Брат, братец - этимология

Сергей Колибаба
В болгарахъ из первого рода бывают в
князи снъ (сын) в оца (отца) место и
братъ в брата место. И в Козарьахъ
такоже слышим бывающе
Ио. экз. Шестоднев (IX-X вв.) 


1) Брат

а) Иудаизм

Брат — сын либо одних и тех же родителей, либо одного из родителей (Быт., 42, 3, 4, 13; 44, 14, 23, 26; II Сам., 13, 4 и сл.). ...
Братьями назывались также члены одного племени или расы (Числ., 20, 14; Второзакон., 2, 4, 8; Амос, 1, 11). Словом брат в Библии обозначается также и человек вообще, как сын одного и того же Небесного Отца, напр.: «Из рук всякого брата человека Я взыщу душу человеческую» (Быт., 9, 5). «Ведь у всех нас один Отец, и Бог один нас создал! Зачем же мы будем изменять каждый брату своему и тем осквернять завет наших предков» (Малеахи, 2, 10). Это воззрение нашло себе выражение и в след. законе: «Если обеднеет брат твой и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он или поселенец, чтобы он жил с тобой» (Лев., 25, 35).

б) Русская Правда (XI-XII вв., пространная редакция)
 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4947

92. Если кто, умирая, разделит хозяйство свое между детьми, то так тому и быть; если же умрет без завещания, то разделить на всех детей, а на самого <покойного> отдать часть на помин души.
98. А это о наследстве. Если были у человека дети от робы, то наследства им не иметь, но предоставить свободу им с матерью.
100. А отчий двор без раздела всегда младшему сыну.
104. Если у одной матери будут дети от двух мужей, то одним идет наследство своего отца, а другим — своего.
108. О наследстве. Если братья будут судиться перед князем о наследстве, то детскому, который идет их делить, взять гривну кун.

2) Существующая этимология

а) Викисловарь
Корень: -брат- . Значение: каждый из сыновей в отношении к другим детям тех же родителей или одного из них, религ. член религиозного братства, человек, принадлежащий к выделяемой по какому-либо признаку группе.

Этимология по Максу Фасмеру

укр., блр. брат, ст.-слав. братръ, братъ, сербохорв. брат, словен. brat, стар. bratr (фриз.), чеш. bratr, польск. brat, в.-луж. bratr, н.-луж. Brats. Древняя основа на -er, форма bratъ, возм., диссимилирована из bratrъ; см.  ..., но ср. также ... Родственно др.-прусск. brati, уменьш. bratrikai "братья", лит. brotere- lis, лтш. brataritis "братец" ..., родственно bratъ, но, вероятнее, это заимств. из слав.; ... др.-инд. bhrata, авест. bratar-, арм. elbair, греч. fratir, frator "член фратрии", лат. frater, ирл. brathir, гот. bro;ar, тох. pracar. Наряду с этим уменьш. формы лит. brolis, лтш. bralis, а также иллир. vra  (Гесихий); … Мн. братья – старая собир. форма; ср. укр. браття, ст.-слав. братрия, братия, болг. братя, сербохорв. братjа, бра;а, словен. bratja, чеш. bratrii, др.-чеш. bratriie, др.-польск. Bracia (...), в.-луж. bratra, которые соответствуют греч. frVtria ; ср. также др.-инд. bhratryam "братство", ...

* Примечание: Макс Фасмер не указывает на праславянское (?) происхождение слова, как это делает Викисловарь (гипотеза — нет текстов).

3) Применение термина в церковнославянском и русском языке

а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 98-100; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012018#?page=98
  
Братана — дочь брата, XIV в. Братанич — сын брата, Пересл. лет., 986 г. Братанъ — двоюродный брат, сын брата, Нов. 1 лет, 6640 г. Братеник — брат, Новг. 1 лет., 6704 г. Братеничъ — брат, Новг. 1 лет., 6915 г. Братиица — братья, товарищи. Посл. Кирил. Белозер., ок 1400 г.
Братръ — братъ, Гр. Наз., XI в.
Братъ. Бе же Андреа братъ Симона Петра. Ио. 1:40, Остром. Еванг., сер. XI в.
Братьць - брат, Писм. Влад. Мономаха 1096 г.

