История одной музы. Глава 5

Александра Тевс
Обитель я покинула в тот же день. После объяснения в кабинете сестра Ириола отправилась вместе со мной в мою келью, подождала, пока я соберу свои малочисленные личные вещи, а затем объявила общий сбор, на котором была озвучена новость о том, что Обитель будет закрыта.
 Сестры перенесли это по-разному. Кто-то со стойкостью и поджатыми губами, как сестра Хельга, кто-то истерикой, как сестра Доната, которой сразу же принялись совать успокоительные капли, кто-то растерянно, как сестра Аглая, которая постоянно повторяла: “А как же мои земляные груши?”, но никто, кроме меня - с тихой радостью и предвкушением. Поэтому и прощание вышло скомканным, вернее, его даже не было - немного оправившиеся от первого шока женщины окружили плотным голдящим кольцом сестру Сибиллу, а сестра Ириола подхватила меня под локоть, после чего мы незамеченными вышли из Обители и сели в мягкое кожаное нутро черного самохода. “Гриф”, все еще ожидавший во дворе, получил по пути “добро” от моей сопровождающей, перехватил поудобней свои папки и, слегка прихрамывая, затрусил ко входу в Обитель. Сама же сестра села за руль, завела мотор и принялась разворачивать самоход к воротам.
- Вы оставите этого мужчину в Обители? - удивилась я.
- Да.
- Но как же…?
Мужчинам не было места среди серых сестёр. Разве что рабочий мог войти, чтобы кое-что подправить, или  усталый путник мог переночевать на сеновале да получить миску супа, либо тяжелобольной  остаться в лазарете.
- … обет целомудрия? Не волнуйся, гоподин Тагор, он… скажем так, очень предан своему начальнику и его ничего, кроме процветания оного, не интересует. Да и ночевать он там не будет.
- А где?
- Смотри.
Мы выехали за ворота, остановились и под стенами Обители я увидела огромный грузовик и разбитый рядом с ним просторный желтый шатер. Вокруг шатра суетились несколько мужчин в коричневых комбинезонах - собирали мебель, носили какие-то свертки и корзины, откуда-то доносился запах жареного мяса. Сестра Ириола нажала на клаксон - от группы отделился мужчина с ружьем на плече и подошел к нам.
- Все в порядке, светлая сестра?
- Да, Ренар. Я просто хотела сказать, что моя миссия здесь выполнена и я возвращаюсь в столицу.
- Выделить вам сопровождение?
- Не нужно. Нас будет хранить Сияющий. И - она кивнула на небольшой ящичек рядом с рулем -  изобретение господина Револя(1).
Мужчина ухмыльнулся.
- И пусть еще кто-то скажет, что женщины за себя постоять не могут. Что же, ровной дороги вам тогда(2).
 - И вам безоблачного неба (3), Ренар.

Путь в столицу занял два дня и прошел без каких либо приключений, кроме, разве что, ночевки в одной из гостиниц Бакша. Сестра Ириола потребовала самый лучший номер - “люкс”, а затем, едва сдерживая улыбку, объясняла мнущей от смущения подол мне, что в странной фарфоровой раковиной со смешным названием “биде”моют совсем не ноги. Ох, что же тогда меня будет ожидать в столице?

 Даркеш обрушился на меня лавиной цветов, звуков и запахов. Сияли эфиролампы(4), зазывали уличные торговцы, ревели запряженные в телеги ослы и мулы, тарахтели многочисленные самоходы и тук-туки(5), запах моторной гари смешивался с запахом навоза и снеди из придорожных закусочных. У меня от всего этого почти сразу же закружилась голова и начало подташнивать, но сестра Ириола привычно вертела руль и сигналила особо наглым, лезущим прямо в окно торговцам, пока, наконец, мы не заехали в какие-то ворота и оказались в тишине и чистоте. Среди разросшихся апельсиновых и персиковых деревьев белели стены двухэтажного особняка.
- Это мой дом. - донеслось до меня, как сквозь вату. - Я думаю, что тебе лучше начать свой путь именно отсюда.

