Сценарий Слово о полку Игореве 2019

Игорь Еремеев Труды
Выше приведён фронтиспис из рукописной книги И.Г.Блинова 1912 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ («СЛОВО» И КИНО)
В сценарии мы постарались воспроизвести структурные особенности «Слова о полку Игореве». Текст состоит из ряда фрагментов, которые, зачастую относясь к разным временам, связываются между собой не столько логически, сколько фонетически и ассоциативно. Соответственно и сценарий состоит из аналогичных сцен, таких как «Диалог Игоря с Донцом», «Гибель юноши Ростислава», «Спор ханов» и т.д. Так как «Слово» декоративно-барочно, то декоративен и видеоряд. Из напрашивающихся аналогий в области кино можно вспомнить фильмы Сергея Параджанова, также состоящие из множества маленьких и, притом, очень декоративных главок.
Чем определяется чередование сцен в «Слове»?
Логичное и последовательное описание похода автор рассекает на несколько фрагментов, перемежая их экскурсами в историю, вздохами об усобицах и пр. Возьмём для примера сцену пленения Игоря. Из Киевской летописи мы знаем, что, пытаясь вернуть бежавшие черниговские полки, Игорь оторвался от своих и был схвачен. В «Слове» этому краткому описанию соответствуют две сцены, разделённые между собой несколькими другими. «Вставленные» сцены служат, по-крайней мере, двум целям. Первая состоит в том, чтобы через осуждение Игоря превратить постигшее его несчастье в справедливую Божью кару за необдуманный и, притом, предпринятый втайне от великого князя, поход. Вторая цель состоит в том, чтобы по пути, через противопоставление с Игорем, познакомить нас с новым и вторым по важности после Игоря, героем «Слова» – великим князем Святославом. Им (или от его имени) будет произнесено «в Киеве на горах» «золотое слово», являющееся ядром всего текста. Так или иначе, а идущие во времени встык, сцены оказываются в тексте разделены, что очень напоминает киномонтаж. Другой, также кинематографический, приём заключается в смене взгляда. К примеру, читая фразу «жаль бо ему мила брата Всеволо-да» как не показать сначала сострадание Игоря, а затем изнемогающего под натиском врагов Всеволода? К этому же ряду созвучного кино отнесём несколько мысленных путешествий в «Слове» и резкую смену места действия: Каяла – Киев – снова Каяла и т.д., что создаёт очень драматичный эффект. Таким образом, «Слово» по-своему очень кинематографично (хотя и не в широком смысле этого понятия) и наша задача – подчеркнуть это.
На предлагаемый в сценарии видеоряд можно посмотреть как на своеобразный комментарий к тексту. В отличие от литературного комментария и объяснительных переводов «Слова» (куда по сложившейся традиции комментарий всегда внедряется), такой комментарий записывается на особой, визуальной, «дорожке» и потому является единовременным древнерусскому тексту (даже в большей степени, чем книжная иллюстрация). В сценарии звучащий в оригинале текст «Слова» дополнен выдержками из летописи, а также фрагментом из «Слова о погибели Русской земли» – так «Слово» через визуальные образы и созвучные ему тексты помещается в древнерусский контекст.
В сценарии, помимо текста самого «Слова», используются фрагменты летописи, старой и новой, а также несколько красивых небольших текстов, которые мы склонны приписать автору «Слова».
Предлагаемый читателю литературный сценарий – только эскиз и многое в нём (при сохранении тех же акцентов) может быть выражено тысячью других способов.

------------------------------------

ПОДСТУП
Через поля, через леса куда-то идёт монах с сумой.
Разнотравье. Пчелы и цветы.
На всю эту лепоту накладывается чтение «Слова о погибели Русской земли»:
«О, светло светлая и украсно украшена, земля Руськая!
И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми место-честьными, горами, крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми польми, дивными зверьми, различными птицами, бещислеными городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами.
Всего еси исполнена земля Руская, о прававерная вера хрестияньская!»
На холме белая церковь.
Разглядываем  барельефные орнаменты, следуем взглядом за косицами узоров.
Вот изображён царь Давид с гуслями в окружении дивных зверей и птиц.
Одиноко стоит среди поля могучий дуб.
Бежим к нему.
Под древом сидит как будто сошедший с иконы царь Давид –
на голове корона с бубенчиками, и 10-струнные гусли в руках.

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО
Мы скользим по стволу древа к корням и растекаемся по земле – волком скачем вдаль по степи.
Под древом сидит как будто сошедший с иконы царь Давид – с короной на голове и с гуслями в руках.
Мы скользим по столу к ветвям, затем по ветви, описывая все её изгибы, вплоть до листвы… и срываемся в небо и с клёкотом летим по небу орлом.
С высоты мы видим степь и бегущего по ней волка.
«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы».

ТРИ СТАРЫХ КНЯЗЯ
«Помняшет бо речь первых времен усобице».
Боян-летописец в монашеской рясе при свечах в келье пишет.
Вот старый Ярослав в окружении славящих его бояр восседает на киевском престоле.
Рукой пишется летопись.
Храбрый Мстислав договаривается с могучим Редедей об условиях поединка.
Редедя говорит: «Что ради губив дружину межи собою? Но снидеве ся бороться. Да аще одолеешь ты, и возмеши имение мое, и жену мою и землю мою. Аще ли аз одолею, то возму твое все».
Мьстислав отвечает: «Тако буди».
Редедя говорит: «Не оружьем ся бьеве, но борьбою».
Затем они борятся между двух армий. Изнемогший, Мстислав смотрит на небо и даёт обет: «О, пресвятая Богородице, помози ми. Аще бо одолею сему, созижу церковь в имя твое».
Затем он ударяет Редедю о землю и выхватывает из сапога нож. Перезвон Тмутараканской церкви.
Фрагмент древней летописи: на миниатюрах изображён поединок Мстислава с Редедей и воздвижение в Тмутаракани церкви.
Опять пишет что-то летописец.
Красный Роман мёртвый лежит в степи.
На фоне этого рука летописца выводит: «6587. И возвратися Роман вспять, и убиша и половци августа в. И суть кости его и до сего лета лежаче тако, сына Святославля, а внука Ярославля».