б) Национальный корпус русского языка

* Изборник (1076 г.)
...тоу помянеши яко братъ твои нечьто имать на тя остави даръ свои.
   
* Иван Грозный. Послание шведскому королю Юхану III 1573 года (1573)

намъ цысарь римский братъ и иныя великия государи, а тебе тем братомъ назватися не возможно, по тому, что Свейская земля техъ государствъ честию ниже, якоже напреди явленно будет.

* А. Д. Кантемир. Ранние редакции. Сатира III. О различии страстей в человецех.
К преосвященнейшему Феофану, архиепископу Новгородскому и Великолуцкому (1731) 
Людей много, и страстей, ей, в людях немало, 
К одним то, к другим ино злое да пристало: 
Кастор любит лошадей, а брат его - рати; 
Подьячий же силится и с голого драти. 

* М. В. Милонов, П. С. Политковский. Стихи, писанные на заказ с заплатою за оные вперед десяти рублей, на которые куплены были лимон, сахар и бутылка коньяку, в
непродолжительном времени выпитая (1811-1815)
Твой брат великодушный, твердый
Европу и Россию спас. 

4) Обобщение и вывод

а) Термин «брат» в Библии

* Бытие 4:1,2: «Адам познал Еву, жену свою; она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила БРАТА (ивр. АХ) его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец».

В этом сюжете Бытия, появляется образ БРАТА; младшего сына, который во ВРЕМЕНИ появился позже старшего сына.

* Бытие 25:24-26: «И настала время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел БРАТ его, держась рукой своей за пяту Исава; и наречено имя ему Иаков».

См. Бытие гл. 25, 26, 27
Дети выросли, Исаак (отец) любил Исава, а Ревекка (мать) любила его брата - Иакова; возникла проблема наследства имущества престарелого Исаака.

Иаков сварил похлебку из чечевицы, в это время приходит усталый Исав и просит дать ему поесть этой похлебки. Иаков предложил Исаву отказаться от первородства  (наследственного права старшего сына). Исав соглашается и отказывается от прав старшего сына.

б) ЕЭБЕ/Наследование в еврейском праве


Наследственное имущество, в особенности же недвижимое, по-видимому, считалось у евреев принадлежностью всей семьи, и им распоряжался глава семьи, как ее представитель. Наследование и состояло в переходе этого права распоряжения общим семейным имуществом от одного главы семьи, после его смерти, к другому. Право наследования находилось в тесной связи с продолжением и сохранением семейного единства, а к этому считались способными  лишь сыновья, а не дочери. Семейное представительство и руководящая роль при исполнении семейных обязанностей переходила обыкновенно от отца к его Перворожденному сыну (Бытие, 49, 3; Исх., 22, 28). Первородный пользуется особым привилегированным положением среди своих братьев, которые должны были во всем подчиняться его власти (Бытие, 27, 29 и 40;
см. Дети). По всей вероятности, наследственное имущество в древности по обыкновению не делилось между братьями, а оставалось в их общем пользовании под главным управлением первородного (Nowack). 

