа Франциск приглашает всех христиан к преобразованию христианской духовности. В Laudato  (2015) он подчеркивает огромное богатство христианской жизни. Духовность, приобретенная за двадцать веков личного и общинного опыта, может быть великолепным вкладом в восстановление человечества (19). Будучи вполне осведомленным об опасностях, в которых христианская духовность может оказаться, и о ловушках, в которых она уже была, Папа признает, что христиане не всегда умели принимать и развивать богатства, которые Бог дал Церкви, богатства, в которых духовность не отделена ни от тела, ни от природы или реальности этого мира, но живет с ним и в нем, в общении со всеми (20). Поэтому он приглашает всех христиан постоянно стремиться быть в состоянии - с помощью Духа Христова - преодолеть эти издержки. "Мы попали в ловушку различных форм духовного потребления, индивидуализма и гедонизма, стремления к духовности только для себя, без ответственного отношения к каждому человеку и окружающей среде, без стремления к общему благу и общему дому" (21).
 По словам Папы Франциска, христианская духовность действительно христианская, когда она живет в духе всего Евангелия. В его центре - вера в Бога, троичная общность взаимоотношений, и все, что, будучи создано по образу Триединого, несет тринитарный след - сеть прочных отношения, которые таинственным образом переплетаются. Поэтому он поощряет всех христиан и всех людей открыть многообразные связи внутри всего сущего и восхититься ими. Это также ключ к реализации нас самих. "Человек растет,  и освящается в большей степени в той мере, в которой он или она выходит за пределы самих  себя, чтобы жить в общении с Богом, с другими людьми и со всей тварью.  Таким образом, люди исполняют  собственный тринитарный динамизм, который Бог запечатлел в них, когда они были созданы" (22). Папа призывает все человечество осознать это  всеединство и встать на путь взросления в солидарности и цельной духовности, духовности диалога и служения, свободной самоотверженной любви, вытекающей из тайны Триединого Бога.  Христианская духовность открыт для каждого человека, для всех его потребностей, а также для всех общин, разных наций и религиозных культур, и всего человечества, вместе со всем творением, предназначена для всех культур и даже  религий (это каким образом?! вот с последним он явно загнул! - Пер.), в противном случае это не христианская духовность (23).
 

1 Cf. Splo;ni religijski leksikon [General Religious Lexicon], Ljubljana 2007, p. 1031-1032.
2 Cf. U. King, Spirituality, society and culture, in: Way Supplement 73 (1992), p. 15.
3 Cf. U. King, id., p. 16.
4 Cf. Ph. Sheldrake, Spirituality: a Very Short Introduction, Oxford 2012, 4-8; B. ;ovi;, M. Marin;i;,
Dru;tvena odgovornost za zdravo dru;tvo u kontekstu promi;ljanja K;ngova projekta svjetski etos
[Social Responsibility for Healthy Society in the Context of K;ng’s Weltethos Project], in: Filozofska
istra;ivanja 36 (2016), 3, p. 480.
5 Cf. M.P. Gallagher, Spopad simbolov: Uvod v vero in kulturo [Clashing Symbols: An Introduction
to Faith and Culture], Ljubljana 2003, p. 61.
6 Cf. M.P. Gallager, id., p. 40-42; T. Stegu, Simbolna teologija in povezovalna mo; umetnosti [Theology
of Symbol and the connecting Power of Art], in: Edinost in dialog 69 (2014), 1-2, p. 140-143.
7 Cf. U. King, id., p. 18.
8 Cf. Ph. Sheldrake, Spirituality. A Guide fort the Perplexed, London, New Delhi, New York, Sydney 2014, p. 7-12.
9 Cf. J. O’Donohue, Spirituality as the art of real presence, in: Way Supplement 92 (1998), p. 91.
10 Cf. M.P. Gallager, id., p. 19-40.
11 B. Klun, Fenomenologija duhovnega ;ivljenja [Phenomenology of Spiritual Life], in: Udejanjanje
duhovnosti v sodobnem svetu [Actualization of Spirituality in the Contemporary World], ed. P. Repar –
S. Repar – A. Bo;i;, Ljubljana 2012, p. 81-82.
12 Ph. Gallagher, id., p. 79.
13 Cf. W.H. Principe, s.v. »Spiritualit; cristiana«, in: Nuovo dizionario di Spiritualit;, ed. M.
Downey – L. Borriello, Citt; del Vaticano 2003, p. 793-795.
14 Cf. I. Bahovec, Identity of Ecclesiastical lay movements: spirituality, community and communitarian
civil involvement, in: Bogoslovni vestnik 69 (2009), 4, p. 450-455; I. Bahovec, Postmoderna
kultura in duhovnost: religioznost med new agem in kr;;anstvom [Postmodern culture and spirituality:
religiosity between new age and Christianity], Ljubljana 2009, p. 47-96.
15 Cf. W. Zyzak, Co mam czyni;, aby osi;gn;; ;ycie wieczne? Duchowo;; chrze;cija;ska na ;wieckiej
drodze ;ycia [What should I do to inherit eternal life? Christian Spirituality in the Life of the Laity],Krak;w 2008, p. 270-272.
16 Cf. F. Podgorelec, Ekleziolo;ka utemeljitev koncilske duhovnost [Ecclesiological Reasons of Conciliar
Spirituality], in: Bogoslovni vestnik 73 (2013), 2, 196-203.
17 Cf. M.P. Gallager, id., p. 196-198.
18 Cf. M.P. Gallager. id., p. 190-199.
19 Cf. Francis, Encyclical Letter Laudato si’, Vatican 2015, http://w2.vatican.va/content/francesco/
[20. 12. 2017], n. 216.
20 Cf. Ibid.
21 Cf. Francis, Apostolic Exhortation Evangelii Gaudium, Vatican 2013, in: http://w2.vatican.va/
gaudium.html [20. 12. 2017], n. 89-90; Francis, Encyclical Letter Laudato si’, n. 203-237.
22 Francis, Encyclical Letter Laudato si’, n. 240.
23 Cf. Francis, Encyclical Letter Laudato si’, n. 202-242