БОЯН
В корнях Мысленного древа открытая старая книга. Ветер листает её.
Это летопись с миниатюрами.
Руки летописца замерли над летописью.
Руки царя Давида картинно замерли над золотыми струнами.
Десять соколов с чёрными мешочками на головах сидят на кожаных рукавицах.
Срываются мешочки и соколы брасаются вверх.
А в небе летит косяк лебедей.
Пальцы Давида играют струнами.
Лебединый крик и падают перья как снег.

НАЗВАНИЕ
Молодой монах:
«Начнём же, братья, повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря, иже истягнул ум крепостию своею…»
Игорь в своём шатре. Он глядится в щит и видит в нём Владимира Мономаха.
Игорь распахивает полы шатра и выходит на свет. Войско приветствует его.
На фоне смотра ликующего полка появляется надпись:
СЛОВО
О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ,
ИГОРЯ, СЫНА
СВЯТОСЛАВЛЯ,
ВНУКА ОЛЬГОВА

РЕЧЬ ИГОРЯ
Игорь перед своим полком.
Он поворачивается и смотрит на солнце. Солнце медленно затмевается и становится как месяц..
Игорь оборачивается и видит, как на его дружину наползает тьма.
В наступившей темноте Игорь говорит лихую речь:
«Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти,, неже полонену быти! А всядем, братие, на свои борзыя комони, да позрим синего Дону!»   
Владимир Мономах торжественно пьёт шеломом из Дона.
Игорь продолжает:
«Хощю бо рече коп;е приломити конец поля Половецкаго! С вами, русици, хощю главу свою приложити, а любо испити шеломом Дону!»

ВСТУПЛЕНИЕ
Вновь Мысленное древо. Мы разглядываем его кору, скачем по ветвям. Слышно пение соловья.
«О, Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сия полкы ущекотал, скача, славию по мыслену древу…»
Под древом вызванный автором дух летописца Бояна произносит припевку:
«Комони ржут за Сулою – звенит слава в Кыеве!»
Переправа русского войска через пограничную Сулу, праздничный перезвон колоколов Киевской Софии.
Бояну вторит молодой монах:
«Трубы трубят в Новеграде – стоят стязи в Путивле!»
Князь Игорь, князь Новгород-Северский, стоит рядом со своим сыном Владимиром, князем Путивльским.
Молодой монах, жестом приглашая взглянуть на новую сцену:
«Игорь ждет мила брата Всеволода».

ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ
Братья Игорь и Всеволод – они одеты в зеркальные дежды, как Борис и Глеб – обнимаются..
Всеволод говорит:
«Один брат, один свет светлый ты, Игорю,оба есть Святославича!
Святослав, молодой Рыльский князь, сын покойного старшего брата Игоря и Всеволода.
«Седлай, брате, свои  борзыи комони, а мои-то готовы – оседланы у Курска наперёди».
Далее следует прославление курской дружины:
«А мои-то куряне сведущие кмети…»
Волчата грызутся-играют у ног Всеволода. Едят мясо с острия копья.
Взрослые волки, встав на задние лапы, лижут лицо Всеволода. Он счастлив.
«Сами скачют  акы серыи волци в поле, ищучи себе чести, а Князю славы».

ВСТУПЛЕНИЕ В ЗЛАТ СТРЕМЕНЬ
Игорь ставит ногу в золотое стремя.
Он грациозно скачет на белом коне по чистому полю – блестит на солнце его золотой шлем.
Солнце затмевается и Игорь скачет в потёмках.
Впереди мёртвое древо. С вершины его таращит глаза филин.
«Див кличет верху древа – велит послушати земли незнаеме: Волзе и Поморию и Посулию, и Сурожу и Корсуню. И тебе Тьмутораканьскый болван!»
Старинная карта: русские города на ней представлены церквями, а половецкие ставки – шатрами. Сокол пересекает границу и летит к Дону. Звуки похода: скрип телег, ржание коней и бряцанье оружия. Навстречу соколу с разных сторон вылетают вороны, галки и гуси-лебеди. Уханье филина.
Разглядываем хранящийся в Эрмитаже Тмутараканский камень с русской надписью 6573 (1068) года.

МАЛАЯ ПОБЕДА
Раннее утро пятницы. Несколько половцев на том берегу реки. Они стреляют из луков и скрываются.
Русичи во главе с молодым князем Святославом форсируют реку.
Черлёные щиты русичей преграждают поле.
Бегут волки по полю, а от них врассыпную убегают красные девки половецкие.
Брошенные половецкие вежи.
Натюрморт из захваченных трофеев – это «честь» дружины.
На топких местах роскошные византийские ткани стелются под ноги коней. За конскими копытами бегут грязные ноги в браслетах пленных девушек-половчанок. Плач половецких девушек.
Ночь. Костры. Русский лагерь.
«Черлен стяг, бела хорюговь, черлена чолка, сребрено стружие – храброму Святославличю!
Молодой Рыльский князь складывает у ног своего дяди Игоря атрибуты победы.

НОЧЬ ПЕРЕД БОЕМ
Ночь. В степи половецкий хан – на голове малахай с волчьим хвостом – крутится-ворожит и воет на луну: Аоууу… Со всех сторон кму вторят волки.
Совет князей в шатре.
Игорь сказал:
«Се Бог силою своею возложил на врагы наша победу, а на нас честь и слава.
Се же видихом полки половецкии, оже мнози суть, ту же ци вся си суть совокупили. Ныне же поедемы черес ночь, а кто поедеть заутра по нас, то ци вси поедуть, но лучьшии коньници переберуться, а самнми как ны Бог даст»
И сказал Святослав Ольгович дядьям своим:
«Далече есмь гонил по половцех, а кони мои не могуть, аже ми будеть ныне поехати, то толико ми будеть на дорозе остати».
Поддержал его Всеволод и предложил принять бой.
Тогда Игорь сказал:
«Да не дивно есть разумеющи, братья, умрети».
Горят костры, русские воины спят.
Карканье ворон, вой волков, стрекот сорок и т.п. – ночные страхи.
Филин на дереве таращит большие глаза.
Луна освещает Дон.
«Гзак бежит серым волком, Кончак ему след править к Дону Великому».
Пробегает волк. За ним след в след – другой.

