Воспоминание и размышления

Геннадий Тоскин
 
                (отрывки)
Моё родное село Воробьёвка расположено на берегу большого озера Талдыколь, Макинского района в Казахстане. Вся жизнь села связана с ним. Жители села на нём рыбачат, охотятся на уток, заготавливают камыш на топливо и стройку. В годы моего детства  хозяйки стирала в озере бельё, а ребятня  играли на его берегу почти всё лето.
. Пока в село не провели электричество, постоянной проблемой для жителей села была добыча топлива. Керосин экономили для ламп освящения, а печи топили кизяком. Готовили его таким образом: сбрасывали в кучу  навоз от овец, коров и лошадей, поливали водой, и чаще всего дети, месили эту массу ногами. Затем получившийся густой состав забивали в деревянные формы и вываливали сырой кизяк на ровное место для просушки. Горячее солнце и ветер удаляли воду, а подсохшие кизяки люди относили в сарай.
В каждом дворе стояли печи, в которых в летнее время грели воду, варили еду, жарили рыбу и пекли лепёшки. Летом ужинали в основном  во дворе дома, где помимо печи стоял небольшой стол и две скамьи возле него. В сухую погоду стелили на траву рядно* и садились кружком.
Заготовка топлива - это была каждодневная проблема селян. Летом косили в степи полынь, рубили кустарники. На зиму, по первому льду, косили камыш на озере и складывали в сарай.
*рядно - толстый холст домашнего производства
                ДЕТСТВО

                Северное сияние

Быстротечна в степи весна. В ту неповторимую ночь, мая 1941 года, мы с отцом и другими рабочими подсобного хозяйства возвращались домой.  Установилась  удивительно тихая погода. Но вдруг мы стали на северной части неба непонятное движение всех цветов радуги. Это сияние иногда становилось очень ярким, пульсировало и медленно поднималось вверх. Огромные, разноцветные вертикальные столбы передвигались и постепенно гасли. Впечатление было ошеломляющее. Старики молились, лошади нервничали, собаки выли.
Все последующие дни сельчане только и говорили об этом явлении. Гадали, что предвещает это редкое в казахстанских степях явление, и сводили к тому это к войне. Больше подобных явлений природы я не наблюдал, а война действительно началась. Война жестокая дошедшая до самых глухих деревень.

                Первый учитель

Со своим первым учителем я познакомился в один из весенних дней 1941 года. Была тихая солнечная  майская погода. Мама напекла пирожков со щавелем, завернула часть из них в полотенце и отправила меня в школу, чтобы накормить брата. За мной увязалась наша собачка Зойка. Проулками я дошёл до школы и поднялся по ступенькам. Не стесняясь открыл дверь в класс и позвал брата:
-Вань! Мама пирожков напекла. На, ешь! Они ещё тёплые.
Зойка, увидев в классе брата, радостно затявкала и побежала к нему. Ученики и учитель от такого неожиданного  нашего визита захохотали. Дети вскочили и окружили парту, за которой сидел Иван. Я подошёл к брату и отдал пирожки. Зойка улеглась у ног Ивана.
Учитель спросил:
- Как тебя зовут?
- Генкой.
- Сколько тебе лет, Геннадий?
- Скоро будет пять.
- Маловат ещё.
- Маловат пока. Подрастай и примем тебя в школу.

Учитель дал мне грифельную доску, мел и усадил за парту, рядом с братом.
- Дети, помните мы читали рассказ про Филиппка?
- Да, помним!
- Вот перед вами и воробьёвский Филиппок.

Долго в селе вспоминали мой поход в школу с пирожками и Зойкой. Позже, когда я учился в первом классе у Хованского Алексея Ивановича, он с добрым юмором вспоминал этот случай и порой называл меня Филипком.

Помню своего первого учителя как высокого, худощавого человека  с живыми глазами, седой головой и ровно подстриженными усами. Одевался он в армейскую форму, носил длинную шинель с красными петлицами.В класс входил уверенной походкой с  выправкой  военного, долгие годы отслужившего в армии. Приветствовал нас словами: “Здравствуйте, дети”. Называл дату текущего дня и объявлял чем будем заниматься на уроке.

В комнате одновременно учились дети первого и третьего классов. Здесь стояла вращающаяся доска: на одной стороне написано задание для первого класса, а на второй - для третьего. Алексей Иванович вначале давал задания старшим ученикам, а затем занимался с первоклассниками. Мои первые школьные годы пришлись  в военное лихолетье. На уроках учитель рассказывал как воюют  на фронте наши отцы, братья. На уроках пения Алексей Иванович под аккомпанемент гитары разучивал с нами народные, фронтовые песни. Во время самостоятельной работы при решении математических задач, разрешал вставать с места, чтобы сверить с другом правильность действий.

Жители села Воробьёвка относились к учителю уважительно: женщины, при встрече с ним, кланялись, а мужчины снимали головные уборы. Сельчане часто приходили к Алексею Ивановичу за советом, просили прочитать письма с фронта и объяснить непонятные слова. Старики приходили с просьбой написать письмо сыну на фронт.  Учитель жил в отдельной комнате при школе. Родители часто через детей передавали ему еду. Те открывали дверь в учительскую и ставили на стол в углу нехитрую снедь.

Умер Алексей Иванович ранней весной 1945 года. Сельские и ссыльные мужики накрыли его гроб старой офицерской шинелью, а после захоронения отсалютовали из охотничьих ружей.

Позднее, работая в РайОНО, я узнал, что Хованский Алексей Иванович служил кавалерийским офицером царской армии. Принял революцию, служил в штабе Тухачевского. В 1937-ом году был репрессирован и выслан на поселение в Казахстан, в с. Воробьёвка. Реабилитирован после смерти Сталина.

                ***

За многие годы работы в системе народного  образования у меня сложился определённый идеал сельского учителя. Это не просто преподаватель, проводящий уроки в классе, а он должен быть воспитателем, который всеми своими интересами принадлежит к деревенской среде. Сельский учитель должен знать быт, нравы, традиции селения, в котором проживает. Он  побуждает детей к осознанному отношению к природе, уважению к родителям и старым людям. Учитель должен  быть образцом порядочности, чистоплотности, носителем нравственных правил и  привить ученикам уважение к чужой собственности. Где, как не в школе, должны получить дети первые примеры для жизни? Вся эта ответственность лежит на учителе.