Рассказ акустика

Сергей Чухонцев
"Дорогой Сергей Васильевич, доброго времени суток! Прочёл вашу заметку по поводу столкновения К-211 с иностранной ПЛ. Думаю, вам будет интересно более детально узнать, что же предшествовало столкновению...
Итак, начну с того, что я тогда был техником - гидроакустикам и именно я сидел на вахте с молодым матросом, который две недели назад или чуть более прибыл к нам из УКОППа. А вот на рулях у нас сидел в этот момент "нонсенс"! Или, по-другому сказать, один пенсионер, который лет 30-40 до этого отслужил командиром торпедолова. Сей катер списали, командиру ещё до конца контракта служить целый год.
В кадрах ему посоветовали поговорить с кем-нибудь из командиров пл, встать у них на штат и спокойненько повалять дурака ещё годик до пенсии. Старик это заслужил. Пришёл он к нам и просится у Льва Василича Захарова (командир пл) постоять на штате.
 А у нас, как назло боцмана нет. Мичман Пучков, поступил в какое-то пехотное училище, а нам через две недели в автономку идти, а прямо сейчас контрольный выход. Кэп и говорит старику: "Возьму. Будешь у нас боцманом". Тот взмолился, что не приходилось ему рулить таким большим крейсером, но отказаться не посмел. А Лев Василич добавил: « Научим!»
Ну, а вскоре мы отправились в тот самый выход. Прикомандировали к нам, на всякий случай, ещё опытного боцмана вдобавок к нашему пенсионеру, как обычно это и бывает. Суток двое работали по готовности номер один в полигоне, экипаж почти не спал, за исключением "пассажиров", ну и меня, конечно. Я просто отоспался в генераторной выгородке 1-го отсека.
Затем объявили готовность №2 и отправились в другой полигон. А до него было семь часов ходу, предполагалось что за переход все отоспятся, а там опять пахать по боевому. Я заступил на вахту у себя, а на рули посадили "старичка" и велели ему к рулям не прикасаться. А чего их трогать то? Предполагалось, не меняя режима идти семь часов, опытный боцманюга дрых рядом, у борта. Но этого не знал начальник штаба дивизии, который дремал в кресле в центральном посту, пока командир также отсыпался. Ну, заступили на вахту, идём себе и идём. Что-то около часа, ничего не предвещало предстоящей развязки.
Как вы понимаете, "они" уже сидели у нас на хвосте, рассчитав и заняв соответственно глубину пониже нас, мы же не прятались не от кого. А тем временем происходили следующие события. Пенсионер испуганно таращился на рули и боялся к ним прикоснуться, лодка же помалому теряла глубину, скорость как-никак 10 узлов. А начальник штаба был очень грубый товарищ, обычно изъяснялся матом. И вот тут он, приоткрыв один глаз, заметил, что глубина не 50 метров, а 45! Да, как рявкнет: "Боцман, глубина! Ёп твою мать!" Ну, и ... "боцман" ударил по рулю. Лодка чуть не нырнула, вахтенный механик чётко отреагировал, вхерачил реверс обеими винтами. И после этого очень, очень быстро, я вдруг увидел в правых кормовых углах чёткий выброс на пять баллов.
Не веря в чудеса, я не спеша перевёл визир на выброс, и опять не поверил уже своим ушам - это был классический и чистейший шум американской подводной лодки.
Крикнув второму оператору:- " Слушай, сынок, это же подводная лодка" - я взял в руки микрофон и разинул рот, чтобы доложить командованию, но не успел. Мощный толчок подкинул меня в кресле, микрофон улетел из рук. Затем второй удар, а за ним вибрация как будто мы выскочили на берег и несёмся по кочкам. И тишина... А я не мог оторвать глаз от глубиномера, на нём стрелка как с ума сошла, но постепенно успокоилась. К этому времени была уже объявлена боевая тревога и вся гидроакустическая группа во главе с командиром были в рубке. На вопль из центрального: - "Акустик! Горизонт?!", я уверенно доложил:- "Горизонт чист!" И была уже полная тишина, пиндосы застопорили ход ещё раньше нас. Вскоре америкосы дали ход, мы их писали на магнитофон минут семь. Звук был совсем другой нежели я слышал до столкновения. Валерий Игоревич (командир гидроакустической группы), со смехом, охарактеризовал его:- "так, как будто, когда собака сидит и срёт и неожиданно кто то пинком бьёт её под жопу". Вот такой звук издавал изуродованный винт американской подводной лодки.
Потом был док. Хорошо помню замену винта, как на велике колесо поменяли. Кусок чужого железа в рваном корпусе при мне обнаружил сварщик. Я его попросил отрезать мальца на память, а он взмолился - Да его ничего не берёт. Вот так это приблизительно выглядит в моей памяти, Сергей Васильевич."

Техник гидроакустик - Нечаев Александр


PS. Из "Википедии":
"23 мая 1981 года подводная лодка К-211, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с подводной лодкой, опознанной по фрагментам корпуса, оставшимся в месте столкновения, как американская АПЛ класса «Стёрджен». Столкновение произошло по вине командира американской субмарины, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем. В англоязычных источниках единственное столкновение в этот период произошло у британской HMS Sceptre (S104) класса «Суифтшюр»."