НАЧАЛО БИТВЫ
Раннее утро. Река Каяла.
Видение. На берегу Каялы стоят (каждый со своим стягом) четыре русские князя – Игорь, Всеволод, Святослав и Владимир. Над князьями в небе светят четыре солнца. На солнца наползают тёмные тучи.
Молодой монах:
«Светающи же субботе, начаша выступати полцы Половецкии, акы борове. Изумишася князи Рускии, кому и х которому поехати, бысть бо ихъ бещисленое множество. И рече Игорь: «се, ведаюче, собрахомъ на ся землю всю, Кончака и Козу Бурновича, и Токсобича, Колобича, и Етебича и Терьтобича»».
Половцы со всех сторон. Половецкие ханы. Над каждым из них стяг с изображением своей птицы. Над ханом Гзаком стяг с гусем, над ханом Кончаком – с вороном.
«Дети бесови кликом поля прегородиша, а храбрыи Русици преградиша черлеными щиты».
Половцы кликнули, а русичи стали плотнее, сомкнув свои черлёные щиты.

БИТВА
Ярый тур Всеволод показывает чудеса силы и храбрости.
Гиперболически слетают с плеч поганые головы половецкие.
Яростный белый тур скачет среди разбегающихся от него врассыпную половцев.
На белой шкуре тура видны раны. Он тяжко дышит.
В воротах белого кремля стоит княжна Глебовна, молодая жена Всеволода.

РЕТРО-ЭПИЗОД ПРО ОЛЕГА ТМУТАРАКАНСКОГО
Храбро бьётся Всеволод с половцами. Сквозь сцену битвы видно лицо молодого князя Олега, деда Игоря и Всеволода.
«Были вечи Трояни, минула лета Ярославля, были полци Олговы, Ольга Святославличя…»
Хмурый, без княжьей шапки, сидит Олег за пиршественным столом. А во главе стола в княжьих шапках восседают младший брат его отца Всеволод и сын его Владимир Мономах. С улыбками они поднимают кубки за его здравие Олега.
В ночи вдоль крепостной стены Чернигова мчится всадник на белом коне. Это Олег, озираясь, бежит в Тмутаракань.
Титр: Тмутаракань.
Распахиваются ворота церкви и оттуда выходит молодой князь Олег. Церковные песнопения.
Он направляется к своему белому коню.
Под перезвон Тмутараканской церкви нога вступает в злат стремень.
Театр. Рядом стоят три башенки, символизирующие три города – Тмутаракань, Киев и Чернигов (узнать их можно по стягам с геральдическими зверями). Над Тмутараканью звонарь звонит в колокол. В Киеве к звону, выйдя из ворот, прислушивается Всеволод, дядя Олега. В Чернигове же Владимир Мономах затыкает уши.
Руки затворяют ворота.
Титр: Лето 6603 (1097). Княжий съезд в Любече.
Замок. Шесть старых князей сидят на скамьях вкруг. Среди них старинные братья-враги Мономах и Олег.
«Кождо держить очьчину свою!»
Театр. Князья расходятся по своим башенкам. Мономах уходит из Чернигова в Переяславль, город своего отца. В Чернигов входит Олег.

БИТВА НА НЕЖАТИНОЙ НИВЕ
Титр: «Лето 6586».
Два молодые князя-изгоя Олег и Борис во главе армии половцев едут на Русскую землю.
Перед решительным боем воеводы совещаются.
Олег говорит: «Не ходиви противу, не можеве стати противу чотырем князем, но пошлив с молбою к строема своима».
Гордо отвечает ему на это Борис: «Ты зри готова, яз им противен всим».
Битва у башенки «Чернигов». Двое против четырёх. Первым копьём убивают Бориса. Затем кто-то сзади убивает копьём великого князя Изяслава. Олег же бежит в свою башенку «Тмутаракань». Оставшиеся трое князей расходятся по башенкам. Владимир уходит в Ченигов, а сын и брат убитого великого князя уносят его тело в Киев.
«С тоя же Каялы Святополк повелея отца своего междю Угорьскими иноходцы ко Святой Софии к Киеву».
Монахи на санях везут убитого великого князя. Свечи, иконы и песнопения.
Сын Святополк, плача, сопровождает тело отца.

ГОРЕ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
«Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшет усобицами, погибашет жизнь Даждь-Божа внука, в княжих крамолах веци человеком скратишась».
Титр: «В лето 6602».
Старый Олег сидит на Черниговском престоле.
Старый монах, вспоминая то время, пишет в летопись:
«Володимер. же створи мир со Олгом и иде из города на стол отень до Переяславля, а Олег вниде в город отца своего. Половьце же начаша воевати около Чернигова, Олгове не возбраняющю, бе бо сам повелел им воевати. Се уже третьее наведе Олег поганыя на Рускую землю, его же греха дабы ;и Бог простил, понеже много хрестьян изъгублено бысть, а другое полонено бысть и расточено по землям».
Половцы на Русской земле. Разоряют монастырь, жгут хлеб, уводят русичей в плен и т.п. Повсюду плач и стоны.
Старый монах:
«Яко же согришихом, тако и стражем: и граде вси опустеша, и перейдем поля, идеже пасома быша стада коне, овце и волове, се все тще ныне видим, нивы поростьше стоять, зверем жилище быша».
Картинно лежит убитый в поле пахарь, начатая борона, брошеный плуг, вокруг ходят вороны и галки.
«Тогда по Русской земли ретко ратаеве кикахуть, но часто врани граяхуть трупиа себе д;ляче. А галици свою речь говоряхуть, хотять полетети на уедие».

