С орлом составом

Владимир Карташёв
  Увлечения поселковой детворы менялись с завидным постоянством. В течение лета, мы например, до тошноты успевали наиграться в футбол и городки, в лапту и  карты. Находили время  также сходить в лес за грибами и ягодами, позагорать, покупаться в речке. Одним словом, ничему и никому не отдавали предпочтения. И все же однажды наши летние каникулы оказались заложниками нового веяния – появилась  новая игра. Она называлась «чика».
С утра до вечера мы группками уединялись по укромным местам и без устали бросали небольшую железную шайбочку – биту в кучку монет. В чем заключалась смысл игры? А в том, чтобы попасть битой в столбик монет или изловчиться так, чтобы бита, как можно ближе, легла к деньгам. В этом случае игроку давалась возможность первым  ударить  шайбочкой по кучке мелочи. Деньги считались выигранными, если монеты переворачивались на «орла». Еще деталь. Случалось  «снайпер» сразу попадал в кучку монет. В этом случае игроку надо было раньше других прокричать: «с орлом составом!» В этом случае он имел право собрать монету опять в кучку и ударить по ней битой.
В любом деле, так и в игре, есть свои мастера. Таким среди нас был Андрей Пашкевич, подросток с вечно тлеющей цигаркой в зубах. Отца у него не было. Мать постоянно пропадала на работе. Поэтому за подростком присмотра  не было никакого. Хотел Андрей идти в школу – шел. Не хотел – оставался дома. Но время зря не терял: он ежеминутно отрабатывал технику бросания биты. Вскоре мало кто из ребят мог с ним сравниться.
 Что только мы не предпринимали, чтобы  не дать себя обыграть. Даже организовывали «заговоры». Например, один из игроков в ответственный момент старался отвлечь Пашкевича, чтобы тот не мог сосредоточиться на броске. Это, правда, помогало, но не всегда.  В итоге все равно наша мелочь перекочевывала ему в карман.
Однажды Васька Конаков отлил нам несколько бит из свинца. Они приятно холодили ладонь, были увесистыми, а значит, по нашему разумению, более «прицельными».
-Теперь Андрюха не должен вчистую обыгрывать нас,- рассуждали мы.- У него бита – легче.
… На кон было выставлено один рубль шестьдесят копеек. Все монеты – двугривенные. С расстояния  семи метров кучка денег поблескивала завораживающе.. Бросили жребий. Первый бросок достался Олегу Корягину. Среди нас он был  неплохим игроком. Бывало, даже не уступал Пашкевичу.
Игра началась. Прежде, чем сделать бросок, Олег присел, сделал несколько круговых движений руками, разминая суставы, прицелился и с глубоким выдохом метнул биту. Свинец, сделав плавную траекторию, плавно приземлился впереди осевой линии, на которой находилась кучка монет. Расстояние до денег составляло несколько сантиметров.
Бросили биты и мы. Но никто не мог сравниться с Корягиным. Все с нетерпением ждали, какой результат будет у Пашкевича. Он бросал биту последним. Вот его «металка» легко вырвалась из его пальцев. Шлепок раздался в сантиметре от осевой линии. Пашкевич снова был первым – значит, ему принадлежало право первого удара по кучке денег. Мы обступили Андрея со всех сторон, желая в душе, чтобы он промахнулся.
Игрок встал на правое колено размахнулся и… в этот момент кто-то крикнул ему на ухо: «Сильнее бей, Андрюха!» Рука  мастера на мгновение дрогнула и бита просвистела рядом с кучкой мелочи. Все непроизвольно ахнули.
-  Теперь, Олег, твоя очередь!
«Свинец» Корягина, хотя и попал в кучку денег, но по касательной. В результате мелочь разъехалась по сторонам. Только две монетки перевернулись на «орла». По одной досталось нам. Когда очередь дошла до Пашкевича повторно, на кону денег уже не было. Первый  раз Андрюха проиграл. Странное дело, удовлетворения от выигрыша у нас не было. Мы почему- то все жалели Андрюху Пашкевича.