На каникулах у бабушки в СССР

Любовь Лайт
Убирала я как-то в своем дворе и в доме , красила, белила. И подумала: "Откуда у меня эти знания и умения?"
И повели, словно цепочка, воспоминания в детство.
Бабушка Вера, когда нам с сестрой было лет по десять, доверяла белить дом, подводить смолой; кормление кроликов, цыплят травой,наполнение водой из колодца ведер и многое другое входило в наши обязанности.
Бабушка зарабатывала тем, что брала на дом халаты продавцов и стирала их( ведь раньше продавцы носили белые халаты). На каникулах мы с сестрой их отутюживали и по специальному способу складывали .Не дай Бог его нарушить, в результате - недовольный продавец, рассерженная бабушка, и ,бац , нет семи копеек на фруктовое мороженое и трех копеек на газированную воду с сиропом из автомата.
Я  и сестра любили мерять бабушкины платья, подвязывая их поясами.А еще перед трюмо мы одевали "фату"из накидок на подушки и представляли себя не-ве-ста-ми!А что же это за невеста без туфлей на каблуке?Выход был найден! Дедушка купил чешки и прикрепил к ним катушки от ниток,ведь раньше нитки продавали на аккуратненьких красивеньких деревянных катушечках.
В шифоньере из богатств висело только одно драповое пальто, его в то время носили по несколько десятилетий .Странно , и из моды оно не выходило! Чтобы моль не повредила столь ценную вещь, насекомых травили нафталином . Когда шифоньер открывали запах  этого "антинасекомового" средства сражал наповал!
Внизу в ящике находились еще одни сокровища - платки на голову. Они были такие разные ,пестрые, с цветами, орнаментами, шерстяные, шелковые. Обвязывая их вокруг себя, мы делали юбки ,платья, накидки на плечи - в общем все, то  что нужно для принцесс.
На крышу дома спускались ветви яблони  сорта «белый налив».Хотелось сорвать самое большое и спелое яблоко, откусывать ,как можно больше и  "лопать" ,"лопать" эту "сочность".То,  что не успевали съесть, пускали на сушку. Процесс нарезания нас с сестрой не очень забавлял, но мысль о вкусном компоте с пирогом «Наполеоном» на зимних каникулах согревала душу и вдохновляла!
Вечером для кур мы рвали траву под странными названиями "щирыця"и "лобода"(должно быть это слова местного диалекта). Рвать было ее не очень приятно, но как же весело было наблюдать за слетающимися, сбивающими друг-друга с ног птицами ,ради  «лакомого кусочка».
Готовила летом бабушка на кирогазе (это такая печка,топливом для нее служит керосин).Какие вкусные ,пышные орешки с творогом жарила бабуля!
А зимой она меня  с сестренкой баловала пирожками из слоенного теста с начинкой из тыквы и сушенной вишни. В подвале у бабушки стояли разные соленья, варенья, но на меня почему-то всегда производил впечатление огромный бутыль с красным вином в плетенной корзине с опилками .Тандем запаха винограда  и дерева  в моей памяти сохранился до сегодняшнего дня.
Деликатесом нам с сестрой служила гусиная тушенка. Челюсти ,бывало правда, побаливали от долгого пережевывания  жесткого мясца ,но это мелочи по сравнению с  его непревзойденным вкусом. Соленое сало хранилось в огромном сундуке. Правда ,когда я выросла сундук оказался не таким уж и большим. Бургеров и гамбургеров на перекус бабушка не делала, а намазывала хлеб гусиным жиром или  смальцем(свиным жиром домашнего приготовления), сверху слегка присаливая. На десерт смачивала кусочки хлеба водой и засыпала  обильно сахаром. Мне кажется, что ничего на свете вкуснее не было.
Дедушка наш слыл великим юмористом, и однажды решил подшутить , обив туалет(раньше  это место сооружали на улице) изнутри портретами  бывших членов правительства. Где он их взял, не знаю , но потом мне с сестрой пришлось старательно закрашивать эти, пристально смотрящие, холенные физиономии с орденами на пиджаках!
Помню, как мы воровали у соседа дядьки  Степки  сливу-медовку. Когда смеркалось, перелезали через забор. Узнав о наших проделках, "дядька-гад" намазал забор мазутом. Наши наряды после этого пришлось выбросить . Сколько мы выслушали от бабушки, когда она нас оттирала керосином!
Возле бабули жила феноменальная соседка баба Марфа с побитым оспой лицом и деревянной »культей» вместо ноги .Зимой и летом она сидела на лавочке в фуфайке и курила трубку. Однажды мы даже напросились к ней в гости, каково же было наше разочарование, что нигде в углу не стояли метла и ступа. В  хатке прямо на земле расположился стол-хлебник , пара табуретов ,да сундук. Хотя баба Марфа вреда никакого не приносила , соответствующие средства передвижения тоже не были обнаружены ,все же более подходящей кандидатуры на роль Бабы Яги  у нас не было.
В конце улицы ,на отшибе , жила тетя Валя .Только у нее одной на всю улицу был телефон. Он стоял  под навесом ,на специально смастеренной  мужем дядей Митей, полке, рядом лежал засаленный справочник. Звонить приходила вся округа.
Помню, как мы одевались – обувались. Шлепанцы делали, обрезая старые босоножки. Одно лето шлепки носили старшие, другое- донашивали младшие. Большие пальцы на ногах, впрочем, как и коленки, всегда сбивались до крови. И когда заживать всему этому, если мы играли в "выбивного" ,прятки, "казаки-разбойники"?