СНОВА КАЯЛА
«То было в те рати и в те полкы, а сицеи рати не слышано!»
Под звуки сечи сеятель засевает землю костьми и поливает её кровью.
«Что ми шюмить, что ми звенить давечя рано пред зорями?»
 «Игорь полкы заворочаетъ – жаль бо ему мила брата Всеволода».
Оборачивается молодой князь Святослав и видит (вспоминает) как дрогнул и побежал полк черниговских ковуев, а Игорь, желая вернуть их, поскакал им вслед. А чтобы узнали его, снял он с головы шлем. Но никто не вернулся. И только один, узнав князя, поскакал ему навстречу.
А вдали, на горе трупов, окружённый врагами, бьётся Всеволод.

ПОРАЖЕНИЕ
«Бишяся день, бишася другый, третьяго дни к полудню падоша стязи Игоревы».
Падают русские стяги со святыми ликами.
Свадебный стол. Во главе стола стоит Игорь – в одной руке он держит кубок, а другая, раненая, рука на перевязи. Рядом с ним сидит невеста под чёрным платком (лица не видать). Дружки жениха, упившись кровавым вином, спят мёртвым сном. Кубки опрокинуты. По залитой вином белой скатерти гуляют вороны.
«Ту пир докончаша храбрии Русичи. Сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую.
Ничит трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось».
Древо склоняет ветви над павшими. Занавес.

РЕКВИЕМ ИГОРЕВУ ПОЛКУ
«О, далече зайде сокол птиц бья – к морю! А Игорева храбраго полку не кресити».
В поле убитые. Около каждого в трауре, стоя на коленях, причитает жена или мать.
Жёны русские плачут так:
«Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима соглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати».
Сверкает, удаляясь, половецкое золото.
«А востона бо, братие, К;ев тугою, а Чернигов напастьми»
Театр. Башенки Киев и Чернигов разделены Днепром (полосой синей ткани). На них наползает тьма. Днепр из синего становится чёрным. Из Чернигова выходят Игорь со Всеволодом, из Киева – великий князь Святослав. Они смотрят друг на друга с разных берегов Днепра.
Половцы скачут по Русской земле, стреляют, секут и жгут.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ СВЯТОСЛАВА КИЕВСКОГО
Русские ладьи плывут по Днепру.
На носу ладьи могучий старик в латах с соколом на рукавице.
Ветер развевает бороду старика. На золотом шлеме его Спас в силах.
Великан Святослав как Гулливер ходит по земле Половецкой, возмущает озёра и реки, перешагивает холмы с маленькими шатрами.
«И падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святославли».
Гридница в Киеве. У ног Святослава поверженный старый хан Кобяк.
Вокруг великого князя в почтительных позах замерли бояре и заморские гости.
Под перезвон Киевской Софии закрываются золотые створки врат, скрывая от нас прекрасную сцену Славы Святослава.
(Для многолюдной сцены Славы Святослава можно использовать большую нарисованную картину с отверстиями для лиц и рук – как оклады у икон или как декорации курортных фотографий. Причем бороды бояр также могут быть нарисованы (что, впрочем, не исключает наличия у некоторых бояр собственных бород)).

ОСУЖДЕНИЕ ИГОРЯ
«Ту Немци и Венедици ту Греции и Морава поютъ славу Святъславлю, кают Князя Игоря, иже погрузи жир во дне Каялы, рекы Половецкия Рускаго злата насыпаша».
Зал суда. Подсудимый – князь Игорь. Судья – Святослав Киевский: борода завита, на голове корона, в руках символы великокняжеской власти. Присяжные – заморские гости – немцы и венецианцы, византийцы и чехи. Сгруппировавшись вокруг Святослава, они с гуслями в руках что-то поют – поют славу Святославу и осуждают Игоря.
Руки погружают золото в Каялу.
«Ту Игорь Князь выседе из седла злата, а в седло Кощиево»
Мы возвращаемся к прерванной сцене на Каяле и видим, как оторвавшегося от своих Игоря половцы берут в плен. Он пересаживается со своего седла в седло половецкое. Связанный, Игорь оборачивается, чтобы взглянуть на брата Всеволода. Тот вот-вот падёт. Игорь закрывает глаза, чтобы не видеть смерти милого брата.

СКАЗКА ПРО ТРАВУ ЕВШАН
Совет ханов в половецком шатре: сидят на коврах, пьют кумыс, смеются.
Задумался Кончак. Вспомнилось ему, как был изгнан его народ Мономахом со своей земли и как отец его когда-то вернулся, бросив довольную жизнь в Грузии.
«Тогда Володимер (и) Мономах пил золотом шоломом Дон.
И приемшю землю их всю и загнавшю окаянныя Агаряны.
По смерти же Володимере
оставшю у Сырьчана единому гудцю же Ореви посла и во Обезы, река:
«Володимер умерл есть. А воротися, брате! поиди в землю свою».
Молви же ему моя словеса, пои же ему п;сни Половецкия.
Оже ти не восхочеть, дай ему поухати зелья, именемь евшан».
На троне сидят хан Отрок со своей женой, грузинской княжной.
Оному же не восхот;вшю обратитися, ни послушати, и дасть ему зелье.
Оному же обухавшю, и восплакавшю, рче:
«Да луче есть на своей земле костью лечи, и не ли на чюже славну быти».
И приде во свою землю.
От него родившюся Кончаку, иже снесе Сулу пеш ходя, котел нося на плечеву».
Возвращаются на родину половецкие вежи.
Кончак теребит пальцами в перстнях траву полынь. Подносит к лицу и, закрыв глаза, вдыхает.
Половцы с гиканьем форсируют Сулу.
Кончак выходит из шатра и направляется к связанному князю Игорю.
Подойдя, он при всех поручается за свата своего.