В доме сестры Ириолы я провела полтора месяца, за что была ей невероятно благодарна - Обитель, в которой прошла вся моя сознательная жизнь, оказалась лишь крохотным островком в бушующем океане жизни, чьи волны сразу же бы поглотили абсолютно неподготовленную меня.

Первым делом после того, как я немного пришла в себя от перемены места и климата (столица, раскинувшаяся на берегах озера Кеш, находилась южнее Обители) было получение паспорта - тонкой книжицы размером с ладонь, на чей зеленой кожаной обложке золотом был оттиснут герб Хасина - весы Гареда, а внутри была приклеена моя светокарточка(6) и каллиграфическим почерком выведены мои имя и дата рождения.
- Это - самый важный твой документ! Береги его и никому не отдавай! - напутствовала новая наставница.
 Затем последовали покупка новых платий  (“Ты больше не послушница и поэтому не обязана ходить в их одежде”), лекции о законах Хасина, моих правах и обязанностях, как его гражданки, политической ситуации в стране и мире, ценах на продукты, а также знакомство со многими мне до сих пор незнакомыми предметами, которые здесь были в порядке вещей - чтобы я не чувствовала себя неотесанной дикаркой, как в номере бакшской гостиницы. А предметов было невероятно много - вот уж точно не поскупился Сияющий, поделившись возможностью создавать со своими творениями! Но если такие вещи, как холодильный шкаф, пылесос, стиральная машина, ветрогон(7)питающиеся от эфиросети, переговорник(8), газовая печь и нагреватель воды в ванной были вполне понятны - они значительно облегчали жизнь, то некоторые просто изумляли своей ненужностью. Такие, как светотеатр.
- Сегодня в Даркеш привозят новую ленту и мы просто обязаны ее посмотреть! В семь часов вечера в новом светотеатре состоится первый показ и ты поедешь со мной. Наденешь то зеленое платье с вышивкой, которое мы купили для выхода.
 Начало было многообещающее - сестра Ириола, не смотря на свой солидный возраст и положение, казалось, даже подпрыгивала от радости, когда мы вошли в большой зал с покрытыми позолотой стенами и бесчетными рядами кресел, обитых мягкой красной тканью. Смуглый мальчик в красном, в тон обивки кресел, костюмчике провел нас на самый верхний ряд и почтительно спросил, не будет ли нам еще чего угодно.
- Воды со льдом и солёных орешков.
Зал постепенно наполнялся, а я, заразившись волнением от сестры Ириолы, таскала с блюда орешки и напряженно рассматривала огромную стену, обитую белой тканью - “экран”. Тут свет начал постепенно гаснуть и моя спутница возбужденно прошептала: “Сейчас начнется!” Тьма окутала зал. И тут грянул гром!