в) Старший брат в старорусских грамотах

Около 1350—1351 гг. — Докончание великого князя Семена Ивановича с князьями Иваном Ивановичем и Андреем Ивановичем

Се  азъ, князь великии Семенъ Иванович [всея] Рус(и), с своею брат(ь)ею с молодшею, со княземъ съ [Иваномъ] и съ князем [Андреемъ], целовали есмы межи собе кр(е)стъ оу отня (отца) гроба. Быти ны заодинъ до живота. А брата своего стареишего имети ны и чтити въ отцево место. А брату нашему нас имети.  — А кто будеть брат(у) нашему стареишему недругъ, то и нам недругъ. А кто будеть брату нашему стареишему другъ, то и нам другъ. А тобе, господине, князь велиикии, без насъ не доканчивати ни с кем. …

Вывод

Согласно историческим документам  в Древнем Израиле права на наследство были закреплены за старшим сыном, эта традиция была заимствована и на территории Древней Руси.
Мы можем предположить, что термин иврита АХ брат, относился к младшим сыновьям отца, появившимися на свет позже  старшего сына.
Следовательно, русский термин БРАТЪ необходимо должен в своей графике содержать понятия СЫН и дополнение, указывающее на ограничение наследственных прав младших братьев по отношению к старшему сыну.

5)  Библейский образ и терминология иврита.

а) Терминология

См. ЕЭБЕ/Бар (арм., ивр. сын)
Бар, понятие — арамейский эквивалент еврейского Бен (сын). Некоторые таннаи
(законоучители эпохи Мишна (I-II вв.) и большинство амораев (законоучители (III-V вв.) назывались этим именем.

* русск. БР+АТЪ = арам. ивр.  Б.Р., БАР сын наследник.
* русск. БР+АТЪ  = ивр. Т. алеф (не читается).he (не читается), с огласовками ТЕА
устанавливать пограничную линию; ограничивать. ТАА выделить, отметить.
В Библии применяется  форма ТЕТАУ, от ТЕА.

Общий вид

БРАТЪ = БР+АТ = ивр., арам. Б.Р., БАР сын наследник + Т., с огласовками ТЕА
ограничивать, выделить; т. е. «брат» - наследник ограниченный в праве полного
наследования (получает долю и ограниченные права).

Источник

* См. стронг иврита  1248, БАР; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/1248.html
* См. Синодальный перевод стронга ТЕА, 8376; https://manuscript-bible.ru/S/S/h83.htm#8376 
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 72.

б) Библейский образ

* Притчи 31:1,2: «Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: что сын (БАР) мой? что, сын (БАР) чрева моего? Что, сын (БАР) обетов моих?».

* Даниил 5:21, также 22: «и отлучен был от сынов (БАР) человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесной росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет  над ним, кого хочет».

* Даниил 6:13: «Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из пленных сынов (БАР) Иудеи,  не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобой подписанный, но три раза в день молится своими молитвами».
  
* Числа 34:7: "к северу же будет у вас граница: от великого моря проведите  (ТЕТАУ от ТАА) ее к горе Ор".
* Числа 34:8: "от горы Ор проведите (ТЕТАУ от ТАА) к Емафу, и будут выступы границы к Цедаду".

Таким образом, русский термин БР+АТЪ явлется составным, образ «брата», его фонетика и графика (с учетом транслитерации, передачи термина другим алфавитом) заимствованы из книг Ветхого Завета.

Исследователи XIX-XX вв. в интерпретации терминов брали за основу лишь национальные языки, возникшие в Европе примерно с X-XII вв. и не опирались на Программу жизнедеятельности общества — Библию. В XIX веке в языкознании появилась модная индоевропейская теория, которая «объясняла» языковые факты исходя из гипотетической индоевропейской семьи народов.

Однако, для распространения имени и термина в пространстве и времени необходима
культурная организация - слова по воздуху не  распространяются: ВЛАСТЬ, ДЕНЬГИ,
письменность, учителя, пропагандисты и агитаторы, библиотеки, архивы, почта, школы, храмы, развитое ремесло, торговые отношения и самое главное — принятая
всеми религиозная доктрина, в рамках идеологии (и терминологии) которой и создаётся народная традиция и национальный язык. Всё выше перечисленное в средние века было только у одной мощной общественной организации — иудеохристианской Церкви.

Кишинев, 29. 8. 1019 г.