РАСКАЯНИЕ ИГОРЯ
Других князей также пленили и развезли по разным ставкам.
А мы едем вместе с Игорем, который кается в грехах своих так:
«Помянух аз грехы своя пред Господом Богом моим, яко много убийство, кровопролитье створих в земле крестьяньстей, якоже бо аз не пощадех хрестьян, но взях на щит город Глебов у Переяславля. Тогда бо не мало зло подъяша безвиньнии хрестьяни отлучаеми – отец от рожений своих, брат от брата, друг от друга своего, и жены от подружий своих, и дщери от материй своих, и подруга от подругы своея. И все смятено пленом и скорбью тогда бывшюю, живии мертвым завидят, а мертвии радовахуся, аки мученици святеи, огнем от жизни сея искушение приемши. Старце поревахуться, уноты же лютыя и немилостивыя раны подъяша, мужи же пресекаеми и расекаеми бывають, жены же оскв;рняеми. И та вся створив аз, не достойно ми, бяшет, жити!».
Война русских с русскими.
Игоря везут. Половецкие вежи, женщины, дети – все они с любопытством разглядывают пленного князя. Игоря увозят вдаль.
«И се ныне вижю отместье от Господа Бога моего!
Где ныне возлюбленый мой брат? где ныне брата моего сын? где чадо рожения моего? где бояре думающеи? где мужи храборьствующеи? где ряд полъчный? где кони и оружья многоц;ньная? Не ото всего ли того обнажихся! И связня преда мя в рукы безаконьным тем?
Се возда ми Господь по безаконию моему и по злобе моей на мя!»
Ярко светит солнце.
Дойка кобылицы.

СМУТНЫЙ СОН СВЯТОСЛАВА
«А Святослав мутен сон виде в Киеве на горах…»
Киев. Раннее утро. Великий князь Святослав сидит в опочивальне на кровати тисовой и рассказывает боярам свой сон:
«Си ночь с вечера одевахут мя, рече, черною паполомою на кроваты тисове…»
Снилось ему, что он как бы умер и что над ним совершались принятые над покойным символические манипуляции, необходимые для перехода в новую жизнь – умывание, одевание и т.п. Среди прочего он видел звёзды сквозь дыру в потолке, а матица была без князька.
Сотни ворон грают в предгорьи Плесньска. Затем они шумно снимаются и стаей улетают вдаль, к синему морю.

РАЗГАДКА СНА КИЕВСКИМИ БОЯРАМИ
Бояре в опочивальне Князя. Старший из них говорит:
"Уже, княже, туга ум полонила: се бо два сокола слетела с отня стола  злата поискати града Тьмутороканя…".
Слетают с матицы два сокола и летят вдаль.
Со спутанными лапами и связанными крыльями, они пытаются убежать. А половцы пьют кумыс и смеются над их беспомощностью.
Видение. Два солнца и два молодые месяца скрываются тучами и наступает тьма.
«На реце на Каяле тьма свет покрыла».
Бояре показывают Святославу на карте Киевской Руси стрелками два направления контрнаступления половцев – на Чернигов и на Киев. На Киев направляется ворон (Кончак), на Чернигов – гусь (Гзак).
Два охотничьих гепарда (пардуса) выпускаются из клеток. Порознь бегут, преследуя добычу.
Скачут по Русской земле половцы, сея огонь и смерть.
На берегу синего моря готские красные девы поют песни под аккомпанемент русского золота. Бросают золото в море, как бы кормя его. Рад этому покойный половецкий старый князь Шарукан, дед Кончака.
А бояре с хмурыми лицами стоят перед своим князем.
«А мы уже, дружина, жадни веселия».

ЗОЛОТОЕ СЛОВО СВЯТОСЛАВА: ОБРАЩЕНИЕ К ИГОРЮ И ВСЕВОЛОДУ
Опять сцена Славы Святослава, восседающего на троне. Изо рта государя, как иногда золотые надписи на иконах, исходят золотые слова.
Первое обращение Святослава адресовано пленённым Игорю и Всеволоду, своим двоюродным братьям:
«О моя сыновчя Игорю и Всеволоде!……Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а  в буести закалена. Се ли створисте моей сребреней седине?»
Кузнечная работа. Два раскалённых меча вынимают клещами из горна.
Рука разит мечём половца. Шипение стали, опускаемой в чан с водой.
Сверкают на солнце два смертоносные меча.

ОБРАЩЕНИЕ СВЯТОСЛАВА К БРАТУ ЯРОСЛАВУ ЧЕРНИГОВСКОМУ
Театр. Башенки Киев и Чернигов разделены Днепром. На троне около Киева сидит Святослав, а на троне у Чернигова – его брат Ярослав. Святослав обращается к Ярославу:
«А уже не вижду власти сильнаго и богатаго и многовои брата моего Ярослава с Черниговьскими былями…»
Бегство черниговского полка. Игорь скачет за ними, чтобы вернуть.
«А чи диво ся, братие, стару помолодити? Коли сокол в мытех бывает, высоко птиц взбивает – не даст гнезда своего в обиду!»
Голова сокола. Сокол клекочет, как будто что-то говорит.
Сокол сидит на спинке пустого трона, а вокруг почтительно стоят бояре.

ОСАДА ПЕРЕЯСЛАВЛЯ
«Но се зло Княже ми не пособие – наниче ся годины обратиша: се у Риме кричат под саблями Половецкыми, а Володимир под ранами. Туга и тоска сыну Глебову!».
Фрагмент иконы «Чудо Св.Георгия о змие» поворачивается так, что поверженный змей оказывается сверху.
Титр: «лето 6493. Осада половцами Переяславля».
Вокруг Переяславля половецкие костры. Над половецким шатром веет стяг хана Кончака с вороном. Половцы атакуют кремль, используя «живой огонь». Героическая вылазка переяславского князя Владимира Глебовича. Раненого тремя копьями, его с трудом отбивают и вносят в город.
Раненый Владимир говорит:
«Се Половцы у мене, а помозите ми».

