17. Ещё одна попытка

Виталий Буняк
Предыдущая http:http://www.proza.ru/2019/08/28/833

На фото: Кахновка, 1960г.Стоят: Захарченко А., Андрусенко Н., Пучка В., Корнуков А.,майор Ильичев, капитан Боровинский, Лялякин, Емец,. Грядовкин А., Давыденко.
Сидят: Клёваный, Верещак, Фирсов, Бурима, Дидух, Шпитько, Перетяка, Свиридюк И., Шиман. Лежат: Микита, Кот В., Шляхов, Вакуленко, Трус, Матенчук В.

      Училище, куда мы вернулись  на следующий день,  выглядело словно опустевшим. Мы были одни из первых, кто прибыл из лагерей. Старшим в училище был заместитель начальника училища по строевой  полковник Петухов. На следующий день прибыли курсанты из других лагерей и училище оживилось.

      Нам объявили, что желающие поступать в военные училища, могут записаться у начальника штаба. Из летных  училищ предлагались: Чугуевское, Черниговское, Ворошиловградское (позже Луганское) и кажись Армавирское. Предлагались и другие общевойсковые училища. У меня опять заискрилась надежда, и я предпринял еще одну попытку стать летчиком. Никто из нашей летной группы никуда записываться не стал.
 
     В тот решающий, как оказалось позже, в моей жизни день я в рапорте указал Чугуевское  летное училище летчиков, в котором еще до войны учился легендарный летчик-истребитель Иван Никитич Кожедуб. Запишись я тогда Черниговское училище, и, возможно, судьба моя в авиации была бы иной. 
 «Покупатели», как называли представителей училищ, беседовали с каждым желающим. Те, кто записался в летные училища, должны были  пройти медкомиссию и мы начали готовиться.

Комиссию прошли за один день. На этот раз хирург особенно внимательно осматривал мою правую  голень, на которой образовался маленький бугорок вздувшейся вены.  Ребята, которые записались в Черниговское летное училище, после комиссии сразу уехали. Из нашей эскадрильи в Чернигов уехали Женя Кравцов, Виталий Ефремов (с которыми я потом переписывался, будучи уже курсантом Сасовского летного училища ГВФ),  Иван Капля,   и еще несколько курсантов. 

Женя Кравцов после окончания Черниговского военного лётного  училища в 1964 году служил в Польше, а потом участвовал в боевых действиях в Египте в 1967 году во время англо-франко-израильской агрессии (как называли эту войну в газетах). Там он сделал тридцать пять боевых вылетов. После служил в Мукачево. В Чернигов уехал и Толя Гребенюк, с которым мы приехали из Полтавы.  Позже я узнаю, что  в 1974 году он погиб в Польше на   истребителе МиГ-21. 
 
 Некоторые курсанты дали согласие поступать в другие,  не летные училища. Кажись, в Полтавское зенитно-ракетное поступал Толя Годованюк. Время показало, что те из нас, кто хотел стать летчиком, в конце концов, своего добивались. Многих из них я позже встречал в гражданской авиации, с некоторыми  учился в Сасовском летном училище.

          Деталей уже не помню, но по какой-то причине кандидаты в другие летные училища оказались не востребованы.  Я обратился в штаб с просьбой направить меня в Чернигов. Мне ответили, что надо было раньше думать, и отказали. Я потом часто  вспоминал и корил себя , что тогда так просто сдался, не проявил настойчивости. Для меня это был,  еще один удар судьбы. «Вот и вторая попытка стать военным лётчиком не удалась», - с горечью подумал я тогда. Когда-то я читал, что неудачи закаляют характер, и  принял решение, как советовал мне мой инструктор, поступать в училище гражданской авиации.
     От поступления в другие, не летные военные училища я отказался, и меня, присвоив звание младшего сержанта, демобилизовали.

     Из Кременчуга в Полтаву я возвращался в полупустом вагоне рабочего поезда. На плечах у меня красовались курсантские погоны младшего сержанта, а на душе скребли кошки. В Полтаве я  остановился у дяди Саши. Тетя Рада  шутя, но не без злорадства тогда заметила:
          - Хоть ты и готов был землю грызть, чтобы добиться летать, но против судьбы, как видишь, не попрешь. 
Дядя Саша отнесся ко всему сочувственно, но, когда я сказал, что  буду поступать в летное училище гражданской авиации, он недоверчиво на меня посмотрел:
            - Что, опять?- и покачал головой.
 Что ж, время покажет…


Продолжение http://www.proza.ru/2019/08/28/815