Bahovec, I., Identity of Ecclesiastical lay movements: spirituality, community and communitarian civil
involvement, in: Bogoslovni vestnik 69 (2009), 4, p. 447-460.
Bahovec, I., Postmoderna kultura in duhovnost: religioznost med new agem in kr;;anstvom [Postmodern
culture and spirituality: religiosity between new age and Christianity], Ljubljana 2009.
;ovi;, B., Marin;i;, M., Dru;tvena odgovornost za zdravo dru;tvo u kontekstu promi;ljanja K;ngova
projekta svjetski etos [Social Responsibility for Healthy Society in the Context of K;ng’s Weltethos
Project], in: Filozofska istra;ivanja 36 (2016), 3, p. 473-491.
Francis, Apostolic Exhortation Evangelii Gaudium, Vatican 2013, http://w2.vatican.va/content/
html [20. 12. 2017).
Francis, Encyclical Letter »Laudato si’«, Vatican 2015, http://w2.vatican.va/content/francesco/ en/
[20. 12. 2017].
Gallagher, M.P., Spopad simbolov: Uvod v vero in kulturo [Clashing Symbols: An Introduction to Faith
and Culture], Ljubljana 2003.
Ursula, K., Spirituality, society and culture, in: Way Supplement 73 (1992), p. 14-23.
Klun, B., Fenomenologija duhovnega ;ivljenja [Phenomenology of Spiritual Life], in: Udejanjanje
duhovnosti v sodobnem svetu [Actualization of Spirituality in the Contemporary World], ed. P.
Repar – S. Repar – A. Bo;i;, Ljubljana 2012, p. 69-92.
O’Donohue, J., Spirituality as the art of real presence, in: Way Supplement 92 (1998), p. 85-101.
Podgorelec, F., Ekleziolo;ka utemeljitev koncilske duhovnost [Ecclesiological Reasons of Conciliar
Spirituality], in: Bogoslovni vestnik 73 (2013), 2, 195-205.
Principe, W.H., s.v. »Spiritualit; cristiana«, in: Nuovo dizionario di Spiritualit;, ed. M. Downey – L.
Borriello, Citt; del Vaticano 2003, p. 792-799.
Sheldrake, Ph., Spirituality: a Very Short Introduction, Oxford 2012.
Sheldrake, Ph., Spirituality. A Guide fort the Perplexed, London, New Delhi, New York, Sydney 2014.
Splo;ni religijski leksikon [General Religious Lexicon], Ljubljana 2007.
Stegu, T., Simbolna teologija in povezovalna mo; umetnosti [Theology of Symbol and the connecting
Power of Art], in: Edinost in dialog 69 (2014), 1-2, p. 135-143.
Zyzak, W., Co mam czyni;, aby osi;gn;; ;ycie wieczne? Duchowo;; chrze;cija;ska na ;wieckiej
drodze ;ycia [What should I do to inherit eternal life? Christian Spirituality in the Life of the Laity],
Krak;w 2008.

Перевод и примечания (С) Inquisitor Eisenhorn