------------------------------------
* Далее в тексте следуют пять обращений к сильным князьям того времени. Эти обращения переполнены политическими намёками и риторическими красотами. Пока Святослав произносит их, может быть показано: как Великий Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо ведёт за собой богатую добычу и множество половецких пленников; как Рюрик и Давыд «вступают в злат стремень», но разъезжаются в разные стороны; как галицкий князь Ярослав Осмосмысл подпирает могучими плечами горы Угорские – он, кстати, «внук» того отравленного в Тмутаракани князя Ростислава – так что можно показать тот заздравный кубок с отравленным вином; как Роман и Мстислав, закованные в западноевропейские доспехи, держат на руке по соколу; как три Мстиславича («не худого гнезда шестикрыльцы») шествуют, укрытые одним плащом.
После этих обращений в «Слове» следует пространное обращение к полоцким князьям, братьям жены Святослава Киевского.
------------------------------------

ГИБЕЛЬ ИЗЯСЛАВА ВАСИЛЬКОВИЧА ОТ ЛИТОВЦЕВ
«Уже бо Сула не течет сребреным иструями к граду Переяславлю!
И Двина болотом течет  оным грозным Полочаном под кликом поганых!».
Театр. Две реки – Сула и Двина. На Суле стоит Переяславль, а на Двине – три башенки полоцких братьев-князей Васильковичей. Сначала из Переяславля, а потом из одной Полоцкой башенки выезжают, направляясь в разные стороны, князья с дружинами. Звуки сечи.
Молодой князь Изяслав умирает один, лёжа в поле на кровавой траве.
«Дружину твою, Княже, птиц крилы приоде, а звери кровь полизаша»
Задыхаясь, он шире распахивает украшенный золотошитьём ворот рубахи и отдаёт Богу душу. Светящимся шаром душа поднимается в небо.
Плач и скорбь. На вершине башни  два герольда трубят в трубы.

ОБРАЩЕНИЕ СВЯТОСЛАВА К ПОЛОЧАНАМ
Святослав произносит:
«Ярославе и вси внуце Всеславли!
Уже понизить стязи свои, вонзить свои мечи вережени –
уже бо выскочисте из дедней славе!»
В небе два солнца – Ярослав Мудрый и Всеслав Полоцкий.
Под их сияющими ликами выстроились в ряд их потомки – ярославичи и всеславичи. В одной руке они держат стяги с гербами своих городов, а другой воинственно вздымают мечи.

РЕТРО-ЭПИЗОД ПРО ВСЕСЛАВА ПОЛОЦКОГО
«На седьмом веце Трояни вреже Всеслав жребий о девицю себе любу».
Краткая история Всеслава.
Дворец в Полоцке. Его мать ворожит.
Мать передаёт новорожденного сына волхвам. Чтобы прикрыть незаживающую язву на голове, они повязывают маленькому Всеславу повязку.
Взрослый Всеслав с той же повязкой на голове. Он стоит перед стенами Великого Новгорода.
Взятие Новгорода. Трещат от тарана новгородские врата.
Рука острием копья касается ворот и они раскрываются.
Всеслав заходит в город.
Грабится Новгородская София. Снимаются со звонницы её колокола и увозятся в Полоцк, чтобы зазвонить славу Всеславу в ныне строящейся там Софии, третьей Софии на Руси.

БИТВА НА НЕМИГЕ
На карте волк от Новгорода прыгает к Немиге.
Битва показывается условно как сев и жатва. Снопы стелют головами, молотят цепями. Сеятель засевает землю костями, поливает кровавым вином. Звуки злой сечи.
Три брата Ярославича – великий князь Киевский, Черниговский и Переяславский – одолевают Всеслава и тот бежит.
Ярославичи по очереди целуют крест и с улыбками подзывают Всеслава.
«Приди к нама, а не створим ти зла»
Поверив крестоцелованию, Всеслав с двумя сыновьями переправляется через Днепр, но здесь его хватают и заточают в Киевский поруб.
Сооружение поруба. Плотницкая работа.
Шёпот волхования матери Всеслава.

ВСЕСЛАВ – ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ
Летописец пишет.
Титр: «В лето 6576. Придоша иноплеменьници на Рускую землю, половци мнозе. Изяслав же, и Святослав и Всеволод изиидоша противу им на Лето. И бывши нощи, поидоша противу собе. Грех ради наших попусти Бог на ны поганыя, и побегоша русьскыя князи, и победиша половци».
Киевское вече. Народ требует князя дать им оружие и коней, но тот отказывается.
Смута в Киеве. Великий князь Изяслав бежит, а киевляне вырубают Всеслава из поруба, несут на руках во дворец и провозглашают великим князем.
Рука древком копья касается ворот Киевских.
Всеслав на престоле. Ему звонят славу новгородские колокола со звонницы Полоцкой Софии.
Всеслав одаривает князей макетами русских городов.
Ночь над Киевом.
Волк с повязкой на голове сидит на престоле. Он спрыгивает с трона и убегает.
Под звёздами мы мчимся с гор Киевских через степь в далёкую Тмутаракань.
Рассвет. Из Тмутараканской церкви выходит старый монах и говорит стоящему перед ним Всеславу:
«Ни хытру ни горазду, ни птицю горазду, суда Божия не минути!»
Церковная роспись с изображением рая и ада.

ПРОЩАЛЬНЫЙ ВЗДОХ СВЯТОСЛАВА
«О стонати Русской земли, помянувше первую годину и первых Князей!»
Стоят три старые князя, основоположники княжеских домов – Олег Тмутараканский, Владимир Мономах и Всеслав Полоцкий.
«Того стараго Владимира нельзе бе пригвоздити к горам Киевским!»
Нынешний великий князь Святослав как титан прикован к горам Киевским.
«Сего бо ныне сташа стязи Рюриковы, а друзии Давидовы, но розно ся им хоботы пашют».
Стоит Владимир Мономах, обнимая малых внуков своих Рюрика и Давыда. Стяги внуков веют в разные стороны.

ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ
Прекрасные заплаканные глаза Ярославны.
"На Дунаи Ярославнын глас ся слышитъ, зегзицею незнаема рано кычеть…"
Раннее утро. Днепр. Береговые ласточки, почти касаясь воды крылами, кружат над рекой: Зиг-зиг – Зиг-зиг… Мы срываемся с высоты и птицей быстро-быстро летим над самой водой.
Раненый Игорь лежит на берегу Каялы. Ярославна хлопочет вокруг него, утирает кровавые его раны длинными рукавами княжеского платья.
Забрало осаждённого половцами Путивля. Вдали со стены виден стяг с гусем хана Гзака.
Ярославна, простирая руки вовне, обращается с укором к Ветру:
"О, ветре, ветрило! Чему, господине, насильно вееши?.."
Ветер сильно раскачивает ветви сакуры, срывая с него цветы.
Ярославна поворачивается в сторону Путивля и обращается с просьбой к Днепру:
"О! Днепре Словутицю! Ты пробил еси каменныя горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял еси себе Святославли насады до полку Кобякова. Възлелей, господине, мою ладу ко мне, а бых не слала къ нему слез на море рано".
Кресты Киевской Софии. Благовест.
Вновь сцена триумфа Святослава: могучий старец в доспехах на носу ладьи.
Ярославна снова поворачивается и укоряет Солнце:
"Светлое и тресветлое солнце! Всем тепло и красно еси. Чему, господине, простре  горячюю свою лучю на лады вои?»
Нестерпимо светит солнце. Спит в поле дружина Игоря. Из рук их выпали кубки и вылилось в землю красное вино. Над всем в небе глаза Ярославны.
Разглядываем фрагмент иконы "Чудо Св. Георгия о змие": Дева в воротах Города, наверху башенки король и королева с ключами. Дева держит в руках красную нить, к которой, как собачка, привязан страшный змий.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ПОБЕГ
Птицею кружим над половецким станом. Костры, телеги, шатёр. Половцы пируют.
Игорь дремлет в шатре. Под веками шевелятся зрачки – мысленно он бежит из плена на родину.
Птицей мы стремительно летим над степью, облетая половецкие вежи, пересекая реки…
"Игореви князю бог путь кажет из земли Половецкый на землю Русскую, к отню злату столу".
Фрагмент иконы "Чудо Св. Георгия о змие":  двоеперстно Бог благословляет Георгия из Солнца.
Море сильно ударяет о берег волной. "Просыпайся!".
Чудесные красные всполохи в небе за рекой.

ПОБЕГ
Закат над рекой.
Вокруг костра сидят половцы и пьют кумыс. Половецкая речь и смех похожа на птичий стрекот.
Сквозь реку видим лицо Овлура. Он засовывает пальцы в рот и свистит.
Два коня под сёдлами прядут ушами..
Игорь крестится и с иконой в руках распахивает полог.
Половцы у костра.
Горностай скачет к реке. Плывёт по реке гоголь. Сокол летит в ясном небе.
Соколом летим над степью, а внизу в ту же сторону трусит волк.

В СТЕПИ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ
Князь Игорь с луком – сам как сокол – охотится.
В небе клином летят гуси-лебеди.
В ту же сторону половцы с гиканьем проносятся по степи.
Вечернее солнце за головой князя как нимб, а сам он – силуэт.
Князь натягивает тугой лук и пускает в небо золоченую стрелу.
Лебединый крик и падают перья как снег.
(Картинка: пронзённый стрелой гусь)

РАЗГОВОР ИГОРЯ С ДОНЦОМ
Сверкает на солнце пограничный Донец.
Сквозь Донец мы видим  лицо благообразного старца – это дух реки. С улыбкой он приветствует Игоря:
«Княже Игорю! Ни мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земле веселия…».
Игорь с поклоном благодарит Донец:
«Не мало ти величия, лелеявшу Князя на волнах…»
Игорь заходит в реку и плывёт.
(Картинка: счастливый Игорь)

ЮНОША КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ (РЕТРО-ЭПИЗОД)
Закат. Разбитое русское войско переходит вброд Стугну. Река разлилась, ручьями бурлит.
Надпись: «В лъто 5601».
Два князя, два брата – Владимир Мономах и Ростислав – идут через реку рядом. Ростислава сносит течением, Владимир пытается его удержать, но тщетно. Выныривает один.
Утро. На берегу лежит тело утонувшего юноши Ростислава.
Рядом с ним в чёрном половецком платье плачет его мать-половчанка.
Дерево склоняет ветви над Ростиславом, как бы оплакивая его.

ПРЕДЫСТОРИЯ (ПРОРОЧЕСТВО СТАРЦА ГРИГОРИЯ)
Переяславский князь Ростислав с дружиной едут по берегу Днепра.
Впереди виднеется Киево-Печерский монастырь.
Старый монах Григорий идёт к реке. Дружинники при потворстве молодого князя грубо насмехаются над старцем и тот предрекает им скорую смерть:
«О чада, егда бе требе умиление имети и многы молитвы искати от всехъ, тогда же вы паче злое творите, яже Богови неугодна суть. Но плачитеся своеа погыбели и кайтеся своихъ съгрешений, да поне отраду приимите въ страшный день, уже бо вы и постиже суд, яко вси вы в воде умрете, и съ княземъ вашим».
Ростислав в гневе.
Дружинники привязывают камень к монаху и бросают его в реку.
В церкви тело утопленного старца в гробу. Свечи и песнопения.
У гроба стоит Владимир Мономах.
А Ростислав с дружиной уезжает восвояси.
Церковь удаляется. Затихают песнопения.

СПОР ХАНОВ
Раннее утро. Мы медленно следуем по древу от ствола к самым мелким ветвям...
Слышен стук дятла. Сквозь лес серебрится река. Поет соловей.
На фоне искрящейся реки силуэты ханов Кзака и Кончака. Гзак держит в руках гуся, Кончак – черного ворона. Говорят они на "птичьем" языке, подражая один гусю, другой – ворону: "Га-Га-Га – Кар-Кар-Кар". О чём они говорят, ясно из титров.
Молвит Гза Кончаку: «Аже сокол к гнезду летитъ, соколича ростреляев своими злачеными стрелами».
Мёртвое тело Владимира Игоревича с торчащими из него стрелами.
Рёк Кончак ко Гзе: «Аже сокол к гнезду летитъ, а всоколца опутаев красною дивицею».
Жених и невеста. Юная половчанка – вся в монетках и бусах – и юный русский князь. Вокруг них довольные половцы – в камуфляже, вооружённые до зубов – палят из автоматов в воздух.

