Гора Городище

Александр Нивин
Не приемлю я ту часть археологии,  которая позволяет заниматься вскрытием и якобы изучением так называемых "могильников", а по-моему - просто могил. Всех этих погребальных насыпей (сферических и длинных курганов, сопок, жальников...).
Когда-то, пусть и тысячу лет назад, наши предки со скорбью и жалостью в душе, а кто-то и со слезами и выражением горя, несли на курган остатки сожжения, собранные с погребального кострища и вложенные в погребальные урны. Этот глиняный горшок с прахом ставили на каменный вымосток, устроенный на кургане, и засыпали песком. С годами - от захоронения к захоронению - образовывалась значительного размера искусственная гора - священное место для потомков.
Я знаю такие места и молчу о них, чтобы чёрные копатели или археологи, для которых эти курганы всего лишь "могильники", не проторили туда своих чёрных троп.
Городище - одно из таких святых мест. Его местонахождение известно всем. Несколько лет назад, после наших публикаций о нём в местных СМИ, там высадился чёрный десант, который глубоко перелопатил плато священной Горы. Позже школьники из города долго зарывали эти "траншеи"...

Впервые я побывал на Городище в двадцать с небольшим лет... Сидели мы с Илоной, сестрёнкой, в доме нашем, в городе, ждали, когда кончится дождь, надоевший за три дня. К вечеру он перестал. И тут за окнами зарокотал уверенным басом мотор - это подъехал Илонин жених Ваня на своём красном мотоцикле.
- А хотите за маслятами махнём? - предложил Ваня.
- А куда?
- А на Городище.
- А поехали!
Где это Городище, я знать не знал, потому как история родного края меня в ту пору совершенно не занимала.
Сели, поехали. Ваня гнал шибко. Пролетели какие-то деревеньки, потише съезжали по размытой дороге к реке Кудке, переехали её по бревенчато-дощатому мосточку, под которым разлившаяся речка бурно неслась в пенных струях. Мчал Ваня на мустанге своём вдоль этой реки и вдруг... перед нами открылась и стойко замаячила в полнеба огромная заретушированная синей дымкой гора, каких я не видал в нашем краю никогда и не ожидал встретить никакими судьбами.
И что-то было в ней, ей-богу, от величественной Пирамиды, преогромнейшей, невиданных размеров... Не скрою: чувство Тайны - древней, человеку простому не подвластной - тут же осенило меня...
Ваня остановил мотоцикл у подножия, мы пошли к молодым сосёнкам. Наш проводник не ошибся: под ними свежих, только народившихся маслят было видимо-невидимо - "как всыпано". Мы настригли их уйму.

Я не ограничился только сбором грибов, пошёл по склону горы к вершине. Но не дошёл, потому как начинались сумерки, и мои спутники торопили меня.
Я остановился на полпути и обвёл взглядом окрестности. Казалось, весь край предо мной лежал как на ладони: паутинками разбегались дороги, белели крыши домов, оловянно сияли озёра, кудрявились шапки лесов, на зелёных луговинах взблескивали петли речек...
Какое же необычное это было место - Городище! Поднебесье, да и только! Если и правда на этой горе некогда жили люди, то как же вольно, не по нашему, им здесь дышалось и думалось! Ведь здесь прямо-таки веет с приблизившихся небес божественным Духом Святым...

Мы мчались восвояси, рассекая сгустившиеся сумерки. Нам вослед тоскливо взирали чёрные глазницы опустевших изб в обезлюдевших деревнях, которыми мы стремглав пролетали...

*     *     *
Как Млечный Путь мерцает осенняя дорога.
 По незнакомым мчимся забытым деревнЯм.
 И вслед нам смотрят избы - темно и одиноко -
 Как вслед своим ушедшим неповторимым дням.

Это сочинилось само собой, на лету.

Через 25 лет я во второй раз посетил Городище. Потянуло на изучение родного края. Да, запоздало. Да, время было упущено...
Моста уж не было. Обломки его лениво полоскала обмелевшая Кудка. Дорога на том берегу реки сплошь заросла уже непроходимыми дебрями. Пришлось искать окольный путь.
На Горе Городищенской взрос из тех славных сосёнок, под которыми мы собирали маслят, дремучий лес и сокрыл от глаз путников драматическое величие Горы. ЗарослИ к ней дороги, умерли окрест все деревушки.

Ловлю себя на мысли, что все, кто ныне бывает на Городище, посещают не то место, где был я в далёком 1979-м. То была другая гора... Спросить бы Ваню, куда он нас возил тогда, на какую из гор, называемых "городищем" (много их в нашем древнем краю). Но Ваню об этом уже не спросишь.



2019 г.


Примечание.

На снимке 2007 г. "гора Городище".