Кратко о пятом сезоне Чёрного зеркала

Анна Филимонова
Если совсем кратко, то пятый сезон "Чёрного зеркала" всё о том же - о влиянии развивающихся технологий, используемых для развлечения, всевозможных нужд и контроля и зачастую выходящих из-под контроля, на людей и человеческие взаимоотношения.

Но в данном случае создатели несколько отошли от изначального канона - действие происходит не в нашем ближайшем будущем, а практически здесь и сейчас, в настоящем или постнастоящем.

На первый взгляд, новый сезон многим поклонникам показался слишком упрощённым, не таким напряжённым, мрачным, сардоническим, шокирующим и цепляющим, как предыдущие сезоны сериала.

Но в трёх сериях сезона затрагивается более страшная тема. А именно - людям нужны суррогаты, всё настоящее часто пугает их, и они бегут от него. Ты настоящий, ты истинный, такой, какой есть на самом деле, не нужен никому.
Но ты фальшивый, твоя маска, тот образ, созданный для других и в угоду им, тяготит тебя самого.


1. Первая серия пятого сезона - это бегство от рутины взрослой жизни, родительства, брака (на первый взгляд). Бегство в виртуальную реальность, где всё новое и яркое, и где можно подобрать такое тело, какое захочешь и заниматься сексом с тем и так, как захочешь. Даже со своим лучшим другом в теле горячей блондинки.
Поэтому и показан контраст медитативного, скучноватого и серого течения обыденной реальной жизни и яркой, насыщенной программной среды в игре, где разум может полностью раскрепоститься.
Где ты более настоящий - в реальности, где каждый день ходишь на рутинную работу, где изо всех сил исполняешь роли примерного семьянина (а в глазах - тоска и скука) или в виртуальности, где можешь позволить себе самые смелые фантазии?

2. Вторая серия при поверхностном рассмотрении простая, но на деле самая сложная история, полная аналогий и аллегорий.
Главный герой пошёл на многое, чтобы ему предоставили возможность поговорить с влиятельнейшим главой крупнейшей IT-корпорации. Не просто поговорить, а рассказать о своей трагедии, очень косвенным виновником которой тот стал.
Да, отчаянным желанием главного героя, взявшего ради этого заложника и движимого чувством вины, было всего лишь поговорить с одним из создателей технологий, берущих в плен разум людей, завладевающих ими всецело.
В дело немедленно вступает по цепочке большое количество людей - сначала полиция, затем сотрудники компании, ФБР, журналисты и пр. Они "пробивают" информацию о герое с помощью соцсетей, всеми способами собирают о нём данные...
И сначала, вроде бы, пытаются найти владельца компании, чтобы сообщить ему о происшествии.
А где же сам главный архитектор?
Он в это время находится на другом конце мира, в отшельничестве в уединённом домике на скале, где, отрешившись от мирской суеты, медитирует в тишине и покое.
Многочисленные госслужащие и работники его компании, в общем, советчики и по сути посредники между главным героем и этим IT-полубогом начинают препятствовать их разговору и не хотят их соединять, хотя магнат настаивает.
В конце концов он прекращает попытки упросить свою "паству" связать его с простым отчаявшимся учителем, отключается ото всех и сам соединяется с учителем по спутниковой связи, который, в свою очередь, также отключил прослушивание госслужбами своего мобильного телефона.
И в итоге их разговор не услышал никто, кроме их самих и заложника.
Но этот разговор всё-таки состоялся, несмотря ни на что.
Теперь коротко об аналогиях, аллюзиях и аллегориях.
Обоим собеседникам по 33 года - возраст Христа.
Главного героя зовут Крис.
Медитирующий в домике среди скал IT-магнат всем своим обликом напоминает Христа.
Его слова, когда он пытался связаться со своим собеседником через спутник, обращённые к помощнице:
"Единственное благо моего положения - возможности иногда входить в режим бога". И он нажимает на кнопку.
Разговор состоялся, раненый снайперами Крис излагает магнату свою историю.
"Я решил, что могу рассказать тебе, если смогу достучаться... Оно же твоё, ты это построил! Я слышал, это ты делаешь всё таким затягивающим, чтоб глаз нельзя было оторвать. Ну, молодец! Вот тебе отзыв от благодарного пользователя. Можешь учесть в следующем обновлении..."

После этих слов христоподобный IT-магнат начал даже оправдываться перед своим собеседником:

"Всё должно было быть не так. Не таким, честное слово. Оно в самом начале было одним, а потом, в итоге, оно стало чёрт пойми чем. Конечно, не сразу. Все говорили, что надо оптимизировать, повышать активность, пока оно не стало... наркотиком. Есть один отдел, где только над этим и работают - над выработкой дофамина, и мне никак их не остановить. Я это создал, но никак, блин, не могу остановить! Я теперь стал... просто каким-то лицом компании. И вот спрятался от них..."
И просьба IT-бога к простому учителю, одному из своих пользователей:
"Крис, если я могу что-то сделать, ты должен дать мне шанс. Должно быть хоть что-то, пусть даже самая малость, какая-то мелочь, какую я могу сделать для тебя... Прошу, Крис! Что угодно".
И Крис просит. Не за себя.

Весь этот разговор напоминает попытку отчаявшегося человека, мучимого чувством вины, достучаться и поговорить с самим Богом, через все препятствия, без посредников, без советчиков, один на один. И вопросить "Вот, ты создал всё это! И мы все пользователи этого глобального универсального приложения. Ты сделал это таким затягивающим. Зачем? Почему?.." И пр. вопросы.
Причём все "посредники" не помогают, а фактически мешают поговорить с ним напрямую.
А творение на самом деле фактически живёт своей жизнью, практически вне создателя. Вернее, создатель уже не может толком его контролировать и просто устраняется.

И, наконец, компания, основанная IT-богом, называется "Осколки" (обломки, черепки...)
Осколки от жизни главного героя... Осколки личностей...
Каждый человек - словно отдельный осколок в мире технологий, уткнувшийся в свой гаджет.
Конец показательный. Главного героя застрелил снайпер (хотя, прямо не показали, может, попали в заложника, конец открытый), все получили уведомления от Приложения и взглянули в свои смартфоны, мир вернулся на круги своя, а IT-бог вновь отправился медитировать в уединении от своего же детища.

3. В третьей серии очень хорошо показан тот аспект, что человек, тем более человек публичный, раскрученный и популярный, является далеко не тем, кем кажется на экранах.
Этот глянцевый розовый образ иногда представляет собой полную противоположность внутреннему миру и душевному состоянию человека.
И порой твоё творчество, твои мысли и чувства, твоё истинное "Я" находятся в рабстве у шоу-бизнеса, у новейших его технологий, у его "цепных псов", следящих, чтобы твоё настоящее "Я" не прорвалось наружу и не испортило тщательно созданный и отлакированный образ, танцующий на сценах, на экранах, засевший в головах у фанатов (дойных коров). Причём для этой цели хороши любые психологические, манипулятивные, медикаментозные, технологические и информационные средства.
И когда человек в конце концов всё-таки вырывается из клетки и становится самим собой, это не всем по вкусу. Не все способны принять такую перемену, его реальный, но совершенно новый для них образ. Это шокирует. Две убегающие из клуба бывшие фанатки в конце серии - тому подтверждение.


P.S. Чёрное зеркало - это погасшие экраны компьютеров, телевизоров, планшетов и смартфонов. В которых даже твоё отражение - подобие тёмной и бледной тени.