ПРИЗЫВ НА КНЯЖЕНИЕ
Две башенки – Тмутаракань и Чернигов – соеденены тропой.
Перед Тмутараканью пустой стол, на котором лежит княжья шапка.
На Черниговском столе восседает князь Святослав.
Из Тмутаракани выходит Боян и направляется по тропке к Чернигову.
Посредине он останавливается и, простирая руки к Черниговскому князю, говорит:
 «Тяжко ти головы кроме плечю!»
Потом поворачивается к Тмутаракани:
 «Зло ти телу кроме головы!»
Рядом с Черниговским князем стоит его сын.
Отец передаёт сына Бояну и те вместе направляются в Тмутаракань.
На Тмутараканском столе чинно сидит молодой князь. На голове его шапка, рука касается меча.

В РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
Старый монах говорит:
«Тяжко ти, головы, кроме плечю,
зло ти, телу, кроме головы!»
Молодой монах продолжает:
«Русской земли без Игоря!
Солнце светится на небесе –
Игорь Князь в Русской земли!»
С того берега Донца смотрят Гзак и Кончак и видят, как Игорь на белом коне едет по Русской земле, а солнце катится над землёй.
Игорь восклицает:
«О, светло светлая и украсно украшена, земля Руськая!»
Всё хорошо! Красота и изобилие русской природы, величие белых церквей, хороводы красных девушек.
«Девицы поют на Дунаи – вьются голоси чрез море до Киева»..
На карте мы видим торговый путь от Дуная через море по Днепру до Киева.
Открываются золотые ворота и под перезвон колоколов мы въезжаем в Киев.
Дворец великого князя. Соправители Святослав и Рюрик поднимаются со своих рядом стоящих тронов и по очереди обнимают Игоря.
Вечер. Игорь едет по Боричеву спуску к церкви Богородицы Пирогощей.
В полумраке церкви свеча перед иконой Богородицы.
(Тут же венчание младшего сына Игоря с дочерью Рюрика, знаменующая новый политический союз. Рядом с молодыми стоят их отцы).

ЗДРАВИЦА
Свадебный пир. Во главе стола Владимир Игоревич и Кончаковна, переодетая в русское платье. На руках у них младенец, родившийся в плену. По сторонам от молодых Игорь и буй тур Всеволод.
С кубком в руках племянник Игоря Святослав, князь Рыльский, произносит:
«Певшее песнь старым князем,
а ПОТОм молодым ПЕТИ.
СЛАВА Игорю СвятоСЛАВЛИЧА!
Буй туру ВсеВОЛОДЕ!
ВЛАДИмиру ИгоРЕВИчу!
ЗдРАВИ Князи и дружиНА,
побаРАЯ за христьяНЫ
НА поганыя полКИ!
Князем славА,
А дружИНЕ
АМИНЬ»*
Князь Рыльский пьёт из кубка.

* Сходящая на конус концовка – маленький шедевр свивания строк: «влича» рождает «володе», который переходит во «влади» (а что, если бы брата звали бы не Всеволодом, а сына не Владимиром?); «ИгоРЕВИч» рождает «здРАВИ». Финальный «Аминь» рождён из «адружине». 

ТИТРЫ, набранные древним уставом или полууставом.


------------------------------------

ПРИМЕЧАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ:

Для съемок этой фильмы нужны: два коня – белый как день и черный как ночь, несколько ручных птиц, половецкий шатер, расписанный переплетенными гусями-лебедями в духе узоров Эшера, разноцветные полотнища ткани для изображения рек, карта-макет Киевской Руси с городами-церквями, стяги с силуэтами разных птиц и, самое главное, накрытый в хоромах яствами стол. Нужны также несколько фонограмм: бряцанье оружием, свист пущеной стрелы, плач невесты, пение соловья и шёпот волхования.
Для показа нескольких мысленных путешествий, таких как «расползание мыслью по древу», полёт зегзицы по Дунаю, бегство Игоря в полусне на родину, можно использовать компьютерную графику.
Для лучшей "читаемости" (обнажения структуры) фильму лучше сделать условной и минималистичной. Так, например, для показа дружины достаточно и нескольких воинов.
Поскольку в тексте многие князья сопоставляются между собой (к примеру, деды и внуки), то для наглядности было бы уместно задействовать одного исполнителя на две и более роли. Например:
Боян = старый монах = летописец = царь Давид
Молодой монах = половецкий гудец Ореви = Святослав Рыльский = Автор
Князь Игорь =  Святослав Киевский = Владимир Мономах
Буй тур Всеволод = Олег Гориславич = старый Ярослав
Хан Кончак = хан Шарукан = хан Отрок
и т.п.
Пусть персонажи различаются не столько лицами, сколько костюмами и бородами. Для представления нужны типажи: Боян – святой старец, Всеволод – Богатырь Земли Русской, Кончаковна – Восточная Принцесса и пр.
За образец построения многих ключевых сцен возьмём старые иконы и миниатюры летописей. Например, Святослав буквально "роняет золотое слово" из уст как это делает иконописный царь Давид, а сидит он на троне как Христос Вседержитель. Для повторения в кино иконописи изготовим предметы с обратной перспективой, уделим внимание позам и складкам одежды.
Две крупные ретросцены, посвящённые родоначальникам двух княжеских домов Олегу и Всеславу, лучше сделать стилистически похожими и, притом, отличными от всего прочего. К примеру, учитывая большую метафорическую насыщенность, их можно стилизовать под миниатюры Радзивиловской летописи: башенки, столы, княжьи шапки, веющие в разные стороны стяги, время от времени трубящие в трубы герольды. Всё это можно организовать на театральной сцене.

Писано мною многогрешным Игорем сыном Алексеевым в богохранимом граде Петровом в лето от создания мира 7526.