О неисповедимых путях

Ирина Минкина
Кто из нас не взывал в ночи: Боже, за что? Более продвинутые спрашивают: Боже, для чего? Но при этом есть такие вопросы, на которые ответов нет. Нет, и точка. Например, вопросы о детях. За что. ЗА что больные. За что насилуют. За что убивают. За что в реанимации, спасли – а он инвалид.

Об эти вопросы спотыкаются и теоретики, и практики. И священники, и бизнесмены (когда прихватит, конечно). И вроде бы каждый находит для себя какой-то ответ на них, но в момент, когда к горлу подкатывает, а сердце хватает, все равно вот это вот бессильно-злобное ЗА ЧТО…

А жизнь – она как хороший детектив. Например, работы Агаты Кристи. И мы в этом детективе – самые тупые читатели, которые впервые проглатывают сюжет и совершенно не понимают, кто убийца и что происходит. Не видят, что, оказывается, по книге разбросано много достаточно очевидных деталей и намеков на то, КТО и ПОЧЕМУ. Но все это мы понимаем, только когда всемогущий Эркюль Пуаро придет и расскажет нам, что убил мистер Икс, а доказательства – вот тут. Только тогда мы вспомним прочитанное, стукнем себя по лбу и скажем: Ах, да! Ну точно же, все же было так просто! Как же я сразу-то не догадался?

Но «это же было так просто» – только потому, что господин Пуаро все нам популярно разжевал. Тогда – да, просто. А до этого – нифига не просто. И сами мы ничего бы и не поняли без мудрого бельгийца. Вот в жизни – в ней так же. Те же самые разбросанные на пути намеки, детали, которые подсказывают. Только вот Эркюль Пуаро не придет и не расскажет. Он-то, Пуаро, знает всю правду. Но Он хочет, чтобы мы сами попробовали ее узнать. Вот мы и тычемся лицом обо все эти неразрешимые ПОЧЕМУ и ЗА ЧТО, ответ на которые где-то рядом. Где-то рядом…

Вот, скажем, дилемма реаниматолога: реанимировать или нет? Спасать ли глубоко недоношенных детей или нет? Ведь ответ есть. Но его так трудно услышать, тем более когда на это нет ни секунды. Как понять: этот малыш – он борется за жизнь или просит отпустить его? Как прочитать этот призыв в нем? Как почувствовать, увидеть, услышать?.. Но одно ясно точно: кто-то борется, а кто-то просит отпустить. Услышать бы, услышать…

В жизни нельзя будет прочесть эту книжку еще раз. Не угадал убийцу, не учуял сюжет – дадут тебе другую книгу. Другую попытку длиною в другую жизнь.