Шортов почему-то в то время для девочек не продавали. Носили только платья и они постоянно рвались о забор при прыжках. Зашивали "мастерски" сами. Выглядело это видать , не очень, потому что мама наши чистые и аккуратно сложенные вещи по возвращении от бабушки выбрасывала в мусор , приговаривая :«Это уже не одежда, а лохмотья Бабы Яги!».
А одно платье стало легендарным. Мама пошила его сама из тика для подушек( это такая очень  плотная хлобчато-бумажная ткань).Поспели в детском саду "Красная Шапочка" яблоки, и решила сестра вечерком в новом платье с компанией полакомиться фруктами. Откуда ни возьмись, появился сторож. Дети врассыпную! Сестренка метнулась к забору, перепрыгнула. Удачно или не удачно, смотря с какой стороны посмотреть, платье зацепилось! Сторож приближался, Оля беспомощно трепыхалась на штакетине! Пролет забора рухнул, а платье осталось целым и невредимым. Сестра ,не помня себя от счастья ,успела скрыться "с места преступления"!
Летом под виноградом ставили сетку-кровать. Я и сестра прыгали на ней, соревнуясь, кто выше подпрыгнет. Делали мы это, конечно, не в присутствии бабушки, иначе бы нам настала»секир-башка»! Сетка ведь растягивается!
Когда лежали на прохладненькой травке в саду ,смотрели в небо и представляли на кого же похоже очередное облако .У нас среди них проплывали и лошадки, и медведи, и кошки,а иногда даже сердитое лицо бабушки ,если мы что-нибудь натворим!
Играли в школу, начиная где-то с июля. А июнь – это было время ,когда о ней хотелось забыть напрочь, отойти. Новые тетради мама для этого дела жалела и передавала с работы испорченные накладные, журналы. Мы старательно расчерчивали графы для фамилий и оценок .На соучеников- отличников, вызывая к доске, прикрикивали ,с удовольствием им ставили двойки, ну а  себе ,конечно  же , ставили только «5» да еще и  с +!
За двором росла ,широко раскинув ветви, розовая шелковица. Ее ягоды мы струшивали на покрывало и целыми жменями запихивали в рот- как это было вкусно! Смола на вишнях и черешнях тоже не обходилась без нашего внимания. Жевачки, лучше "Орбитов" и "Диролов", не найти! Смола просто таяла во рту!
У бабушки было много цветов и она не замечала,  или делала вид,что не замечает,как исчезают бутоны с клумбы. Из них мы делали цветочных принцесс. Основой служила спичка, головой маленькие цветочки, а платьями ,чаще всего пестрые петуньи. Один лишь недочет этих кукол-цветы быстро вяли,ну да ничего, клумбы у бабули большие, цветов много!
Кареты для принцесс делали из спичечных коробков, пытаясь впрячь в них кузнечиков. Бедные кузнечики!
Иногда к бабушке приезжал наш двоюродный брат. Мы с ним не очень то дружили , мальчишка все-таки. После просмотра передачи  «В гостях у сказки»( с тетей Валей)  или фильмов "Электроник","Гостья из будущего" он переключал тумблер на каналы, где ничего не показывали и пытался расслышать сигналы с других планет. Иногда брату даже удавалось ,что то услышать, но к сожалению языка инопланетян он не понимал, а в школе инопланетные языки пока не изучают .
В конце огорода густо "произрастала" малина. Участок в углу примерно метр на метр мы с сестрой решили вырубить  и сделать нашим тайным местом. В  ржавом барабане( с рисунком из мультфильма "Чунга-Чанга") с отломленным верхом варили компот. Узнав о наших проделках бабушка не на шутку рассердилась, при этом , обзывая нас не понятным на то время словом "анцыхрысты". А мы в свою очередь недоумевали, как она нас «вычислила»? А то, что от костра дым стоял коромыслом нам было как-то «невдомек»!
Зимой с горы в балке мы катались на старом ржавом корыте. Часто уникальное  средство передвижения  переворачивалось и полностью нас накрывало. Хохот доводил до боли в животе! Домой приходили с заледенелыми подолами, рукавицы от застывшего на них снега и льда походили на коконы .Мы их меняли –заледенелые на оттаявшие,на мокрые,но главное нагретые у печи.
Как бы мы ни чудили - бабушка  всегда готова была нас взять к себе, а внуков у нее бывало собиралось по пятеро, а то и по шестеро! Спали поперек кроватей, по краю наставляя стулья. Традицией бабушки Веры , нам накормленным и умытым в тазу ,было рассказать на ночь сказку и прочитать «Отче наш».Мои любимые сказки про" Ивасыка –Тэлэсыка" и "Змию Олэнку". Я любила слушать колыбельную"Пишла кыця по водыцю".Бабушка разговаривала на украинском диалекте.

Все же какое веселое у нас было детство – коньки ,санки, лыжи, клюшки. У нас коченели руки и ноги от холода, мы ели снежинки и грызли сосульки, но почти никогда не болели, а если такое  и случалось ,то лечились всего лишь аспирином и  пили чай с малиной! Обнося соседские деревья с зеленоватыми сливами, абрикосами ,черешнями не думали о последствиях, а расстройство желудков нас даже веселило. На раны мы прикладывали пыльный подорожник и подумать не могли ,что от него может быть ,какая- то там инфекция.
Детство, каникулы у бабушки - это незабываемо ,это на всю жизнь!