- Неужели тебе не понравилось? Но почему? Испугалась в начале?
Не знаю, как я удержалась тогда, чтобы не спрятаться под кресло или выбежать прочь из зала - неверное, меня на несколько мгновений просто сковал дикий ужас. Когда же я наконец снова почувствовала себя хозяйкой рук и ног, то вместо грома заиграла веселая музыка, тьма развеялась и на белой стене появилась смеющаяся рожица и надпись “Приключения неуловимого Кираса”, да и все присутствующие в зале, включая сестру Ириолу, спокойно остались сидеть на своих местах. Украдкой стряхнув с подола выплюнутые от неожиданности орехи, я уподобилась им и впилась глазами в экран.
- Нет. Просто я считаю, что это неправильно.
  Лента - движущиеся и разговаривающие фигуры на белом экране - вызвала у меня целую бурю чувств. Повествование было о том, как маленький, кругленький и лысый законник(9) Отис пытался поймать Кираса - высокого, худого мужчину в черной маске, ограбившего какой-то музей, но последний все время уходил от возмездия, то бросив законнику в лицо пирог, то перерзав ему ремень на брюках, то подсунув ему вместо сокровища коробку, из которой при открывании вылетали перья, а в конце концов жулик сел в самоход с крыльями и улетел, оставив своего преследователя беспомощно махать руками и пищать: “Я тебя достану, Кирас!” Люди в зале хохотали, даже сестра Ириола иногда посмеивалась, прикрыв рот ладошкой, я же от души жалела несчастного Ортиса, а к конце чуть было не заплакала.
 - Что именно?
- Смеяться над неудачами других людей. И поддерживать преступника. Ведь он же вор, он нарушил закон, а они все радовались, что он избежал наказания. Это несправедливо.
- Но ведь это все просто выдумки.... - начала было сестра Ириола, но, посмотрев мне в лицо, запнулась, тяжело вздохнула и взяла меня за руку. - Надеюсь, что в дальнейшем ты столкнешься с несправедливостью лишь на экране светотеатре.
 Я кивнула и пожала ей руку. Но в стветотеатр решила больше не ходить - дел у меня достаточно, так  зачем тратить время на то, чтобы смотреть на несправедливость? Да и сестра Ириола больше не настаивала, ведь у нее дел было еще больше, чем у меня, но, если честно, то я так и не поняла, чем именно она занимается. Да, она принадлежала к Ордену, но сама сестра носила пусть и закрытые и скромные, но мирские и довольно дорогие платья из шелка и тончайшего хлопка, волосы ее были уложены в затейливую прическу (одеяние служительницы культа, в котором я ее увидела впервые, при мне она надевала лишь пару раз), а её дом не имел ничего общего с Обителью и ее режимом. Здесь не проживали другие сёстры, зато была прислуга - кухарка, две горничные и пожилой садовник, а ещё в него были вхожи посетители, среди которых было немало мужчин различных возрастов.Примерно через декаду я осмелела для того, чтобы одним вечером после опроса по заданной к самостоятельному изучению теме спросить эту загадочную женщину о роде ее занятий, но получила расплывчатый ответ:
- Все мы служим Сияющему.  Просто среди нас, как и на любой службе, есть рядовые, есть командующие ротой, батальоном, полком, армией… - она вздохнула, опустилась в кресло перед окном и  помассировала виски - … И чем выше ранг, тем больше возможностей и полномочий, но и ответственности с заботами тоже гораздо больше. Так, на чём мы там остановились? У тебя вопросы по прочитанному есть?
- Может, вам лучше отдохнуть? - почему-то лишь сейчас я заметила, какой у сестры Ириолы измученный вид и со стыдом вспомнила, что после утренних лекций об устройстве Хасина я-то читала книги в библиотеке, а она приняла целую прорву посетителей. - Мне даже неудобно, что я принесла вам дополнительные хлопоты. Почему...
- Потому, что ты не обязана отвечать за чужие грехи, обеты или убеждения(10). Я хочу, чтобы у тебя был выбор. А его можно сделать, лишь увидев то, из чего можно выбирать. Поэтому я и подготавливаю тебя ко всему, что может встретится на твоем пути. Ах, хватит! - женщина сделал жест, словно она скомкала и выбросила лист бумаги, показывая, что эта тема для нее полностью исчерпана. - Если по прочитанному у тебя вопросов нет, то давай я покажу тебе, как правильно делать эту прическу, а то у тебя она совсем растрепалась.
 Она чуть ли не силой усадила меня на пол перед собой и принялась распускать косу, которую я, подражая ей, пыталась заплести венком вокруг головы. Черепаховый гребень плавно и размеренно скользил по волосам, распутывая колтуны и вычесывая мои сомнения и неловкость. В конце концов, сама Сэйя подарила мне встречу с этой женщиной, а от божественных подарков отказываться глупо. Больше подобные мысли меня не посещали. Я с благодарностью принимала помощь сестры Ириолы, прилежно училась и блестяще сдавала устроенные ею своеобразные “экзамены”: самостоятельный поход на местный рынок, открытие счета в банке, готовка и уборка с помощью новых для меня средств… Пять декад пролетели, как один миг, но всему приходит конец - после получения мною прав на вождение самохода моя учительница заявила: “Что ж, я вижу, что ты более-менее готова для того, чтобы начать самостоятельный путь. Но остался один важный экзамен - ты должна научиться зарабатывать деньги”.

