Такое кино...

Александр Прохладный
В пятом классе я перешёл в другую  школу, до неё шагать дольше – около трёх километров, путь неблизкий, почти до самой «шахты». До войны на окраине нашего поселка велись разработки сланцевых рудников, но однажды шахтерскую «лавочку» прикрыли, а терриконы* и названия – остались. Вот и школа та называлась «шахтёрской», где учился я вполне успешно, хотя отличником никогда не был – просто не выкладывался в полную силу.

Дорога к школе пролегала мимо усадьбы Рыжова, он был ранен и контужен на войне, имел охотничьи ружья, у его двора всегда кружили собаки, они грозно облаивали всех прохожих, их то я опасался больше всего. Хозяин той свирепой своры был с виду хмурый и важный, ходил в галифе** и полувоенном кителе, он преподавал нам физкультуру, а по выходным бродил с ружьём по лесу, отслеживая дичь. Подстрелил как-то наш физрук и рысь, а однажды приволок домой медвежонка, через год охотник "под хмельком" полез в клетку к изрядно подросшему питомцу и тот крепко потрепал своего хозяина, после чего был приговорён к высшей мере.

Из учебного процесса мне запомнились несколько моментов, вот один из них – на перемене гнались за мной по коридору мальчишки, я заскочил в свой класс и оглядевшись – увидел швабру в ведре, рывком подтянул к двери учительский стул и поставил на него сей инструмент тряпичным окончанием вверх. Сам же, предвкушая забавную развязку – замер в трёх шагах от двери. Пацанам видимо надоела тема и они переключились на другие развлечения, но мои ожидания оказались не напрасными – дверь в класс широко распахнулась и …, Лариса Евсеевна – преподавательница русского языка и литературы оказалась жертвой моей изобретательности. Шок ! Вину перекладывать не на кого – я один в классе, а для неё – схлопотать шваброй от любимого ученика … У меня отнялись ноги, закончилось это художество вполне логично, как говорил Аркадий Райкин : - Ремень, руки и это самое … объект воспитания.

К занятиям я приходил рано – всегда боялся опоздать, но в классе уже стоял гомон, десяток "продвинутых" мальчишек обсуждали вчерашний кинофильм, перебивая друг друга - они беспорядочно выкрикивали : - А этот – бац его по башке ! – Который в маске – дурень, надо было шпагой, шпагой колоть … - А лошадь – в овраг, вместе с каретой ! Я молча проходил на своё место и раскладывал учебники, в кино удавалось сходить раз в году – заветные десять копеек взять было негде, просить у родителей не хватало храбрости, знал что не было лишних денег в семье. Платили ссуду за дом – восемнадцать лет, перебивались как могли, потому и единственное культурное мероприятие посёлка обходило меня стороной. Телевизоров тогда ещё не было, зато я книги читал – запоем, в двух библиотеках не осталось ни одной без отпечатков моих пальцев. В классе всегда находились ехидные сверстники, подтрунивавшие надо мной – что, снова не было денег на кино ? В ответ я только отводил взгляд и молча глотал обиду – возразить было нечего. Но иногда и музыка звучала в душе – это когда учителя зачитывали оценки за сочинения и диктанты, у меня – одни пятерки, к тому же предметы история, геометрия, немецкий, литература, география, русский язык, – все это я постигал без особого напряжения. Для моих пересмешников тройка была запредельным символом.

Много лет миновало с тех пор – часть "кинолюбителей" навсегда задержались на отметке "где родился – там и пригодился", одни ради учёбы не захотели покидать родные места, другим наука просто не давалась. Работали на лесозаготовках, строили-латали дороги и шабашничали по найму.  Я уехал в пятнадцать лет, мне везло в жизни и хотя не стал ни маршалом авиации, ни вице-губернатором, но - Божьей милостью, в городе, который уже полвека в списке "миллионников", всегда держался на плаву. Вижу сверстников своих крайне редко, они меня не узнают, да и брататься с ними некогда - с автобуса к родителям на кладбище и обратно, успеть на последнюю электричку...


*- Насыпи из отходов при добыче полезных ископаемых.
**-Галифе — брюки, облегающие голени и сильно расширяющиеся на бёдрах.


28.08.19 г.         6:33