Подлодки Северного флота в годы войны

Алексей Афонюшкир
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДВОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ       ФЛОТЕ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Боевые возможности подводных лодок Северного флота

В годы войны на долю подводников Северного флота выпала трудная миссия: атаки противника на конвои, доставлявшие в Мурманск военные и гражданские грузы по Ленд-лизу, им приходилось отражать сравнительно малыми силами.
К началу военных действий на советско-германском фронте в рядах ВМФ СССР насчитывалось 212 подлодок четырёх классов. По водоизмещению они распределялись на несколько типов. В численном виде их соотношение выглядело следующим образом:
-малые подводные лодки (водоизмещение 400 тонн) — 83;
-средние (500-850) — 95;
-большие (900) — 13;
-минные заградители (менее 400) — 21.

Самое большое количество подводных лодок всех классов имелось у Тихоокеанского флота (85). На втором месте по этому показателю был Балтийский флот (68). Черноморский занимал третье место (44). Северный флот в своём составе имел всего 15 подводных судов. Из них:
-малые п/л (серия М-XII) — 6;
-средние (Щ-Х) — 6;
-большие (К-ХIV) – 3.
Минных заградителей, способных усилить минную оборону против надводных и подводных кораблей врага, у северных подводников не было вообще.
Вот именно этими подводными силами Северный флот и встретил врага в конце июня 1941-го. Чуть позже, осенью, когда Ленинград и Балтийский флот уже были в осаде, по Беломорско-Балтийскому каналу на север было переброшено ещё 6 подлодок [Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1981].

Вооружение

Главным оружием подводников были торпеды трёх серий — 53-38, 53-38У и 53-39. Первые две модели поступили на флот в 1939 году, последняя, обладавшая более высокой скоростью, встала на вооружение в самом начале войны.
По тактико-техническим данным эти модели различались массой заряда, дальностью хода торпеды и её скоростью. Исходя из образцов это соотношение при равной дальности хода от четырёх до восьми километров было таким:
-модель 53-38 — масса 300 кг/ скорость 44,5 узлов до 4 км, 34,5 узлов до 8;
-53-38У — 400/ 44,5-34,5;
-новейшая модель 53-39 — 317/51-39.
У всех парогазовых торпед имелось три ходовых режима, различных по скорости и дальности наведения. По этим параметрам и по надёжности оружия они превосходили модели всех сторон, принимавших участие во Второй мировой войне.
Ближе к концу 1943 года вооружение подводных лодок было усилено бесследными торпедами с электрическим приводом ЭТ-80. На них появился неконтактный взрыватель серии НВС, позволявший подрывать торпедный заряд вблизи обшивки вражеского корабля, что наносило ему больший ущерб.
Оружие на минных заградителях, ставших поступать на Северный флот из Ленинграда в 1942 году, когда Финский залив был уже почти полностью перекрыт для балтийских подлодок, состояло из якорных мин с ударно-механическим подрывом. На больших подлодках К-XIV использовались гальваноударные мины, которые выпускались в двух модификациях минрепа: стандартной и увеличенной, позволявшей крепить мины с больших глубин. В 1944 году с подлодок стала устанавливаться плавающая мина.

Средства связи

Радиосвязь между подводными лодками и командованием флота обеспечивали мощные передатчики, дававшие возможность передавать и получать сигнал из максимально доступных районов. Единственным недостатком этой аппаратуры был риск обнаружения противником подводной лодки: передача радиограмм и их приём могли производиться лишь из надводного положения. Из соображений безопасности это делалось только ночью, когда информация, полученная в течение дня, порой уже теряла свою актуальность.
Ситуацию исправила антенна типа ВАН-ПЗ, поступившая на подлодки в 1943-м. Она была выдвижной и позволяла осуществлять двухстороннюю связь с небольшой глубины, без всплытия судна на поверхность.

Средства наблюдения и обнаружения противника

Основным инструментом для ориентации в надводной обстановке стал перископ. На малых подводных лодках он был представлен в единственном экземпляре, на больших устанавливалось два перископа.  Один обеспечивал широкий горизонтальный обзор поверхности воды и предназначался для командира. Другим управлял зенитчик, наблюдавший воздушную обстановку.
Под водой морякам ориентироваться позволял шумопеленгатор. Несмотря на все свои недостатки, связанные в основном со слабой изученностью проблем пеленгации в мире вообще, по тем временам это был достаточно эффективный прибор. Он давал возможность обнаруживать подводные и надводные суда врага по шумам винтов на относительно большом расстоянии. Это облегчало их поиск, атаку, а также собственный отход в случае вынужденного отступления.

Резюмируя всё, сказанное выше, можно с уверенностью констатировать, что наши подлодки были грозным оружием, не уступающим ни в чём даже лучшим иностранным образцам.