 Я откинулась в кресле и со вздохом облегчения вытянула свои многострадальные ноги - уже несколько дней я ищу работу, но все безрезультатно. А ведь казалось бы, что тут сложного - в газетах было полно объявлений о вакансиях нянечек для детей, горничный, сиделок, прачек и подавальщиков(11). Но стоило мне прийти к потенциальному работодателю по указанному адресу, то место уже оказывалось занятым, а в незанятых местах со мной начинали твориться странные вещи -  воздух вдруг начинал казаться душным и спертым, от чего уже через пять минут становилось трудно дышать, а через десять голову словно начинало стягивать железным обручем и вдобавок присоединялся какой-то затхлый, неприятный запах. Из-за этого я начинала потеть, краснеть, ерзать, отвечать невпопад и получала отказы.  Особенно худо пришлось сегодня, у пожилого респектабельного мужчины, предложившего мне место горничной на очень выгодных условиях - в его доме настолько воняло помойкой, что я даже совершила два совершенно недостойных поступка: украдкой вылила поданный хозяином  отдающий плесенью лимонад в кадку с орхидеями, а затем, сославшись на нужду, вышла в уборную и сбежала оттуда через окно. Чтобы сейчас в ворохе газет искать новые объявления. Накопленная усталость мягким молотом ударила меня по затылку -  покрытые мелкими строчками листы выскользнули из рук и с тихим шелестом спланировали на ковер. Последняя мысль, промелькнувшая у меня в голове была -  странно, что сестра Ириола не пришла поинтересоваться, как продвигаются поиски.
 Очнулась я поздной ночью.Было тихо, а в незашторенное окно комнаты широким потоком лился серебристый свет полной луны. Выбравшись из кресла, а подошла к окну, распахнула его и несколько минут вдыхала теплый, напоенный ароматом ночных цветов воздух, а затем, осмотревшись и убедившись, что вокруг никого нет, мысленно сняла с себя “блок”. В тот же момент ярко вспыхнули узоры на моей коже, ноги оторвались от пола, а усталость и разочарования полного бесплодных попыток уступили место легкости и желанию танцевать от радости. Представив привлеченного моим сиянием толстого ночного мотылька кавалером, я церемонно пригласила его на танец, но мохнатый изменник спорхнул с пальца и, басовито жужжа, направился вглубь комнаты, где грузно плюхнулся на более заинтересовавший его предмет. Опустившись на пол, я прошагала вслед на ним и подняла газетный лист, на одном из объявлений которого деловито шевелило усиками насекомое.
 “В лечебный центр “Тихая гавань” требуется медицинский и обслуживающий персонал. Возможность проживания. Обращаться по адресу…”
 Мотылек раскрыл и снова сложил крылья, словно спросив: “Смекаешь?”
 -  Да! Я поняла! Спасибо!
 Слова эти были произнесены шепотом, но та, которой они предназначались, меня услышала -  исполнивший свою миссию посланник запорхал вокруг меня, словно напоминая, что я вроде как хотела пригласить его на танец.

1 - аналог револьвера, здесь назван в честь изобретателя.
2 +3 - стандартные хасинские пожелание удачного путешествия и всего наилучшего.
4 - электролампы. Электричество на Эйоле зовется эфиром.
5 - аналог мопеда. Иногда в прицепом для перевозки грузов или пассажиров.
6 - фотография
7 - вентилятор
8 - телефон
9 - полицейский
10 -  часто в монастыри подбрасывали так называемых “детей греха”, рожденных вне брака, а в некоторых местностях отдавали в услужение, чтобы показать свою веру, отблагодарить божество за оказанную помощь в каком-либо вопросе или просто решив, что здесь ребенку “будет лучше”(например, из-за проблем со здоровьем или внешностью). Ириола и Сибилла были “жертвами” подобных практик, в монастыре они же и познакомились, но затем их дороги разошлись.
11 - официант